Исламская
экономика в Судане
Выполнила-
Сарсембекова Сабина, УФ -408
- «Судан – единственная страна, где исламская модель экономики реализована в полной мере.»
- Ренат Бекин
Географическое
положение
- Судан — крупнейшая страна Африки, по занимаемой территории в два с лишним раза превосходящая Египет. В Судане насчитывается около 35 млн. жителей, представляющих свыше 40 разных племен. Как считают этнографы, эта страна - своего рода африканский микрокосм.
- Столица Судана — Хартум - всего десять лет назад была сонным малопримечательным городом. Несколько лет назад город начал преображаться к лучшему.
- Исламизация экономики судана
- 1 этап
- По мнению американского исследователя суданского происхождения А.-Х. М. Башира, исламизация экономики в Судане прошла 4 этапа .
Первый этап (1977 – сентябрь 1983) ознаменовался появлением первого в Судане исламского банка – Фейсал Исламик Бэнк оф Судан (Faisal Islamic Bank, Sudan (FISB) и созданием первой не только в стране, но и в мире исламской страховой компании – Исламик Кооперейтив Иншурэнс Компани (Islamic Cooperative Insurance Company). 40% акций банка принадлежали Саудовской Аравии, другие 40% акций – богатым гражданам Судана, в числе которых были президент страны, вице-президент, министры правительства, лидеры суданских «Братьев-мусульман» и др., а оставшиеся 20% – другим арабским странам.
К 1983 г. в стране появились еще три исламских банка: Тадамун Исламик Бэнк оф Судан (Tadamon Islamic Bank of Sudan (TISB); Суданиз Исламик Бэнк (Sudanese Islamic Bank) и Исламик Кооперейтив Бэнк (Islamic Co-operative Bank) – первый правительственный исламский коммерческий банк.
Исламские банки в достаточно быстрый срок сумели составить конкуренцию традиционным банкам в вопросе мобилизации депозитов и роста активов .
- Второй этап (сентябрь 1983 – 1985) характеризуется попыткой режима президента Нимейри исламизировать финансовый сектор страны.
В 1983 г. был издан президентский декрет, предписывавший всем коммерческим банкам в Судане приостановить процентные операции и привести свои операции в соответствие с шариатом. Данный запрет не касался операций с зарубежными партнерами: решение вопроса о том, как соблюсти исламский запрет ростовщичества в международных экономических отношениях, было отложено на неопределенное время.
Застигнутые врасплох подобным решением, банки стали осуществлять 90% своих операций на основе договора мурабаха. Фактически операции банков были исламскими только на бумаге – в бухгалтерских книгах и отчетах перед Центральным банком, специалисты которого смотрели на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы, рассматривая решение об исламизации экономики как политическое, а не экономическое мероприятие .
В этот период были учреждены еще два исламских банка Ал-Барака Бэнк (Al-Baraka Bank) и Исламик Бэнк фор Вестерн Судан
Поскольку политика исламизации не принесла ожидаемых политических дивидендов, президент Нимейри стал с начала 1985 г. сворачивать экономические и иные преобразования в духе ислама. Большинство традиционных банков, которые в свое время были принудительно исламизированы, очень быстро вернулись к прежней практике.
Завершение исламизации
экономики
В период после свержения
режима Нимейри с 1985 по 1989 гг. (третий этап)
было восстановлено действие некоторых
принятых ранее исламских законов. Но
о возврате к политике исламизации экономики
речь пока не шла. К началу 1980-х гг. экономика
Судана находилась в тяжелейшем состоянии.
Дефицит платежного баланса достиг 1 млрд
долл., а внешняя задолженность составила
4 млрд долл. 4. С каждым годом ситуация в экономике
только ухудшалась. Очевидно, что в таких
условиях говорить об исламизации экономики
не приходилось.
Четвертый и последний этап исламизации
экономики страны начался с июня 1989 г.
с приходом к власти Умара Хасана Ахмада
ал-Башира. Именно в этот период был реанимирован
проект по исламизации экономики, и прежде
всего финансового сектора страны. Экономические
реформы в духе ислама стали проводиться
более последовательно и вместе с тем
не столь поспешно, как при президенте
Нимейри.
- В 1991 г. был учрежден специализированный орган по наблюдению за соответствием реформы финансового сектора шариату – Высший совет шариатского надзора. В Основной Закон Судана 1998 г. была внесено следующее положение: «Государство стимулирует развитие национальной экономики путем планирования на основе трудовой деятельности, производства и свободного рынка, запрещая монополии, ростовщичество и мошенничество».
В период с 1999 по 2002 гг. в стране была проведена банковская реформа, позволившая не только ввести в банковскую практику международные стандарты, выработанные Базельским комитетом, но и привести их в соответствие с принципами шариата.
Итог :
- На сегодняшний день банки в Судане при осуществлении своих операций используют только те контракты, которые известны мусульманскому праву. При этом подход суданских специалистов к легитимности того или иного договора с точки зрения шариата в каком-то смысле более консервативен, чем, например, у их малайзийских коллег.
Примечательно, что содействие Судану в исламизации финансового сектора оказывал Международный валютный фонд (МВФ). При участии специалистов фонда была, в частности, разработана схема выпуска государственных облигаций по принципу мушарака
- Исламизация затронула банковский и страховой секторы, а на фондовом рынке были разработаны и введены в оборот ценные бумаги, соответствующие требованиям шариата.
Не остались без внимания реформаторов и налоги. В 1984 г. был принят «Закон о закяте и налогообложении». В отличие от прежнего закона 1980 г., где выплата закята рассматривалась как добровольный акт, в «Законе о закяте и налогообложении» данный «очистительный налог» выступал в качестве обязательного для всех мусульман – граждан Судана, проживавших как в самой стране, так и за ее пределами.