Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:21, курсовая работа
Необходимость инжиниринга обусловлена высокой динамикой современного делового мира. Непрерывные и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением и компании, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику, постоянно обновляться. Согласно И.Ансоффу, “для того, чтобы противостоять среде, сложность и быстрота решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в среде”.
Уникальность объектов применения инжиниринга, с одной стороны, масштабность и разнообразие сферы применения инжиниринговых услуг, с другой – привели к созданию таких способов работы инженера, которые каждый раз, ориентируясь на достижение практических решений, широко опираются на научные подходы, системно используют дополняющие теорию лучшие практики, применяют на индустриальные методы проведения работ.
Услуги инжиниринговых компаний представляются как результат наполнения конкретным содержанием заявляемого профиля деятельности. При этом поскольку в число ключевых предпосылок успешного выполнения инжиниринговых проектов входит не только общесистемная инжиниринговая компетенция, но и отраслевая компетенция, то перечень услуг одной и той же инжиниринговой компании может существенно меняться в зависимости от отрасли применения.
Для многопрофильных компаний возникает проблема ясного и емкого представления осуществляемой деятельности: в виде списка услуг, совмещения видов компетенций, отраслей применения компетенций, форм участия в реализации компетенций.
Формирование профиля инжиниринговой компании и представления состава ее услуг рассматривается в современном менеджменте как формирование продуктовой стратегии инжиниринговой компании.
4.4. Ключевые факторы развития
организации инжинирингового
– чтобы успешно конкурировать на рынке, большинство компаний должны фокусировать свое внимание на специализации
– основную конкурентную угрозу в ближайшей перспективе будет представлять слияние существующих компаний и появление на рынке все более крупных игроков
– основная задача в области совершенствования инновационных процессов заключается в достижении лучшего понимания потребностей клиентов
– ключевым источником конкурентного преимущества является способность компаний развивать свои бизнес-модели
– в условиях, когда ускоряются темпы изменения бизнеса, руководители должны рассматривать скорость и гибкость в качестве основных конкурентных преимуществ компании
– информационные технологии рассматриваются как центральная составляющая в способности компаний развивать свои модели ведения бизнеса и – все в большей степени – как источник конкурентного преимущества
5. В поисках эффективного инжиниринга
5.1. Описание этапов создания объектов
На агрегированном уровне сферы инжиниринга при создании объектов могут быть описаны достаточно однотипно. Так, укрупнено процесс создания объекта специалисты часто предлагают делить на четыре этапа:
– инициирование – постановка вопроса, структурирование, экспертиза, принятие к исполнению и инвестирование идеи и бизнес-плана проекта создания и эксплуатации объекта;
– создание объекта – детальное проектирование, организация поставок, строительство и физическое создание объекта;
– эксплуатация объекта, включая сервисные и капитальные ремонты;
– реконструкция или утилизация объекта.
При практическом рассмотрении конкретного объекта необходимо:
– детализировать каждый этап;
– учесть отраслевую специфику объекта;
– учесть существующую практику и традиции.
Специфика конкретного проекта проявляется в процессе детализации и конкретизации общей схемы создания объекта. Вариантность объектов колоссальная, и детализации кажутся необозримыми. Тем не менее при конкретной проработке процесс создания каждого объекта нужно детализировать и системно прописать, понимая, что детальное решение будет в чем-то уникальным и что не все ответы удастся найти в учебнике.
5.2. Разработка отраслевых матриц инжиниринговых услуг
Знание и описание отраслевых жизненных циклов продуктов помогают правильно позиционировать инжиниринговые услуги. Так, при наложении процессов создания объектов на типовые группы отраслевых продуктов получается удобная схема описания отраслевых рынков инжиниринговых услуг в виде матрицы «отраслевые объекты – инжиниринговые услуги по их созданию»
5.3. Эффективное позиционирование инжиниринговых услуг
При заключении договора с заказчиком инжиниринговая компания часто берет обязательства по оказанию уникальной услуги, направленной на создание еще не существующего объекта, детальное описание которого еще предстоит разработать, а затем воплотить на практике. В определенном смысле можно говорить о том, что на начальной стадии заказчик, веря в компетентность и потенциал исполнителя, готов платить за готовность инженера исполнить проект. При таком положении дел, когда исполнитель не может, как, скажем, продавец в магазине, сразу предъявить результат исполнения услуги, возникает необходимость эффективного раскрытия информации о потенциале инженера в части исполнения требуемой услуги. В состав информации, раскрываемой еще на предквалификационной стадии, инжиниринговые компании могут включать следующие позиции:
– отраслевая специализация (нефть, газ, энергетика…);
– место услуг инжиниринговой компании в отраслевом жизненном цикле (потребуется качественное представление отраслевых типологий);
– форма ответственности инжиниринговой компании за предоставляемые услуги (консалтинг, исполнение, управление, финансирование);
– соответствие профессиональным стандартам (как промышленным, так и управленческим);
– опыт использования лучших практик;
– организационная модель и система управления;
– применяемые ноу-хау;
– оригинальные решения и информационные технологии;
– примеры реализации;
– примеры кооперации (в силу изначальной неопределенности и разнообразия спектра потенциально необходимых для исполнения уникальных проектов компетенций умение налаживать кооперационную работу является обязательным требованием, предъявляемым к современным инжиниринговым компаниям);
– показатели качества и эффективности исполнения услуги и др.
5.4. Маркетинг технологий и организационных моделей, использование ноу-хау
С целью достижения эффективности «здесь и всегда» практический инжиниринг стремится опираться на продвинутые методологии и лучшие практики. Из принятия этого положения следует необходимость проведения систематических исследований и накопления знаний не только в сфере собственно маркетинга рынков инжиниринговых услуг, но и в сфере применяемых и перспективных технологий, ноу-хау, моделей организации деятельности инжиниринговых компаний.
Парадокс состоит в том, что сегодня технологические решения становятся более доступными для анализа и использования, чем модели внутренней организации работ инжиниринговых компаний. Глобальная доступность лучших производственных активов и решений переносит борьбу за достижение конкурентных преимуществ в сферу опережающего применения ноу-хау, совершенствования моделей организации деятельности, постоянного и настойчивого развития ключевых компетенций персонала. Инжиниринговые компании достигают конкурентных преимуществ за счет опережающего использования доступных эффективных ресурсов «извне», быстрой адаптации к внешним условиям, развития уникальных компетенций «внутри», экономически эффективной организации своей деятельности и применения современных систем управления имеющимися в их распоряжении активами и возможностями.
Современные концепции маркетинга инжиниринговых компаний предполагают:
– выявление и развитие ключевых компетенций важнейших знаний и навыков, необходимых инжиниринговой компании;
– выявление потенциальных потребителей, выступающих получателями выгод от указанных компетенций;
– развитие взаимоотношений с потребителями для удовлетворения их специфических потребностей;
– оценку обратных сигналов рынка, чтобы понять, как улучшить осуществляемые компанией предложения заказчикам;
– организацию специальной инфраструктуры и процедур для развития необходимых знаний, навыков, компетенций.
5.5. Внутренний инжиниринг
моделей организации
Для того чтобы быть привлекательной и надежной инжиниринговой компанией для заказчиков «вовне», надо иметь хорошую организацию и эффективную систему управления «внутри». Сегодня инжиниринговые компании стремятся внимательно и качественно подходить не только к предоставлению услуг клиентам, основному процессу разработки и создания заказанного объекта, но и к обеспечивающим процессам внутренней организации своей деятельности, в том числе и к системному применению менеджмента. Таким образом, признается важным распространять инжиниринговый подход не только на основной процесс оказания услуг заказчику, но и на внутрикорпоративные обеспечивающие и управленческие процессы. В этой связи признается необходимость таких действий, как:
– адресное применение современного арсенала моделей организации деятельности инжиниринговой компании: функциональных моделей, процессных моделей, проектных моделей;
– разделение и формирование основных регламентов работы по базовым уровням системы управления компанией: корпоративному, стратегическому, операционному;
– разработка и описание регулярных процедур работы функциональных систем управления, таких, как финансы и экономика, маркетинг, персонал и т. д., а также систем управления основной деятельностью компании, осуществляемой в форме процессов и проектов;
– применение в процессах деятельности и управления современных информационных технологий (ИТ) и специализированных информационных систем управления;
– интерпретация применяемых решений в рамках единой корпоративной архитектуры и комплексной системы управления;
– создание и развитие в компании центра компетенции по анализу и развитию методик и технологий организации деятельности;
– переход от разовых улучшений к постоянному совершенствованию организации деятельности.
6. Рейтинг инжиниринговых компаний за 2008 год
№ |
Название компании |
Год создания |
Выручка, суммарная по инжиниринговой деятельности, руб. |
Количество аффинированных компаний в группе |
Общая численность сотрудников |
1 |
ОАО «Группа Е4» |
2006 |
30 000 000 000 |
13 |
20250 |
2 |
ЗАО «Бизнес Компьютер Центр (BCC)» |
1994 |
8 208 200 000 |
7 |
910 |
3 |
ЗАО «Русская Энергомашиностроительная Компания (ЗАО «РЭМКО»)» |
2006 |
8 084 988 000 |
4 |
4728 |
4 |
ЗАО «Фирма «СТОИК» |
1990 |
6 300 561 845 |
6 |
5010 |
5 |
ООО «Оптима» |
1990 |
3 939 046 244 |
5 |
492 |
6 |
ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг» |
2002 |
3 600 000 000 |
9 |
2600 |
7 |
Группа компаний «Энергон» |
1998 |
2 674 832 000 |
10 |
287 |
8 |
ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» |
1993 |
1 103 156 449 |
2 |
250 |
9 |
ООО «Прогресстех» |
1991 |
1 044 286 000 |
1 |
1100 |
10 |
ЗАО «Балтийская инжиниринговая компания» |
2003 |
580 674 616 |
3 |
156 |
11 |
ООО «Р. В.С.» |
2004 |
488 889 564 |
1 |
85 |
12 |
ЗАО «Союзтеплострой Инжиниринг» |
1998 |
127 848 251 |
2 |
62 |
13 |
ЗАО «ЕС-инжиниринг» |
2004 |
92 634 000 |
1 |
14 |
14 |
ООО «Тесар-Инжиниринг» |
2005 |
74 116 581 |
1 |
181 |
15 |
ООО «Вк-инжиниринг» |
2003 |
60 833 000 |
1 |
30 |
16 |
ООО «Первая Инжиниринговая Компания» |
2006 |
46 424 830 |
1 |
21 |
17 |
ООО «МСЯ ПРИСТА» |
2008 |
673 000 |
1 |
10 |
Заключение
Необходимость инжиниринга обусловлена высокой динамикой современного делового мира. Непрерывные и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением и компании, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику, постоянно обновляться.
Одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках, крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка.
При этом только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.
Таким образом, в рамках достижения поставленной цели, мной были изучены следующие задачи:
· Обозначение тенденции развития инжиниринга
· Изучение теоретических его аспектов
· Сказано об актуальности проблемы в современных условиях
· Изложены возможные решения этих проблем
Список используемой литературы
1. Толковый словарь живого
великорусского языка
2. Журнал «Управление производством» №5-6 май-июнь, 2009 год
3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000:Уч. пособие.-5-е изд., перераб. И доп.-М.:Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-307 с.
4. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Уч. пособие – 2-е изд., перераб и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-133с.-(высшее образование)
5. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда.-М.: ИНФРА-М, 2000.-400с.
6. Зайцева Н.В., Мамедов Р.Ш., Читик А.С. Внешнеэкономическая деятельность. Учебно-практич.пособие.-М: МГУТУ, 2004.
7. Кондратьев В.В., Лоренц
В.Я. Методология организация
8. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М.: Финансы и статистика, 2000.
[1] Игорь Ансофф «Стратегическое управление», Часть 1, п.1.2., 2005 год
[2] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Информация о работе Инжиниринг. Понятие и основные виды инжиниринга