Инвестиционный проект как основа экономических и социальных программ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:32, реферат
Описание работы
Целью выполнение данной контрольной работы является изучение теоретических и практических основ инвестиционного анализа. В процессе выполнения контрольной работы необходимо выполнить следующие частные задачи: 1. Ответить на теоретические вопросы. 2. Решить практическую задачу по оценке эффективности инвестиционного проекта.
Инвестиционная деятельность
представляет собой один из наиболее важных
аспектов функционирования любой коммерческой
организации. Причинами, обусловливающими
необходимость инвестиций, являются обновление
имеющейся материально-технической базы,
наращивание объемов производства, освоение
новых видов деятельности.
Для ускорения принятия инвестором
решения о том вкладывать ли средства
в то или иное предприятие необходимо
составлять инвестиционный проект, определяющий
цель к которую стремится достичь фирма,
стратегию предпринимательской деятельности
в совокупности со сроками достижения
цели. Оценка инвестиционных проектов
(вложений средств в ту или иную сферу
деятельности, проект, продукт) является
одной из актуальных задач управления
финансами: предприятия осваивают новые
технологии и продукты, кредитующие организации
и инвесторы ведут поиск эффективных направлений
(компании, проекты) вложения средств.
Этим объясняется актуальность изучения
инвестиционного анализа.
Целью выполнение данной контрольной
работы является изучение теоретических
и практических основ инвестиционного
анализа.
В процессе выполнения контрольной
работы необходимо выполнить следующие
частные задачи:
1. Ответить на теоретические
вопросы.
2. Решить практическую
задачу по оценке эффективности
инвестиционного проекта.
Вопрос № 2. Инвестиционный проект
как основа экономических и социальных
программ .
Инвестиционный
проект - обоснование экономической целесообразности,
объемов и сроков осуществления капитальных
вложений, при этом необходима проектно
- сметная документация, а так же описание
практических действий по реализации
инвестиций. Иногда для удобства выделяют
понятие бизнес-плана для обозначения
обоснования, при этом сам проект называют
«Инвестиционный проект».
Инвестиционный
проект – это программа мероприятий, с
помощью которых осуществляются эффективные
капитальные вложения для получения прибыли.
Многообразие инвестиционных объектов
довольно велико. Они различаются по длительности
и объему финансовых ресурсов, масштабам
и т. д. Однако каждый инвестиционный проект
состоит из четырех одинаковых элементов:
1) расчетный период – период
реализации проекта;
2) чистые инвестиции – объем
затрат;
3) денежный поток – чистый
денежный поток от деятельности;
4)
ликвидационная стоимость – затребование
и извлечение капитала в конце
срока экономической жизни инвестиций.
Основные понятия и классификация
Проблеме
инвестиций в настоящее время уделяется
достаточно много внимания в научных публикациях,
и это является отражением ее значимости,
как с точки зрения научных теоретических
разработок, так и с точки зрения практического
применения. В настоящее время в литературе
встречается множество подходов к определению
понятия инвестиции.
Инвестиции
- долгосрочные вложения капитала в собственной
стране или за рубежом в предприятия различных
отраслей, предпринимательские проекты,
социально-экономические программы, инновационные
проекты. Дают отдачу через значительный
срок после вложения.
Инвестиции
- поток расходов, предназначенных для
производства благ, а не для посредственного
потребления.
Инвестиции
- вложения средств с целью сохранения
и увеличения капитала, получения дохода.
Инвестирование
представляет собой акт обмена сегодняшнего
удовлетворения определенной потребности
на ожидание удовлетворить ее в будущем
с помощью инвестированных благ.
Наконец,
в соответствии с Законом об инвестиционной
деятельности (Федеральный закон
от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений") инвестициями
являются денежные средства, целевые банковские
вклады, паи, акции и другие ценные бумаги,
технологии, машины, оборудование, лицензии,
в том числе и на товарные знаки, кредиты,
любое другое имущество или имущественные
права, интеллектуальные ценности, вкладываемые
в объекты предпринимательской и других
видов деятельности в целях получения
прибыли (дохода) и достижения положительного
социального эффекта. [1]
Соответствие инвестиционного проекта
приоритетам социально-экономического
развития Российской Федерации
а)
Инвестиционный проект признается соответствующим
данному критерию в случае, если его реализация
является необходимой для выполнения
задач, обозначенных в Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу и отраслевой стратегии развития
соответствующей отрасли.
б)
Соответствие инвестиционного проекта
отраслевой стратегии развития оценивается
в случае наличия одобренной Правительством
Российской Федерации стратегии развития
соответствующей отрасли на основании
заключения по инвестиционному проекту
федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере
деятельности (далее - уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти).
Наличие положительных социальных эффектов,
связанных с реализацией инвестиционного
проекта
В
качестве положительных социальных эффектов,
связанных с реализацией инвестиционного
проекта, могут учитываться:
а)
повышение уровня занятости населения;
б)
повышение уровня здравоохранения (качества
оказываемых услуг и их доступности для
населения);
в)
сохранение и развитие научно-технического
потенциала;
г)
повышение уровня, качества образования
и его доступности для населения;
д)
развитие социальной инфраструктуры;
е)
повышение уровня обеспечения населения
жильем;
ж)
создание и улучшение транспортной инфраструктуры;
з)
улучшение экологической ситуации, применение
технологий, обеспечивающих минимальное
негативное воздействие на внешнюю среду.
Наличие
указанных в настоящем пункте положительных
социальных эффектов должно быть подтверждено
согласованными с уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти расчетами
и выражаться в количественных показателях,
характеризующих величину положительного
социального эффекта.
Во
всех определениях встречается одна особенность:
инвестиции (или инвестирование) - это
всегда вложение средств с целью получения
эффекта в будущем. Таким образом, можно
говорить о том, что инвестирование - это
всегда процесс. Кроме того. Инвестиции
- это всегда отказ от текущего потребления
в пользу будущего.
В
коммерческой практике принято различать
следующие типы таких инвестиций:
-
инвестиции в основные средства;
-
инвестиции в нематериальные
активы;
-
инвестиции в денежные активы.
Под
денежными активами понимаются право
на получение денежных сумм от других
физических и юридических лиц, например
депозиты в банке, облигации, акции и т.д.
[2, С.7]
Инвестиции
в основные средства и нематериальные
активы принято называть инвестициями
в реальные активы. Оба типа инвестиций
имеют большое значение для сохранения
жизнеспособности предприятия и его развития.
В данной работе мы сосредоточимся на
проблемах инвестиций в реальные активы.[3]
Независимые
инвестиции, когда инвестиции осуществляются
независимо друг от друга, т.е. выбор одного
инвестиционного проекта не исключает
также выбора какого-либо другого.
Последовательные
инвестиции. Крупные инвестиции в завод
или в оборудование обычно порождают последующие
капиталовложения в течение нескольких
лет, что должно быть учтено при принятии
инвестиционного решения.
Осуществление
инвестиций порой рассматривается как
«произвольная» форма деятельности фирмы
в том смысле, что последняя может осуществлять
или не осуществлять подобного рода операций.
[4,С.212]
Суть
инвестирования, с точки зрения инвестора,
заключается в отказе от получения прибыли
"сегодня" во имя получения прибыли
"завтра". Для принятия решения о
долгосрочном вложении капитала необходимо
располагать информацией, в той или иной
степени подтверждающей два основополагающих
предположения:
-
вложенные средства должны быть
полностью возмещены;
-
прибыль, полученная в результате
данной операции, должна быть
достаточно велика, чтобы компенсировать
временный отказ от использования
средств, а также риск, возникающий
в силу неопределенности конечного
результата.
Вопрос № 12.Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, прямые
и косвенные методы
Необходимость
осуществления экономических
функций предполагает наличие у государства
определенного инструментария. Ниже
речь пойдет об основных формах и методах
государственного вмешательства в экономическую
жизнь общества, т. е. о способах государственного
регулирования экономики. В условиях рынка
государственное регулирование экономики
- целенаправленное воздействие правительства
на отдельные сегменты рынка с помощью
микро и макроэкономических регуляторов
с целью обеспечения равновесного роста
всей экономической системы (речь идет
о динамичном состоянии общего равновесия,
когда достигается стабильное ежегодное
увеличение объемов национального производства
при полной занятости экономических ресурсов
и низких темпах инфляции, т. е. стабильном
уровне цен). Все используемые правительством
регуляторы эконом и ческой жизни общества
можно отнести либо к способам прямого,
либо к способам косвенного влияния на
экономику.
Органы
государственной власти для регулирования
инвестиционной деятельности используют
такие два метода:
Косвенное
регулирование;
Прямое
регулирование;
Методы прямого регулирования базируются
на властно распорядительных отношениях
и сводятся к административному воздействию
на деятельность субъектов хозяйствования.
Эти меры предполагают, что экономические
субъекты будут вынужденно принимать
решения, основанные не на самостоятельном
экономическом выборе, а на предписаниях
государства. Среди методов прямого государственною
регулирования преобладают различные
формы безвозвратного целевого финансирования
отдельных секторов экономики, регионов
и фирм в виде субсидирования не государственных
предприятий; государственные инвестиции
в отдельные отрасли также является формой
прямого регулирования. С государственными
инвестициями связано понятие государственного
предпринимательства. О государственном
предпринимательстве говорят, когда подразумевают
создание и функционирование государственных
производственных предприятий в той или
иной отрасли. Государственное предпринимательство
развивается в тех областях, где функционирование
какой либо не государственной формы собственности
может привести к отрицательным последствиям.
Так, государство реализует программы
поддержания таких сфер, как образование,
здравоохранение, охрана окружающей среды,
которые без прямого государственного
участия в виде государственных субсидий
развивались бы медленнее. Постоянный
объект субсидирования во многих государствах
- аграрное производство, добывающая промышленность
и т. п. Реализация мер прямого регулирования
имеет свои «плюсы» и «минусы» - высокая
степень эффективности из-за оперативного
достижения экономического результата,
с одной стороны, и создание помех работе
рыночного механизма и его ослабление,
с другой.
Методы косвенного регулирования
предполагают, что государство закладывает
условия, чтобы при самостоятельном принятии
экономических решений субъекты экономики
тяготели к вариантам, соответствующим
экономическим целям государства. Вместе
с тем при косвенном регулировании неизбежны
временные затруднения между принятием
государством экономических решений и
мер, их «восприятием» субъектами рынка
и конечными экономическими результатами,
соответствующими государственным экономическим
целям.
Исходя
из организационных особенностей применяемых
государством регуляторов, методы государственного
регулирования можно разделить на правовые,
административные, экономические. Правовые
рычаги государственного воздействия
на экономику призваны обеспечить ее правовую
инфраструктуру, создать для частного
сектора бизнеса - разумные правовые
условия функционирования. Правовое регулирование
экономики состоит в установлении государством
правил экономического поведения для
фирм производителей и потребителей. Система
законодательных норм и правил определяет
формы и права собственности, условия
заключения хозяйственных договоров,
порядок регистрации и функционирования
фирм, обеспечивает защиту конкурентной
среды и т. д.[5. С. 176 ]
Административные
меры подразделяются на меры запрета (производство
и торговля оружием, наркотиками, некоторыми
видами лекарств и пр.), меры разрешения
(лицензия, дающая право на производство,
торговлю каким либо товаром, или на осуществление
какого либо вида деятельности), меры принуждения
(уплата налогов, установка очистных сооружений
и пр.). Административные меры не связаны
с созданием дополнительного материального
стимула для частного сектора и базируются
на силе государственной власти. Административные
меры могут использоваться при государственном
контроле над ценами, доходами, учетной
ставкой, валютным курсом. Административные
меры регулирования в странах с развитой
рыночной экономикой используются в незначительных
масштабах, чаще всего они ограничиваются
охраной окружающей среды, социальной
защитой населения. Роль административных
методов возрастает в критических ситуациях
( во время войны, тяжелого положения в
экономике).
В
настоящее время действует целый ряд федеральных
целевых программ. Первые федеральные
целевые программы появились в 1993 году,
их число с каждым годом увеличивалось.
Это привело к тому, что объем необходимых
инвестиций значительно превысил имеющиеся
у государства ресурсы на их осуществление.
По отдельным программам финансирование
составляло лишь мизерную часть от декларируемого
объема вложений. В настоящее время система
мер государственной инвестиционной политики
направлена на выделение приоритетных
направлений использования инвестиций,
исключающее распыление государственных
средств.