Инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность и значение инвестиционной политики государства.
Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:
Отразить сущность и виды инвестиционной политики.
Охарактеризовать инвестиционную политику Республики Беларусь на современном этапе.
Предложить меры по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политика ее инструменты и особенности в Республике Беларусь.docx

— 347.13 Кб (Скачать файл)

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в  рамках административной и экономической  форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование  инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов  власти.

Правовые  инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового  регулирования отнесем:

    • разработку, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;
    • заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);
    • принятие государственных программ;
    • систему реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся как в "чисто" инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в  большинстве иных законов, которые  формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего  на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

  • законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся Конституция, Инвестиционный и Гражданский кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности (в том числе Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов);
  • законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность — налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий и др.[10, c. 85]

Инструменты административного  регулирования относятся к группе средств прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

  • регистрацию, лицензирование, квотирование;
  • применение системы санкций и ограничений;
  • разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
  • введение административных мер, что предусматривает изъятия ограничительного характера. Они включают индивидуальное изменение условий осуществления инвестиций, устанавливаемое нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленное на ограничение прав при осуществлении инвестиционной деятельности для одного или группы инвесторов;
  • согласительно-разрешительные процедуры — применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения прав на осуществление капитальных вложений;

• управление государственной собственностью. Блок экономических инструментов (регуляторов) государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

К активно-структурным  инструментам относятся.

1. Государственная поддержка подразумевает непосредственно инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки.

Государственная поддержка  может осуществляться как в прямой, так и косвенной формах. Первая реализуется посредством: финансов (предоставления средств бюджета  развития; предоставления бюджетных  ссуд; предоставления ссуд, финансируемых  за счет государственных внешних  заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы  процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями  и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных  средств) активов, государственных  гарантий.

Вторая предполагает применение: квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот при уплате налогов и  сборов; отдельных соглашений, затрагивающих  будущие доходы государства (включение  и/или последующее финансирование инвестиционных проектов в рамках межправительственных соглашений).

Государственная поддержка  реализуется также через механизмы  изъятия стимулирующего характера  и специального налогового режима, применение инвестиционных и реинвестиционных скидок, включение проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого государственного имущества  и (или) имущественных прав [3, с. 10].

2. Государственное финансирование инвестиций — инвестиционная деятельность государства, направленная на создание и модернизацию государственной собственности и обеспечение выполнения государством своих функций. Осуществляется путем:

  • предоставления государственных бюджетных кредитов на возвратной основе, государственных ассигнований из бюджета на безвозвратной (безвозмездной) основе;
  • финансирования в рамках целевых или адресных, или инвестиционных программ, через бюджет развития, "стабилизационный фонд" инвестиционных проектов из государственных внешних заимствований;

• предоставления инвестиционного налогового кредита.

Также за счет средств бюджета  государство может финансировать  и кредитовать строительство  на основе смешанного инвестирования.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется государством через целевые программы:

  • государственное участие через государственные закупки, государственное потребление, защита инвестиций;
  • связанное кредитование, являющееся одним из активных инструментов государственного участия в реализации инвестиционных проектов. Со своей стороны Правительство дает поручения и распоряжения Минэкономики и Министерству финансов по обеспечению кредитования реализации проектов.
  1. При прямом проектном финансировании по сравнению с другими видами финансирования (акционерным и государственным) объектом инвестирования выступает непосредственно сам проект, который является способом обслуживания долговых обязательств.
  1. Амортизационная политика определяет порядок начисления амортизации имущества в целях налогообложения. Ускоренная амортизация является так называемой "скрытой" инвестиционной льготой, расширяющей возможности организаций инвестировать часть прибыли в инвестиционные фонды. Этот процесс необходимо увязать с системой оценки основных фондов и совмещать с правильными и целенаправленными действиями в других сферах регулирования.
  2. Управление внешним "активным" и "пассивным" долгом — это процесс выработки стратегии управления задолженностью органов государственной власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки государственных органов власти в отношении степени риска и стоимости, а также решать другие важные задачи. Долговая политика при умелом ее применении представляет собой сильный инструмент государственного регулирования. Для эффективного его применения необходимо создать последовательную систему управления долгами.

Фискально-структурные  инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой  политики относятся:

• определение доходных и расходных статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);

• дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;

  • назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов налога);
  • экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.[10, c. 88]

Бюджетно-налоговая политика подразумевает сокращение правительственных  расходов, повышение налогов или  то и другое одновременно. Такой  подход называется фискальной рестрикцией и обеспечивает снижение совокупного спроса и регулирование потенциального инфляционного воздействия притока инвестиционного капитала. Государственное налоговое регулирование инвестиционной деятельности состоит в ее стимулировании или дестимулировании посредством вышеперечисленных налоговых рычагов .

Монетарные  инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

  • целевое кредитование (политика избирательного кредитования);
  • установление "кредитных" потолков (кредитные ограничения);
  • прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);
  • регулирование минимальных резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);
  • осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);
  • операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в рамках определенных нормативов);
  • регулирование эмиссии и общей денежной массы;
  • льготные займы;
  • антиинфляционные меры.

Таким образом, государственная  инвестиционная политика призвана создавать  реальные возможности и условия  для инвестирования со стороны государства, стимулировать инвестиционный рынок, соблюдать баланс между политикой  протекционизма, либерализма и лоббирования. Государство при этом выступает  в роли организатора инвестиционно-финансового рынка, участника инвестиционно-финансового рынка, менеджера инвестиционных процессов.

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Характеристика  инвестиционной политики Республики  Беларусь

 

Инвестиционная политика Беларуси направлена на создание условий  для сохранения высоких темпов инвестиций на благо населения и производства конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение  между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и  Российской Федерацией, располагающей  огромными сырьевыми и энергетическими  запасами; социальная, политическая и  экономическая стабильность; законодательная  и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и  экспортный потенциал; высококвалифицированная  и относительно недорогая рабочая  сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более  привлекательной для инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного  климата в республике будут реализовываться  меры по: подписанию международных  соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности  инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию  возможностей свободных экономических  зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное  финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим  и иным условиям реализации проекта  на белорусском рынке. Важная роль в  создании благоприятного инвестиционного  климата в республике принадлежит  Консультативному совету по иностранным  инвестициям, возглавляемому Премьер-министром  Республики Беларусь. В его состав входят представители государственных  структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Большое  внимание в республике уделяется  информационному обеспечению международной  деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям. Созданы Национальное инвестиционное агентство и Национальный инвестиционный сайт: www.invest.belarus.by[8]

Информация о работе Инвестиционная политика