Инвестиционная привлекательность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Проблема инвестиционной привлекательности РФ является актуальной на сегодняшний день. В настоящее время иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие экономики РФ, инвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится все приоритетней, пришло понимание необходимости привлечения большего количества иностранных инвестиций.
Данная работа посвящена анализу зарубежных инвестиций, в ней рассматривается мировой опыт и практика России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия «инвестиции» и «инвестиционная привлекательность»…………...……………………………………..…………....4
§1.1. Экономическая сущность инвестиций, содержание и их классификация…………………………………………………………………….4
§1.2. Понятие инвестиционной привлекательности, ее виды и показатели…..6
Глава 2. Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций………..…..9
§2.1. Международные соглашения регулирующие иностранные инвестиции………………………………...............................................................9
§2.2. Опыт зарубежных стран в сфере привлечения иностранных инвестиций………………………….…………………..………………………..12
Глава 3. Инвестиционная привлекательность РФ…………………….……….15
§3.1. Оценка инвестиционной привлекательности РФ……………………….15
§3.2. Объем и структура иностранных инвестиций в экономике РФ………..16
§3.3. Пути повышения инвестиционной привлекательности РФ………...….18
Заключение………………………………………………………….....................21
Список литературы……………………………………………………................23

Файлы: 1 файл

Егорова 232.docx

— 95.26 Кб (Скачать файл)

2) региональные инструменты регулирования;

3) многосторонние соглашения.

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения о  взаимном поощрении и защите  капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об  избежании двойного налогообложения.

В настоящее время в мире насчитывается  около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых  были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между  двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих  перед сторонами в ходе инвестиционного  процесса.

В преамбуле таких соглашений, как  правило, фиксируется готовность государств-партнеров  создавать благоприятные условия  для частных инвестиций другой стороны  с учетом того, что поощрение и  взаимная защита инвестиций ведут к  развитию всестороннего и взаимовыгодного  экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

  • национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
  • режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

 

В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».

Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной  потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации  его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации  основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

Важным элементом современной  международной правовой базы для  иностранных инвестиций является еще  один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных  инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные  условия для их деятельности [8].

 

§2.2. Опыт зарубежных стран  в сфере регулирования иностранных  инвестиций

Принимая  решение об осуществлении инвестиций в экономику той или иной страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые  для успешной и стабильной предпринимательской  деятельности. Это прежде всего уровень  социально-политической и экономической  стабильности, наличие развитой законодательной  базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся  совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.

Здесь же следует ограничиться замечанием о  том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации  национальных законов об иностранных  инвестициях, внеся в них соответствующие  поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные  условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств  об иностранных инвестициях в  последнее десятилетие относятся  следующие:

  • Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
  • Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.
  • Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
  • Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
  • Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
  • Введение ускоренной амортизации.
  • Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
  • Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
  • Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
  • Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
  • Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

 

Особое  внимание уделяется привлечению  иностранных инвестиций в так  называемые зоны развития -- территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении  финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или  снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить  Ирландия, которая привлекла за два  года иностранные инвестиции на сумму  в 5 млрд. долл. больше благодаря предоставлению следующих льгот:

· снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;

· финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);

· субсидии на оплату аренды (в размере 45--60%) и  приобретение недвижимости (в размере 45--60%);

· содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.

Одним из наиболее распространенных за рубежом  способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве  и инвестиционном сотрудничестве так  называемой «стабилизационной оговорки».

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять  независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом -- с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении  капитала, развивающиеся государства  и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные  меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая  на многосторонней основе стандарты  по урегулированию деятельности иностранных  инвесторов [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ  РФ

 

§3.1.  Оценка инвестиционной привлекательности  РФ

Говоря  об инвестиционный привлекательности  страны, стоит взвесить сильные (инвестиционный потенциал) и слабые (инвестиционный риск) стороны страны.

 

Сильные стороны российской экономики:

  • Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов
  • Большая емкость внутреннего рынка
  • Развитая телекоммуникационная инфраструктура
  • Слабая конкуренция среди иностранных инвесторов

 

Слабые стороны российской экономики:

  • Несовершенство политической, законодательной и административной среды
  • Транспортно-логистическая инфраструктура является одной из самой непривлкательной стороной для иностранных инвесторов
  • Инновации и культура предпринимательства. Инновационному развитию России мешает крайне низкий уровень НИОКР в компаниях, слабость системы НИОКР и неразвитая инфраструктура[21].

 

В 2013 году Россия оказалась на предпоследнем  месте среди рынков, наиболее привлекательных  для инвестиций. Об этом говорится в исследовании Economist Intelligence Unit2, проводившемся на основе опроса 730 инвесторов по всему миру. Лишь 12 процентов респондентов сочли Россию хорошим местом для вложения средств в свете потенциального роста стоимости активов.

§3.2.  Объем и структура иностранных инвестиций в экономике РФ

По приведенным ниже данным видно, что на прямые и портфельные инвестиции приходится меньше половины всего ежегодного притока иностранных инвестиций в Россию. А поскольку именно этот вид вложений учитывается в международной  статистике, то позиции нашей страны на мировом рынке капитала пока выглядят весьма скромно по сравнению с  ее реальным потенциалом.

 

Таблица 2. Динамика иностранных инвестиций в экономику России, млн.дол

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

2000

4429

145

6384

10958

2005

13072

453

40126

53651

2007

27797

4194

88950

120941

2008

27027

1415

75327

103769

2009

15906

882

65139

81927

2010

13810

1076

99860

114748

2011

18415

805

171423

190643

2012

18666

1816

134088

154570


 

Следует отметить наличие достаточно четкой тендеции, характеризующейся  ростом объема инвестиций с 2000 года до середины 2008 года. После финансово-экономического кризиса Россия потеряла почти половину иностранных инвестиций и, к сожалению, до сих пор не восстановила приток иностранного капитала, по сравнению с 2007 годом [20].

 

Главной формой реализации иностранных  инвестиций в экономике нашей  страны – это создание совместных предприятий. Число предприятий и организаций с участием иностранного капитала в России в 2012 году составило около 20 тысяч. Больше всего предприятий и организаций с участием иностранного капитала зарегистрировано в России с Кипром, Китаем, Германией и др.

 

Таблица 3. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2012г., по основным странам-инвесторам [20]

 

Млн. долларов США

В процентах к итогу (%)

Люксембург

43774

13,8

Нидерланды

61490

18,9

Великобритания

26677

9,4

Кипр

76739

23,2

Германия

24913

7,9

Виргинские острова

12506

4,5

Франция

9820

3,7

Япония

10779

4,0

Ирландия

14310

4,9

Китай

27922

9,7




 

По видам  экономической деятельности инвестиции в основном вкладывают в добычу полезных ископаемых, обрабатывающее производство, недвижисомть, транспорт и связь.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность Российской Федерации