Для анализа условий
рационального использования инвестиций
в экономической науке и практике применяется
категория «инвестиционный климат».
Инвестиционный климат региона — обобщенная
характеристика совокупности социальных,
экономических, организационных, правовых, политических,
социокультурных предпосылок, предопределяющих
инвестирование в региональную хозяйственную
систему.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного
климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности
макроэкономических показателей, таких,
как: динамика ВВП, национального дохода
и объемов производства промышленной
продукции; характер и динамика распределения
национального дохода, пропорции сбережения
и потребления; состояние законодательного
регулирования инвестиционной деятельности;
ход приватизационных процессов, развитие
отдельных инвестиционных рынков, в том
числе фондового и денежного.
Второй подход (многофакторный) основывается
на взаимосвязанной характеристике широкого
набора факторов, влияющих на инвестиционный
климат. К таковым относятся: характеристика
экономического потенциала (обеспеченность
региона ресурсами, биоклиматический
потенциал, наличие свободных земель для
производственного инвестирования, уровень
обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами,
развитость научно-технического потенциала
и инфраструктуры); общие условия хозяйствования
(экологическая безопасность, развитие
отраслей материального производства,
объемы незавершенного строительства,
степень изношенности основных производственных
фондов, развитие строительной базы); зрелость
рыночной среды в регионе (развитость
рыночной инфраструктуры, воздействие
приватизации на инвестиционную активность,
инфляция и ее влияние на инвестиционную
деятельность, степень вовлеченности
населения в инвестиционный процесс, развитость
конкурентной среды предпринимательства,
емкость местного рынка сбыта, интенсивность
межхозяйственных связей, экспортные
возможности, присутствие иностранного
капитала); политические факторы (степень
доверия населения к региональной власти,
взаимоотношения федерального центра
и властей региона, уровень социальной
стабильности, состояние национально-религиозных
отношений); социальные и социокультурные
факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые
условия, развитость медицинского обслуживания,
распространенность алкоголизма и наркомании,
уровень преступности, величина реальной
заработной платы, влияние миграции на
инвестиционный процесс, отношение населения
к отечественным и иностранным предпринимателям,
условия работы для иностранных специалистов);
организационно-правовые (отношение власти
к иностранным инвесторам, соблюдение
законодательства властными органами,
уровень оперативности при принятии решений
о регистрации предприятий, доступность
информации, уровень профессионализма
местной администрации, эффективность
деятельности правоохранительных органов,
условия перемещения товаров, капиталов
и рабочей силы, деловые качества и этика
местных предпринимателей); финансовые
факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность
средствами внебюджетных фондов на душу
населения, доступность финансовых ресурсов
из федерального и регионального бюджетов,
доступность кредита в иностранной валюте,
уровень банковского процента, развитость
межбанковского сотрудничества).
Сводный показатель оценки инвестиционного
климата не может служить единственным
критерием привлекательности той или
иной хозяйственной системы для вложения
инвестиций. Он обычно дополняется информацией
о развитости различных факторов, оказывающих
непосредственное влияние на состояние
и динамику инвестиционного климата.
Третий подход к оценке инвестиционного
климата базируется на оценке риска инвестиций.
При этом в качестве элементов, формирующих
инвестиционный климат региона, анализируются
два направления оценки инвестиционных
рисков: либо со стороны инвестиционного
потенциала, либо со стороны социально-экономического
потенциала.
Первое направление реализовано специалистами
журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан
в первую очередь на «стратегического
инвестора». Инвестиционный потенциал
региона при этом оценивается на основе
таких макроэкономических показателей,
как:
- наличие факторов производства, в том числе трудовых;
- уровень потребительского спроса;
- результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;
- уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;
- развитость ведущих институтов рыночной экономики;
- обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.
Инвестиционные риски
оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода.
При этом в числе рисков учитываются все
его разновидности: экономический, финансовый,
политический, социальный, экологический,
криминальный и законодательный.
В основе второго направления лежит оценка
уровня инвестиционного климата с позиции
развития региональной общественной системы
в целом. Этот подход помимо прочих показателей
учитывает человеческий потенциал, материальную
базу развития, социально-политическую
обстановку, факторы политического риска,
состояние экономики и уровень управления
ею.
Проблемы адекватной оценки инвестиционного
климата региона. Изучение отечественного
и зарубежного опыта оценки инвестиционного
климата показывает, что часто не учитывается
ряд важных методологических положений,
выработанных современной экономической
наукой.
- Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.
- Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса.
- Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).
- Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.
- Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.
Факторный подход к оценке
инвестиционного климата в наибольшей
степени соответствует большинству этих
требований. К его преимуществам можно
отнести: учет взаимодействия многих факторов,
использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных
оценок, дифференцированный подход к различным
уровням экономики при определении их
инвестиционной привлекательности.
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного
климата представляет интерес прежде
всего для стратегического инвестора.
Он позволяет ему не только оценить привлекательность
территории для инвестирования, но и сопоставить
уровень риска, присущий новому объекту
вложения инвестиций, с существующим в
привычном для него регионе ведения бизнеса.
Новые возможности для анализа инвестиционного
климата дает одно из ведущих направлений
современной экономической мысли — институционализм.
Для целей нашего исследования важна характеристика
институциональных условий расширенного
общественного воспроизводства как особых
институциональных систем.
3.Задача
На основе данных таблицы
рассчитайте величину консолидированного
бюджета области при условии,
что доля подоходного налога в
бюджете увеличится в 1,1 раза.
Показатели |
Годы |
|
2000 |
2001 |
Консолидированный бюджет области |
18650 |
|
Численность занятых, тыс.
чел. |
1150 |
1170 |
Среднемесячная зарплата,
руб. в месяц |
2900 |
4100 |
Решение:
Сумма выплаченных з/п
в базовом 2000 году: 1150*2900=3335000.
подоходный налог Х(2000)
= 433550
отношение подоходного
налога к бюджету 2000 года это величина Y=X(2000)/Б(2000): 433550/18650=23,246
сумма подоходного налога
для 2001 года Х(2001): 623610
известно что доля
в 2001 году подоходного налога в бюджете
увеличилась на 1,1, тогда бюджет 2001
года будет:
Y(2001)=1,1Y(2000) = 25,5706
Б(2001)=Х(2001)/Y(2001) = 24387,77.
Ответ: Консолидированный
бюджет области за 2001 год состовляет
24387,77 |