Инвестиционные
возможности Республики Беларусь
В настоящее время Беларусь
предлагает инвесторам благоприятные
правовые условия для ведения
бизнеса на территории республики,
как на международном уровне, так
и на национальном. Действуют более
60 двусторонних соглашений об избежании
двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних
соглашений о содействии в осуществлении
(поощрении) и взаимной защите инвестиций,
Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего
агентства по гарантиям инвестиций и др.,
с 2001 года работает Инвестиционный кодекс
Республики Беларусь.
Основным направлением проводимой
инвестиционной политики является курс
на дальнейшую либерализацию условий
хозяйствования, совершенствование
правовых механизмов защиты инвестиций,
способствующий активизации инвестиционной
деятельности, который закреплен
в Директиве Президента Республики
Беларусь №4.
В целях либерализации
условий деятельности разработан и
рассматривается в Парламенте проект
Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»,
подготовленный с учетом международного
опыта. В основу законопроекта легли
принципы: верховенства права, равенства
инвесторов, добросовестности и разумности
осуществления инвестиций, недопустимости
произвольного вмешательства в
частные дела, неприкосновенности собственности,
беспрепятственного осуществления
инвесторами своих прав, обеспечения
восстановления нарушенных прав и законных
интересов, их судебной защиты, прозрачности
законодательства.
В ежегодном отчете Всемирного
банка «Ведение бизнеса-2012» Беларусь
заняла 69 место из 183 стран. По сравнению
с прошлым годом с учетом методологических
нововведений Беларусь улучшила свои
позиции на 22 пункта.
Некоторые преимущества Республики
Беларусь для вложения капитала:
· прямой доступ к рынку
Таможенного союза и Единого
экономического пространства;
· формирование Единого экономического
пространства и унификация с 1 января
2012 года национальных законодательств
в экономической сфере;
· выгодное экономико-географическое
положение на перекрестке главных
путей между ЕС и СНГ, Балтийским
и Черным морями;
· развитая инфраструктура;
· политическая, социальная
и экономическая стабильность, отсутствие
межнациональных, религиозных конфликтов;
· благоприятные экологические
условия;
· квалификационные трудовые
ресурсы.
При формировании выгодных
условий для осуществления инвестиционной
деятельности государство делает ставку
на такой механизм, как государственно-частное
партнерство (ГЧП). Данная форма взаимодействия
между государственными органами и
бизнесом позволяет преодолеть экономическое
противоречие, когда стратегически
важные объекты не могут быть переданы
в частную собственность, но и
государственный бюджет не в состоянии
обеспечить их финансирование в должном
объеме. Объектами применения ГЧП
могут стать транспорт и транспортная
инфраструктура, системы коммунального
хозяйства, культуры и социального
обслуживания, объекты туризма, месторождения
полезных ископаемых и др.
В настоящее время вырабатывается
механизм взаимодействия в рамках ГЧП.
В стране реализуется программа
приватизации госсобственности. Национальное
законодательство предусматривает
различные формы участия инвестора
в приватизации: участие в процедуре
преобразования предприятия в открытое
акционерное общество, приобретение
акций уже созданного акционерного
общества на аукционе или по конкурсу,
покупка предприятия (возможность
приобретения по льготным ценам, в размере
одной базовой величины).
В отношении крупных стратегических
предприятий Беларусь отказалась от
быстрой продажи государственных
активов, выбрав тактику точечной приватизации.
Однако некоторые сделки последних
лет имели достаточно существенные
объемы и вошли в число крупнейших
по слияниям и поглощениям в Европе
(например, продажа государственных
долей акций в ОАО «Белтрансгаз»
и СП «Мобильная цифровая сеть»).
В целях выполнения задач
прошлых лет, а также достижения
целей новой пятилетки, созданы
преференциальные режимы хозяйствования
при реализации инвестпроектов в свободных
экономических зонах, Парке высоких технологий,
специальном туристско-рекреационном
парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском
индустриальном парке, средних, малых
городских поселениях, сельской местности,
при заключении инвестдоговора с Республикой
Беларусь и др.
Беларусь успешно сотрудничает
с известнейшими мировыми производителями
– транснациональными
корпорациями и крупнейшими банками. Так,
в Беларуси созданы и действуют совместные
и иностранные предприятия с зарубежным
капиталом «МАН» и «Адидас» (Германия),
«Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция),
«Олви» (Финляндия) и др.
Акционерами белорусских
банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ,
австрийский Райффайзен Банк и др.
В целях совершенствования
работы по привлечению иностранных
инвестиций, повышения эффективности
приватизационных процессов в Республике
Беларусь и обеспечения взаимодействия
инвесторов с органами государственного
управления создано ГУ «Национальное
агентство инвестиций и приватизации»
(www.investinbelarus.by). Агентство участвует в создании
положительного инвестиционного имиджа
страны, мониторинге и сопровождении реализации
инвестпроектов и приватизации госимущества.
Кроме этого, в нашей стране
создан Консультативный совет по
иностранным инвестициям при
Совете Министров Республики Беларусь,
состоящий из представителей иностранных
компаний, госорганов, представителей
науки. Действующие при Совете постоянные
рабочие группы занимаются вопросами
совершенствования инвестиционного
законодательства, налоговых и таможенных
условий работы на белорусском рынке
и др.
С целью повышения инвестиционной
привлекательности и продвижения
позитивного имиджа Республики Беларусь
за рубежом разработана и одобрена
Нацбанком и Советом Министров Стратегия привлечения прямых иностранных
инвестиций на период до 2015 года (Постановление
Совета Министров и Национального банка
от 18.01.2012 №51/2).
В документе определены приоритетные
сектора привлечения прямых иностранных
инвестиций (ПИИ), среди которых фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии,
новые материалы, информационные и коммуникационные
технологии. Также предусмотрено привлечение
ПИИ в традиционные виды экономической
деятельности. Должны получить развитие
кластеры: фармацевтический и по производству
льнопродукции.
В соответствии со Стратегией
разработан План мероприятий по совершенствованию
делового и инвестиционного климата,
который основан на обеспечении
открытости деятельности органов государственной
власти, соблюдения принципа конкурентности,
равнозначных условий хозяйствования,
с соблюдением прав и законных интересов
инвесторов и других лиц, обеспечения
их надлежащей защитой. Дополнительная
работа в этом направлении проводится
в соответствии с поручениями Президента
Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данными
08.05.2012 года при обращении с ежегодным
Посланием к белорусскому народу и Национальному
собранию |