Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:05, реферат
Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом (например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране.
Введение……………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и сущность иностранных инвестиций
1.1 Понятие инвестиций и их виды…………………………………………………….5
1.2 Основные виды иностранных инвестиций в России…………………………...…7
Глава 2. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам……...10
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по их виду…………………….…11
2.3 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности…………………………………………………………………………....12
Глава 3. Перспективы развития инвестиционных отношений России с иностранными инвесторами
3.1 Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения……………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………....
2.2 Анализ структуры
иностранных инвестиций по их
виду
Рассмотрим видовую структуру иностранных
инвестиций, чтобы понять какую долю в
общем объеме составляют каждый вид инвестиций:
прямые, портфельные, прочие (см. Таблица
2.3 Приложение 5)
Итак, анализируя объем иностранных инвестиций
за 2008-2013 гг.следует отметить положительную
динамику прямых иностранных инвестиций.
Однако с вложениями капитала в Россию
складывается ситуация, когда иностранные
инвестиции все более и более приобретают
кредитную направленность. Вместе с тем
обозначилось структурное размывание
инвестиций, сглаживаются приоритеты
в инвестиционной политике. Иностранные
инвестиции во все большей мере сводятся
к внешнему заимствованию (преимущественно
российского происхождения), тогда как
технико-технологическая составляющая
прямых инвестиций, как основа прогресса,
практически сводится к нулю.
Как видно, в структуре иностранных инвестиций
преобладают «прочие» (к ним относятся
кредиты и займы). В 2012 г. они составили
15306 млн. долл., или 77,4% общего объема; в
2013 г. — уже 40126 млн. долл., а в 2012 г – 88950
млн. долл. США. Однако зарубежные кредиты
не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя.
Зачастую денежные средства даже не покидают
страну, выделившую связанные кредиты,
а используются на месте для оплаты товаров
в счет займа. Велика также доля «связанных»
кредитов, оговаривающих порядок использования
финансовых ресурсов, нередко предоставляемых
под гарантии государства и в случае провала
кредитуемого проекта подлежащих списанию
на государственный долг.
Если такое положение сохранится, то неизбежно
ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся
условия предоставления новых кредитов,
возрастут затраты на обслуживание внешнего
долга. Такая структура инвестиций не
может привести к стабилизации экономического
развития страны, что на сегодня является
важной проблемой.
Несмотря на то, что тенденции и объем
привлекаемых в Россию инвестиций меняются,
не меняется их структура. Кредиты все
еще преобладают над прямыми и портфельными
инвестициями — это может быть связано
с национальными условиями перевода капитала
за границу, могут быть и другие причины,
одна из которых — желание подстраховаться
при вложении в российскую экономику.
2.3 Анализ структуры
иностранных инвестиций по видам экономической
деятельности
Проследим объемы инвестиций, поступивших
от иностранных инвесторов по видам экономической
деятельности (см. Таблица 2.4 Приложение
6).
За период с 2008-2013 основной отраслью –
получателем иностранных инвестиций явилась
промышленность – более 40%. Причем здесь
выделяются топливная промышленность,
в которую было направлено более 20% иностранных
инвестиций, нефтедобывающая – более
19%, а также торговля и общественное питание
– более 32%. Отмеченная направленность
капиталовложений зарубежных инвесторов
характерна для последних 5 лет. Крупными
получателями иностранных капиталовложений
являются также черная и цветная металлургия
– по 7% от общего объема. В этом четко проявляются
интересы иностранных инвесторов к сырьевому
сектору экономики России.
Рассматривая секторальное распределение
иностранных инвестиций в российскую
экономику, необходимо отметить их несоответствие
общемировым тенденциям. В России в первичном
секторе (добывающие отрасли, сельское,
лесное, рыбное хозяйство) сконцентрировано
24,9% инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая
промышленность) – 25,2%; в третичном секторе
(сфера услуг и наукоемкие технологии)
– около 50%.
Доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых
в первичный сектор экономики, остается
значительно выше, а во вторичный и третичный - заметно ниже среднемировых
показателей.
Основная масса притока иностранного
капитала направляется в торгово-финансовый
сектор. Сфера материального производства
получает около половины годового объема
инвестиций. Тем не менее, реальный сектор
остается хронически недоинвестированным,
отмечается старение его производственного
аппарата.
Однако преимущественное инвестирование
рыночной и финансовой инфраструктуры
способствует укреплению сферы услуг,
продвижению реформ, становлению более
передовой отраслевой структуры экономики
России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений
осуществляют транснациональные корпорации
(ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям,
где они имеют по сравнению с национальными
компаниями ярко выраженные конкурентные
преимущества, к числу которых можно отнести
возможность экономии на масштабах и общем
управлении, высокий уровень затрат на
НИОКР, наличие квалифицированной рабочей
силы, низкие трансграничные издержки
транспорта, связи и координации всех
внутрифирменных операций. Наивысший
эффект эти преимущества дают в услугах
и наукоемких отраслях промышленности,
в которых концентрируются мощные ТНК.
Заметно проявляется интерес иностранных
инвесторов к добывающим отраслям, топливной
промышленности, к отраслям с быстрой
оборачиваемостью капитала, что связано
с краткосрочными интересами иностранных
вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые
отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но
несмотря на то, что нефтяная промышленность
лидирует по привлечению иностранного
капитала, общий объем инвестиций в ее
развитие остается недостаточным, положение
дел ухудшается. Серьезную проблему представляет
собой масштабный отток за рубеж доходов
нефтедобывающей отрасли.
Распределение иностранных инвестиций
по отраслям промышленности во многом
определяется краткосрочными интересами
зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы
заняли ведущие позиции в кондитерской,
пивоваренной, табачной промышленности.
Тогда как в машиностроение зарубежных
инвесторов не допускают.
Наиболее привлекательными для инвесторов
остаются инфраструктурные монополии
и высокомонополизированные отрасли (прежде
всего топливно-энергетический комплекс),
имеющие гарантированный спрос на внутреннем
и внешнем рынках. Отрасли, ориентирующиеся
на внутренний рынок, привлекают значительно
меньше инвестиций. (Исключение – торговля
и пищевая промышленность, где спрос на
продукцию практически гарантирован.)
Остальные сферы деятельности из-за ограниченности
рынков сбыта и недостаточной конкурентоспособности
оказались в стороне от инвестиционных
потоков.
Около 15% иностранных капиталов, поступивших
в РФ в 2013 году, сосредоточены в добыче
полезных ископаемых. Абсолютным лидером
здесь является добыча сырой нефти, на
которую приходится 12% всех накопленных
капиталов. Здесь доминируют прямые иностранные
инвестиции, которые обеспечивают иностранным
партнерам контроль над ключевыми российскими
месторождениями топливных ресурсов.
Привлекают иностранцев и металлические
руды, но их доля мала - всего 0,6% от общего
объема накоплений, да и преобладают здесь
кредитные ресурсы (57%).
Лидером по привлечению иностранных инвестиций
по итогам 2012 года стала оптовая и розничная
торговля – 39,1% поступлений. Следует также
отметить, что в эту сферу на протяжении
периода с 2010г. по 2013г. привлекается значительный
объем иностранных инвестиций.
Обрабатывающие производства вместе взятые
также являются одной из самых крупных
сфер иностранных вложений: в 2013 г. их доля
в общем объеме поступлений составила
26,4% (31948 млн. долл.). В этой сфере относительно
велика доля прямых иностранных инвестиций
(56%), но доля кредитов постоянно растет.
В 2012 году в данную сферу был привлечен
наибольший объем иностранных инвестиций
– 15148 млн.долл. (27,5%).
Среди потенциальных новых лидеров по
привлечению иностранных инвестиций в
обрабатывающую промышленность необходимо
отметить производство кокса и нефтепродуктов,
химическое производство и производство
автомобилей. Доля последнего в ближайшие
годы должна очень заметно вырасти после
реализации планов крупнейших автомобилестроительных
концернов мира по развитию производственных
предприятий в России.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей
промышленности, куда иностранный капитал
идет крайне неохотно, но где назрела острая
потребность в модернизации и реструктуризации.
Это связано с необходимостью как повышения
общего уровня конкурентоспособности
российской экономики, так и решения важных
социальных проблем. Текстильное производство,
производство электрического, электронного
и оптического оборудования, электрических
машин, аппаратуры для радио, телевидения
и связи, медицинской техники - все эти
сферы обойдены вниманием иностранных
инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее
ввозить готовую продукцию этих отраслей,
производимую во многих странах в избытке,
чем создавать конкурентоспособные производства
в РФ.
В меньшей мере поступают иностранные
инвестиции в строительство (2,4%), транспорт
и связь (5,5%), финансовую деятельность
(3,7%) и операции с недвижимым имуществом,
аренду и предоставление услуг (7%).
Остальные сферы практически не получают
иностранных инвестиций, хотя являются
очень важными для экономики страны. Это
такие отрасли как обязательное социальное
обеспечение, образование, здравоохранение
и предоставление социальных услуг, сельское
хозяйство– их доля в общем объеме поступивших
инвестиций колеблется от 0 до 0,5%. А между
тем приток инвестиций в эти сферы значительно
бы улучшил ситуацию в стране.
Большой интерес иностранных инвесторов
по-прежнему вызывает растущий российский
рынок электросвязи и сухопутный транспорт.
При этом на транспорте преобладают прямые
инвестиции (92%), а в электросвязи - кредиты
(81%).
Незначительные объемы капиталов, вложенные
зарубежными инвесторами в геологоразведочные,
геофизические работы, инженерно-техническое
проектирование, свидетельствуют о том,
что иностранные партнеры делают ставку
в основном на использование ресурсов
уже разведанных месторождений. А это
негативно сказывается на средне- и долгосрочных
перспективах добывающей отрасли в целом.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании
таких приоритетных для нашей страны сфер,
как научные исследования и разработки,
деятельность с использованием вычислительной
техники и информационных технологий,
также остается крайне незначительным
(на уровне 0,1% всех накопленных капиталовложений).
Очевидно, России предстоит еще немало
сделать в целях выработки действенного
алгоритма привлечения зарубежных инвестиций
для финансирования приоритетных сфер
экономики, связанных с научно-техническим
прогрессом. При этом важно четко разграничить
те сферы НИОКР, которые останутся закрытыми
для иностранцев, и те, где их участие должно
разумно регулироваться и при необходимости
стимулироваться.
Итак, по итогам 2013 года наиболее привлекательными
для иностранных инвесторов стали, обрабатывающие
производства, добыча полезных ископаемых,
а так же оптовая и розничная торговля.
А ряд отраслей социального характера
(это обязательное социальное обеспечение,
образование, здравоохранение и предоставление
социальных услуг), сельское хозяйство,
можно сказать, не участвуют в притоке
иностранных инвестиций.
3. Роль Государства в поддержке инвестиций.
Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Таким образом, государство может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать определенную структуру инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия, которые можно классифицировать следующим образом (см. рисунок 1).
Главная задача государственной
политики поддержки инвестиций заключается
в создании благоприятных экономических
условий для развития инвестиционной
деятельности. Привлекательность
Прямое участие государства
в инвестиционной деятельности обычно
осуществляется в форме целевого
финансирования капитальных вложений,
осуществляемых за счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов
РФ, в том числе совместно с
иностранными инвесторами. Кроме непосредственного
выделения средств из бюджета
для финансирования инвестиционных
проектов, государство может также
осуществлять выпуск целевых облигационных
и иных аналогичных инвестиционных
займов; предоставлять концессии
отечественным и иностранным
инвесторам по итогам торгов (конкурсов
и аукционов); обеспечивать государственные
гарантии по проектам, реализуемых
за счет средств федерального и региональных
бюджетов. Формирование перечня строек
и объектов технического перевооружения
для федеральных
3.1. Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения
Приток иностранного капитала
в любую страну и эффективность
капиталовложений определяются преимуществами
инвестиционного климата в
Необходимым условием для привлечения
иностранных капиталов в Россию является
борьба с криминальными элементами. В
международной экономике все больше возрастает
роль мелких и средних инвесторов, а они
и являются основными объектами криминальных
структур.
За последние годы Россия потеряла ощутимое
количество реальных иностранных инвесторов,
которые желали вложить средства в российские
предприятия, но были вынуждены отказаться
от этого. Причинами отказа стали:
- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность
производства в России; сложные и запутанные
способы регистрации инвестиций в российские
предприятия;
- неуступчивость российских партнеров,
а также
их неадекватная оценка вклада российской
стороны;
- неготовность руководителей российских
предприятий к конкретным действиям и
сотрудничеству с иностранными инвесторами,
низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование
таможенного режима в России. В настоящее
время ряд иностранных компаний, реализующих
импортозамещающие проекты, столкнулись
с ситуацией, в которой действующие ставки
таможенных пошлин на сырье, комплектующие
и готовую продукцию делают производство
в России нецелесообразным.
В настоящее время инвестиционный климат
в России является недостаточно благоприятным
для широкого привлечения иностранных
инвестиций, в первую очередь прямых.5
Стремление России интегрироваться в
мировое экономическое хозяйство приводит
к возможности относительно свободного
перемещения иностранного капитала. В
сегодняшней ситуации проблема его привлечения
в нашу страну стоит весьма остро. Ряд
отраслей отечественной промышленности
испытывает инвестиционный голод, поэтому
приток капиталов, как российских, так
и из-за рубежа, может дать импульс для
выхода из кризисного состояния, стимулировать
деловую активность на внутреннем рынке,
повысить конкурентоспособность российских
товаров на мировом рынке.
Очень серьезная проблема в области налогов
— риск двойного налогообложения. Когда
государства и их деловые круги вкладывают
свои денежные средства в экономику других
стран, предоставляют другим государствам
кредиты, получая при этом дивиденды и
проценты. Такое взаимодействие предполагает
оплату товаров и услуг, предоставление
и возврат кредитов. Если получатель доходов
находится, живет и работает в одной стране,
а получает доходы из других стран, то
и в своей, и в других странах он может
попадать под действие налоговых законов,
вследствие чего с одного и того же дохода
налоги могут взиматься в двух и более
странах. Так и возникает двойное налогообложение.
Очевидно, что такое двойное налогообложение
снижает заинтересованность предприятий,
организаций в осуществлении деятельности
за пределами своей страны.
Российская Федерация заключила ряд межправительственных
соглашений об устранении двойного налогообложения.
Она также признала и выполняет все подобные
договоры, заключенные в свое время Советским
Союзом и РСФСР с иностранными государствами.
Глубокий кризис конца лета 1998г. привел
к изменению положения с иностранными
инвестициями в России. Между тем, по имеющимся
оценкам, в настоящее время собственные
средства российских предприятий составляют
не более одной четверти от того объема
инвестиционных потребностей, которые,
как предполагается, предстоит удовлетворить
по мере перехода российской экономики
к росту. Основными составляющими инвестиционной
политики преуспевающих стран являются:
во-первых, последовательная либерализация
ограничений и запретов при сохранении
внутренней стабильности, исходя из политических
и экономических интересов; во-вторых,
отраслевое регулирование размещения
прямых инвестиций с целью не допустить
усиления влияния иностранного капитала
на стратегически значимые направления,
что создает предпосылки для оптимизации
экономической структуры.
Инвестиционный режим современной России
все еще сильно отличается от общепринятых
международных норм и правил регулирования
капитальных вложений. Кроме того, серьезными
ограничителями развития инвестиционной
деятельности в России являются широко
распространенные негативные факты криминализации
экономики, бюрократического произвола
и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном
улучшении. В настоящее время в России
эффективность специального национального
законодательства об иностранных инвестициях,
которое должно направить деятельность
иностранных инвесторов в желаемое для
государство русло, как показывает отечественная
практика, оказалась незначительной. Например,
если проанализировать содержание многих
нормативных документов регулирующих
деятельность иностранного инвестора
в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов
они нередко не выдерживают сравнения
с аналогичными правовыми актами, действующими
в зарубежных странах, в том числе и однотипных
с Россией государствах с переходной экономикой.
К тому же в РФ механизмы их применения,
как правило, недостаточно отработаны.
Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются
подзаконными актами, вводимыми в действие
после принятия соответствующих законов,
а временами даже ослабляются или неправильно
интерпретируются в таких актах, что порождает
путаницу и снижает эффективность создаваемой
правовой базы.
Немаловажное значение имеют неформальные
ограничения в отношении иностранных
инвесторов. Среди них можно отметить
многоступенчатость процедуры получения
разрешения, а также многочисленность
и подробность пунктов заявки на получение
разрешения. К неформальным ограничениям
следует отнести и бюрократизацию регулирования
последующей деятельности иностранной
компании в стране, предоставления кредитов
и др. Все это усугубляет положение, создаваемое
для иностранных предпринимателей сравнительно
незначительными официальными ограничениями.
Взятые в целом ограничения для иностранных
инвесторов ухудшают инвестиционный климат
России. Сложившийся в настоящее время
режим регулирования капитальных вложений
не соответствует общемировым правилам
и не поощряет иностранных инвесторов
к освоению российского рынка. Для выправления
создавшегося положения, прежде всего,
требуется упорядочить законодательство
в данной сфере.
Общий порядок регулирования иностранных
инвестиций, исходя из мировой практики,
должен предусматривать либерализацию
инвестиционного режима и переход к единообразным
правилам и нормам. Для решения задачи
масштабного направления капитала, в том
числе и иностранного, в реальный сектор
производства наряду с укреплением банковской
системы РФ следует приступить к созданию
других инструментов, чтобы сформировать
в России полноценную инфраструктуру
инвестиций.
В данной работе автором
были рассмотрены понятие
Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.
Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика
большую часть иностранных
Наиболее привлекательные
отрасли для иностранных
В региональной структуре
наблюдается неравномерность распределения
иностранных инвестиций. Характерной
для региональной структуры иностранных
инвестиций в России является высокая
концентрация иностранного капитала в
столичных городах-мегаполисах
Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.
Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.
1)
2)
3) Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник,
2-е издание/Е.Ф.Борисов – М: ТК «Велби»,
ООО «Изд.Проспект», 2012. – 544 с.
4)
5) Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке
иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской
дело. – 2012. - №5. – с.19-24, №6. – с.31-34
6)
7)
8) Мальцев Г.Н. Иностранные инвестиции
в российскую экономику/ Г.Н.Мальцев// ЭКО.
– 2012. - №10. – с.20-34
10)
11) Уголков Д. Иностранные инвестиции в
Россию:прямые, портфельные и возвратные/
Д.Уголков// Инвестиции в России. – 2012.
- №14. – с.28-30
13) Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции
в России: ограничения и возможности/ О.
Хорошилова// Инвестиции в России. – 2012.
- №4. – с.14-21
14) Шевченко И.В. Территориальная концентрация
иностранных инвестиций в регионах России/
И.В.Шевченко// Региональная экономика:
теория и практика. – 2012. - №10. – с.38-50
15) Экономико-правовая библиотека. «Валютная
политика развивающихся стран».- http://www.vuzlib.
Приложение 1
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности
Показатели |
2006 г., млн.долл.США |
Удельный вес,% |
2009 Г., млн.долл.США |
Удельный вес,% |
Инвестиции российских организаций за рубеж, в том числе: |
51978 |
100 |
74630 |
100 |
прямые |
3208 |
6,2 |
9179 |
12,3 |
портфельные |
798 |
1,5 |
2276 |
3 |
прочие, из них: |
47972 |
92,3 |
63175 |
84,7 |
торговые кредиты |
21866 |
42,9 |
22482 |
30,1 |
прочие кредиты |
5041 |
9,7 |
12849 |
17,2 |
банковские вклады |
20651 |
39,7 |
27394 |
36,7 |
Иностранные инвестиции в экономику России, в том числе: |
55109 |
100 |
120941 |
100 |
прямые |
13678 |
24,8 |
27797 |
23 |
портфельные |
3182 |
5,8 |
4194 |
3,5 |
прочие, из них: |
38249 |
69,4 |
88950 |
73,5 |
торговые кредиты |
9258 |
16,8 |
14012 |
11,6 |
прочие кредиты |
28458 |
51,6 |
73765 |
61 |
прочее |
533 |
1 |
1173 |
0,9 |
Информация о работе Инвестиционные ресурсы развития экономики РФ