Исламская экономика в Судане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:25, творческая работа

Описание работы

Судан — крупнейшая страна Африки, по занимаемой территории в два с лишним раза превосходящая Египет. В Судане насчитывается около 35 млн. жителей, представляющих свыше 40 разных племен. Как считают этнографы, эта страна - своего рода африканский микрокосм.
Столица Судана — Хартум - всего десять лет назад была сонным малопримечательным городом. Несколько лет назад город начал преображаться к лучшему.

Файлы: 1 файл

Исламская экономика в Судане.pptx

— 109.94 Кб (Скачать файл)

Исламская экономика в Судане

 

Выполнила- Сарсембекова Сабина, УФ -408

    • «Судан – единственная страна, где исламская модель экономики реализована в полной мере.»
    •                                Ренат Бекин

Географическое  положение

 

    • Судан — крупнейшая страна Африки, по занимаемой территории в два с лишним раза превосходящая Египет. В Судане насчитывается около 35 млн. жителей, представляющих свыше 40 разных племен. Как считают этнографы, эта страна - своего рода африканский микрокосм.
    • Столица Судана — Хартум - всего десять лет назад была сонным малопримечательным городом. Несколько лет назад город начал преображаться к лучшему.

 

 

 

    • Исламизация экономики судана
    • 1 этап

 

    • По мнению американского исследователя суданского происхождения А.-Х. М. Башира, исламизация экономики в Судане прошла 4 этапа .  
      Первый этап (1977 – сентябрь 1983) ознаменовался появлением первого в Судане исламского банка – Фейсал Исламик Бэнк оф Судан (Faisal Islamic Bank, Sudan (FISB) и созданием первой не только в стране, но и в мире исламской страховой компании – Исламик Кооперейтив Иншурэнс Компани (Islamic Cooperative Insurance Company). 40% акций банка принадлежали Саудовской Аравии, другие 40% акций – богатым гражданам Судана, в числе которых были президент страны, вице-президент, министры правительства, лидеры суданских «Братьев-мусульман» и др., а оставшиеся 20% – другим арабским странам.  
      К 1983 г. в стране появились еще три исламских банка: Тадамун Исламик Бэнк оф Судан (Tadamon Islamic Bank of Sudan (TISB); Суданиз Исламик Бэнк (Sudanese Islamic Bank) и Исламик Кооперейтив Бэнк (Islamic Co-operative Bank) – первый правительственный исламский коммерческий банк. 
      Исламские банки в достаточно быстрый срок сумели составить конкуренцию традиционным банкам в вопросе мобилизации депозитов и роста активов .
    • Второй этап (сентябрь 1983 – 1985) характеризуется попыткой режима президента Нимейри исламизировать финансовый сектор страны.  
      В 1983 г. был издан президентский декрет, предписывавший всем коммерческим банкам в Судане приостановить процентные операции и привести свои операции в соответствие с шариатом. Данный запрет не касался операций с зарубежными партнерами: решение вопроса о том, как соблюсти исламский запрет ростовщичества в международных экономических отношениях, было отложено на неопределенное время.  
      Застигнутые врасплох подобным решением, банки стали осуществлять 90% своих операций на основе договора мурабаха. Фактически операции банков были исламскими только на бумаге – в бухгалтерских книгах и отчетах перед Центральным банком, специалисты которого смотрели на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы, рассматривая решение об исламизации экономики как политическое, а не экономическое мероприятие .  
      В этот период были учреждены еще два исламских банка Ал-Барака Бэнк (Al-Baraka Bank) и Исламик Бэнк фор Вестерн Судан  
      Поскольку политика исламизации не принесла ожидаемых политических дивидендов, президент Нимейри стал с начала 1985 г. сворачивать экономические и иные преобразования в духе ислама. Большинство традиционных банков, которые в свое время были принудительно исламизированы, очень быстро вернулись к прежней практике. 

Завершение исламизации  экономики

 

В период после свержения  режима Нимейри с 1985 по 1989 гг. (третий этап) было восстановлено действие некоторых принятых ранее исламских законов. Но о возврате к политике исламизации экономики речь пока не шла. К началу 1980-х гг. экономика Судана находилась в тяжелейшем состоянии. Дефицит платежного баланса достиг 1 млрд долл., а внешняя задолженность составила 4 млрд долл. 4. С каждым годом ситуация в экономике только ухудшалась. Очевидно, что в таких условиях говорить об исламизации экономики не приходилось. 
Четвертый и последний этап исламизации экономики страны начался с июня 1989 г. с приходом к власти Умара Хасана Ахмада ал-Башира. Именно в этот период был реанимирован проект по исламизации экономики, и прежде всего финансового сектора страны. Экономические реформы в духе ислама стали проводиться более последовательно и вместе с тем не столь поспешно, как при президенте Нимейри.

    • В 1991 г. был учрежден специализированный орган по наблюдению за соответствием реформы финансового сектора шариату – Высший совет шариатского надзора. В Основной Закон Судана 1998 г. была внесено следующее положение: «Государство стимулирует развитие национальной экономики путем планирования на основе трудовой деятельности, производства и свободного рынка, запрещая монополии, ростовщичество и мошенничество».  
      В период с 1999 по 2002 гг. в стране была проведена банковская реформа, позволившая не только ввести в банковскую практику международные стандарты, выработанные Базельским комитетом, но и привести их в соответствие с принципами шариата.

Итог :

 

    • На сегодняшний день банки в Судане при осуществлении своих операций используют только те контракты, которые известны мусульманскому праву. При этом подход суданских специалистов к легитимности того или иного договора с точки зрения шариата в каком-то смысле более консервативен, чем, например, у их малайзийских коллег. 
      Примечательно, что содействие Судану в исламизации финансового сектора оказывал Международный валютный фонд (МВФ). При участии специалистов фонда была, в частности, разработана схема выпуска государственных облигаций по принципу мушарака
    • Исламизация затронула банковский и страховой секторы, а на фондовом рынке были разработаны и введены в оборот ценные бумаги, соответствующие требованиям шариата.  
      Не остались без внимания реформаторов и налоги. В 1984 г. был принят «Закон о закяте и налогообложении». В отличие от прежнего закона 1980 г., где выплата закята рассматривалась как добровольный акт, в «Законе о закяте и налогообложении» данный «очистительный налог» выступал в качестве обязательного для всех мусульман – граждан Судана, проживавших как в самой стране, так и за ее пределами.

Информация о работе Исламская экономика в Судане