Искусственная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:23, доклад

Описание работы

Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:
наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Файлы: 1 файл

Искусственная монополия.docx

— 23.00 Кб (Скачать файл)

Искусственная монополия.

Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:

  • наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
  • продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
  • присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
  • определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью. Искусственная (регулируемая) монополия создается государством для защиты отдельных производителей от конкуренции с помощью юридических законов и ограничений. Искусственная монополия означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка сбыта или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. Именно этот тип монополии, когда предприниматели, стараясь избежать конкуренции, заключают различные соглашения о слиянии, разделении рынков сбыта, установлении уровня цен и объемов производства, принято считать классическим. Многие государства ведут борьбу с проявлениями такой монополии, создавая антимонопольные организации, такие как Федеральная антимонопольная служба (Россия). Под условным названием (искусственная монополия) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эта монополия преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Причины этого могут быть финансовые, если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта. Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными: фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В чем отличие искусственной монополии от естественной?

Искусственная монополия - создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от искусственной, естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.

Искусственная монополия может быть случайной, устойчивой и всеобщей.

А. Случайная монополия покупателя или продавца возникает нередко неожиданно благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, когда появляется исключительная возможность изготавливать и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими в данной отрасли производственными факторами (техникой, технологией или рабочей силой). Однако полученные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.

Б. Устойчивой монополией обладают, как правило, крупные объединения предпринимателей, захватившие главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции (им принадлежат крупнейшие предприятия, рынки сбыта и др.). Начиная с конца XIX в. стали возникать и получили широкое развитие разнообразные формы устойчивых монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль над всеми участниками.

В. Всеобщая форма монополий возникает, начиная со второй половины нынешнего столетия на основе всестороннего (с помощью государства) подчинения народного хозяйства объединениям предпринимателей, которые на большинстве рынков оказываются основными и продавцами, и покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточивающим в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, такие, например, как военно-промышленный.

Для примера разберем такую ситуацию. В Москве, как всем известно, одним из видов городского транспорта является метро. Это вариант естественной монополии, поскольку создать конкуренцию в этом сегменте просто невозможно. Даже если отбросить громадные затраты на строительство второго метрополитена, сделать это практически нереально ввиду отсутствия такой технической возможности. С другой стороны, наземный транспорт столицы предоставляется компанией «Мосгортранс», и это чистой воды искусственная монополия. Ведь вполне реально выпустить на рынок и других перевозчиков-конкурентов, но власти не дают такого разрешения. Так рождаются сегодня искусственные монополии в России и в других странах мира.

Например, вступление в отрасль может быть ограничено выдачей лицензий на ведение определенных видов экономической деятельности, скажем, производство винно-водочных и табачных изделий. Монополистом может быть компания, которая имеет собственность на редкие природные ресурсы. К примеру, компания «Де Бирс» монополизировала алмазные рудники в Южной Африке и контролирует поставки алмазов на мировой рынок. Существует и патентная монополия, которая охраняет право на интеллектуальную собственность. Патенты дают компании исключительное право на производство продукции. Они сыграли значительную роль в развитии таких компаний, как Kodak, Gillette, Polaroid, Xerox и Sony.

Преимущества и недостатки

Отрицательные стороны монополий:

  • возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
  • блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
  • экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
  • замена экономического механизма формой административной диктатуры.
  • завышение цен и занижение объема выпуска, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.
  • высокая степень монополизации, существующая достаточно длительные промежутки времени, может привести к тому, что компании этого сегмента потеряют способность к ведению рыночной борьбы
  • наличие монопольной власти может способствовать нарушению закона, монополии могут являться источником коррупции в обществе

 

Но у монополии есть и свои положительные стороны:

  • укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
  • в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
  • часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;
  • благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.
  • крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны

Монополизация – сложное и неоднозначное явление. Объединение компаний может породить не только монополию, часто оно приносит и выгоды. К примеру, крупные объединения заинтересованы в стимулировании потенциальных покупателей больше, чем мелкие индивидуальные производители, которые чаще всего не рассчитывают на эффект, покрывающий затраченные средства и еще приносящий выгоду.

Политика государства должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти.

 


Информация о работе Искусственная монополия