Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы выяснить значение национального дохода в системе национальных счетов и его распределение и перераспределения.
Из указанной цели вытекают основные задачи курсовой работы:
- выявить сущность и основные показатели национального дохода, понять основные методы его подсчета; ознакомиться в общем виде с теорией справедливого распределения; понять ее сущность, проблематику и значимость для современной макроэкономики;
-Сравнить НД России и зарубежных стран;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ………………………………………………………………....5
1.1 Понятие исчисление национального дохода…………………………..14
2 ИСЧИСЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА………………………..16
2.1 Методы исчисления национального дохода……………………………21
3 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ …………………………………….26
4 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….40
4 опосредующая - опосредованные взаимосвязи производства и обмена с одной стороны, и потребления с другой.
Эти функции являются общеэкономическими.
5 Социально-экономическая функция распределения - реализационная (реализация экономического господства класса собственников в обществах глубокой классовой дифференциации, или гуманистическая – в постиндустриальном обществе, обеспечивающая высокий уровень социальной справедливости через механизм перераспределения доходов).
Таким образом, распределение и обмен взаимосвязаны и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов не сводится только к фазе распределения, большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры - экономической деятельности.
"рыночный механизм" — распределение доходов и накопление в обществе объективно оказывается настроенным на удовлетворение в первую очередь именно потребностей "элиты". Поскольку в них преобладает деградационно-паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества — большинства населения — при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу.
Рыночный механизм в качестве регулятора распределения продукции в сфере производства и вне её в политэкономии характеризуется так называемым "законом стоимости", согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения "трудозатрат" во многих видах Деятельности "закон стоимости" оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению "трудозатратами". Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так называемый "закон стоимости" регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей.
Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного предпринимательства в условиях действия основного экономического закона капитализма — "больше прибыли прямо сейчас!" — ставит всех перед вопросом о характере и качестве этой регуляции.
Механизм распределения доходов состоит из трех блоков:
Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.
Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.
Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.
Особенности распределения в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой "эффективности". Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно-следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников, а также вследствие своей монотонической структуры функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге, да и то среди высококвалифицированных работников[17]. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих транзакционных издержек, и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства[18], а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения. Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена.
В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы[19] экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков[7]: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. [9]
Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального и новатора. Например, на российском рынке труда, основным институциональным и новатором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае институциональные изменения, которые оно индуцирует, направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда. Анализируя влияние распределения доходов на институциональные изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием институциональных структур. Это свидетельствует о сложности данных социально-экономических взаимодействий. Если придерживаться эндогенной концепции институциональных изменений, то распределение доходов неизбежно индуцирует трансформацию институциональной структуры экономики. Наоборот, согласно экзогенной концепции, внедрение институциональных инноваций детерминирует изменения пропорций в распределении и перераспределении доходов в обществе.
Выявить реализацию приведенных двух алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов.
4 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Для выполнения
своих функций государственные органы
на всех уровнях управления должны располагать
соответствующей финансовой базой. С этой
целью в каждой стране создается разветвленная
сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-
В разных странах
бюджетное устройство отличается своими
особенностями, обусловленными государственным
устройством, территориально-
Валовый национальный доход России, 2006-2011 гг
Год |
Национальный доход, млрд. долл. |
Национальный доход на душу населения, долларов |
Доля в мировом национальном доходе, % |
Темп роста национального дохода,% |
2006 |
956 |
6662 |
1.92 |
128.8 |
2007 |
1264 |
8821 |
2.26 |
132.2 |
2008 |
1612 |
11260 |
2.63 |
127.5 |
2009 |
1183 |
8269 |
2.04 |
73.4 |
2010 |
1439 |
10066 |
2.26 |
121.6 |
2011 |
1798 |
12588 |
2.56 |
124.9 |
Валовый национальный доход России, 1990-2011 гг.
Валовый национальный доход Японии, 2006-2011 гг
Год |
Национальный доход, млрд. долл. |
Национальный доход на душу населения, долларов |
Доля в мировом национальном доходе, % |
Темп роста национального дохода,% |
2006 |
4481 |
35433 |
8.98 |
95.8 |
2007 |
4502 |
35585 |
8.04 |
100.5 |
2008 |
5009 |
39583 |
8.17 |
111.3 |
2009 |
5170 |
40853 |
8.91 |
103.2 |
2010 |
5628 |
44477 |
8.85 |
108.9 |
2011 |
6083 |
48088 |
8.65 |
108.1 |
Валовый национальный доход Японии, 1970-2011 гг.
Валовый национальный доход Финляндии, 2006-2011 гг
Год |
Национальный доход, млрд. долл. |
Национальный доход на душу населения, долларов |
Доля в мировом национальном доходе, ‰ |
Темп роста национального дохода,% |
2006 |
210 |
39878 |
4.21 |
106.6 |
2007 |
246 |
46503 |
4.39 |
117.1 |
2008 |
273 |
51354 |
4.45 |
111 |
2009 |
243 |
45489 |
4.19 |
89 |
2010 |
240 |
44734 |
3.77 |
98.8 |
2011 |
265 |
49211 |
3.77 |
110.4 |