Инвестиционный потенциал региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги.
3.Задача. На основе данных таблицы рассчитайте величину консолидированного бюджета области при условии, что доля подоходного налога в бюджете увеличится в 1,1 раза.

Содержание работы

1.Инвестиционный потенциал региона
2. Методы измерения состояния инвестиционного климата
3. Задача

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по региональной экономики .doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

 

Регистрационный № _______

«____» ____________ 200 _г.

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Региональная экономика_____________

Тема работы:___Инвестиционный потенциал региона_

 

 

 

 

Выполнил студент _Эт-22_группы

отделения заочного и очно-заочного

обучения:

Макаренко________________________

фамилия,

Анастасия Алексеевна___________

имя, отчество

Электронный              

адрес:makarenko_nastya@mail.ru  

_______________________________

Телефон:+7 923 713 24 89_________

Руководитель:

 кандидат экономических наук, доцент

ученая степень, звание

_Шевелев С.Ю._____________

             фамилия, имя, отчество

Оценка ________________________

«___» _____________200 _ г.

Подпись________________________

 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

 

 

  Содержание

 

1.Инвестиционный потенциал  региона

2. Методы измерения  состояния инвестиционного климата

      3. Задача

 

Введение

Сегодня привлечение  инвестиций в реальный сектор экономики  – вопрос ее выживания. Будут инвестиции – будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь их – неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое  незначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности регионов и правильно оценив региональный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Инвестиционный  потенциал региона

Инвестиционный  потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения. 
 
При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных подвидов:

  • ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;
  • производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
  • потребительский — совокупная покупательная способность населения региона;
  • инфраструктурный — оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;
  • инновационный — при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;
  • трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
  • институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;
  • финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

 

(объём инвестиций  в основной капитал в действующих  ценах каждого года, млрд. рублей)

Темп роста инвестиций в основной капитал за 2006-2010 годы по Алтайскому краю составил – 109,3%, по Российской Федерации – 107,1%

 

     

 

 

 

 

 

                     Динамика инвестиционного рейтинга Алтайского края

 

2. Методы измерения  состояния инвестиционного климата. 

 

Для анализа условий  рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат». 
 
Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему. 
 
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата. 
 
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. 
 
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества). 
 
Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата. 
 
Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала. 
 
Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:

  • наличие факторов производства, в том числе трудовых;
  • уровень потребительского спроса;
  • результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;
  • уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;
  • развитость ведущих институтов рыночной экономики;
  • обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.

Инвестиционные риски  оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный. 
 
В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею. 
 
Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.

  1. Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.
  2. Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса.
  3. Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).
  4. Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.
  5. Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.

Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности. 
 
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. 
 
Новые возможности для анализа инвестиционного климата дает одно из ведущих направлений современной экономической мысли — институционализм. Для целей нашего исследования важна характеристика институциональных условий расширенного общественного воспроизводства как особых институциональных систем. 

3.Задача

На основе данных таблицы  рассчитайте величину консолидированного бюджета области при условии, что доля подоходного налога в  бюджете увеличится в 1,1 раза.

 

Показатели

Годы

 

2000

2001

Консолидированный бюджет области

18650

 

Численность занятых, тыс. чел.

1150

1170

Среднемесячная зарплата, руб. в месяц

2900

4100


 

Решение:

Сумма выплаченных з/п  в базовом 2000 году: 1150*2900=3335000.

подоходный налог Х(2000) = 433550

отношение подоходного  налога к бюджету 2000 года это величина Y=X(2000)/Б(2000): 433550/18650=23,246

сумма подоходного налога для 2001 года Х(2001): 623610

известно что доля в 2001 году подоходного налога в бюджете  увеличилась на 1,1, тогда бюджет 2001 года будет:

Y(2001)=1,1Y(2000) = 25,5706

Б(2001)=Х(2001)/Y(2001) = 24387,77.

Ответ: Консолидированный  бюджет области за 2001 год состовляет 24387,77


 

Список используемой литературы

    1. Региональная экономика : учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2006
    2. Федеральные округа России. Региональная экономика : учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М. : Кнорус, 2009
    3. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации / В.А. Гуртов, Л.Я. Березин, В.А. Матвеев, С.В. Сигова. – М. : Кучково поле, 2005
    4. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения : учебное пособие / Ю.А. Симагин ; под общ. ред. В.Г. Глушковой. – 3-е изд., и доп. - М. : Кнорус, 2007
    5. http://www.raexpert.ru/
    6. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econReg/?WCM_PI=1&WCM_PageSize.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=20

 

 


Информация о работе Инвестиционный потенциал региона