Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в России, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, является весьма перспективным направлением для работы.
Введение 3
1 Рынок лизинговых услуг история возникновения и порядок функционирования 5
1.1 Развитие лизинговых отношений 6
1.2 Формы и виды лизинга 8
2 Рынок лизинга в России 11
2.1 Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития
экономики РФ 11
2.2 Перспективы развития рынка лизинга 14
3 Исследование лизинговой компании ЗАО «Сбербанк Лизинг» 17
3.1 Общая характеристика компании 17
3.2 Использование лизинга ЗАО «Сбербанк Лизинг» 19
Заключение 22
Список литературы 25
Предполагается, что авторы руководствовались благим намерением – упорядочить градацию форм, типов и видов лизинга, что делалось это в помощь практике, а не во вред ей, так как от классификации форм, типов и видов лизинга зависит оценка каждого конкретного лизингового соглашения, объём льгот, предоставляемых (или не предоставляемых) его участникам, а также налоговые обязательства каждого из субъекта лизинговых отношений. Однако благими намерениями могут быть вымощены самые разные дороги, и законодатели, которые не внесли ясности в суть вопроса.
Границы долгосрочности не должны быть едиными для всех объектов лизинга. Они должны соотноситься и с экономическим сроком службы данного конкретного оборудования. И наряду с уже действующим твёрдым общим сроком 3 года и более мы предлагаем для оборудования со сроком службы 5 лет ввести дополнительный, определяемый 30% экономического срока службы данного вида оборудования.
В основу деления лизинга на типы и виды положен только один-единственный критерий – срок заключения договора. Все остальные критерии деления, как то: форма организации сделки (прямой, косвенный, возвратный), объём обслуживания, условия амортизации, тип лизинговых платежей, – в Законе даже не упоминаются.
Особого внимания заслуживает вопрос налогообложения лизинговых операций. Как известно, лизингуемое оборудование подвергается двойному налогообложению: первый раз – налогом на добавленную стоимость при покупке оборудования лизингодателем (назовём его НДС-1) и возмещается лизингополучателем в составе амортизационных отчислений, и второй раз – налогом с оборота (или НДС-2), начисляемом на всю сумму «выручки» лизингодателя, включающую не только комиссионное вознаграждение и плату за дополнительные услуги, но и амортизационные отчисления, проценты за кредит, страховые взносы и другие затраты, включаемые в лизинговые платежи, которые добавленной стоимостью не являются.
Принятый после долгих мук Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ «О Лизинге» не только не отменил этот налоговый произвол, но и придал ему статус закона. А число слагаемых лизингового платежа, предусмотренных статьёй 29 закона, увеличилось с пяти до восьми (согласно «Методическим рекомендациям по расчёту лизинговых платежей»).
Всё сказанное свидетельствует о том, что установленная сегодня система налогообложения лизинга необоснованна, неэффективна и разрушительна, поскольку является серьёзнейшим препятствием на пути развития самого эффективного инструмента финансирования инвестиций, обновления производственного аппарата и выведения страны из глубокого инвестиционного и производственного кризиса.
Для исправления недостатков Федерального закона «О лизинге» от 29 января 2002 года был принят новый закон, название которого изменилось на «О финансовой аренде (лизинге)». Авторы такой новации руководствовались стремлением привести терминологию указанного закона в соответствие с параграфом 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, который называется «Финансовая аренда (лизинг)». Автору представляется, что такая новация не вполне обоснованна.
2 Рынок лизинга в России
2.1 Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ
Нехватка заемных средств и рост просроченной задолженности наложили свой отпечаток на развитие рынка в 2009 году. Значительные усилия лизинговых компаний были направлены не на привлечение новых клиентов, а на работу с проблемными лизингополучателями. Процесс оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий стал играть ведущую роль в работе с потенциальными лизингополучателями и повлек за собой значительное ужесточение критериев по отбору клиентов лизинговыми компаниями. Если в 2007 году большая часть заявок получала одобрение лизинговыми компаниями, в 2008 году было одобрено чуть более 50% заявок, то в 2009 году количество одобренных заявок сократилось до одной трети. При этом спрос на услуги лизинга в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 9,4% .
В 2009 году произошло изменение структуры рынка по типу лизингополучателей. Произошло значительное смещение лизинговых сделок в пользу крупного бизнеса. На его долю в 2009 году пришлось 64,4% сделок, что на 14,6 п.п. больше значения 2008 года.
Восстановление после кризиса приходится в основном на крупные компании - лидеров рынка. Рост показателей лидеров рынка обусловлен введением антикризисных программ для клиентов, среди которых лизинг подержанных автомобилей, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей. Кроме того, в конце 2009 - начале 2010 гг. вновь заработали закрытые в 2008 году программы по финансированию спецтехники, были заключены новые партнерские договоры с автопроизводителями, импортерами и дилерами.
В 2010 году был принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В новом документе были освещены следующие вопросы:
- схема повторного лизинга. Лизинговая
компания получит возможность
передать возращенное или
- закрепление понятия
- расширение круга
- разработка порядка и
В 2009 году осуществлялась государственная поддержка лизинговой отрасли. Одной из самых масштабных программ подобного рода является Государственная программа финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития. Совокупный лимит кредитования по Программе составил 4,9 млрд. рублей. На 1 апреля 2010 года в рамках данной программы осуществлялось сотрудничество Российского банка развития с 44 лизинговыми компаниями. Сумма профинансированных сделок на указанную дату составила 1,1 млрд. рублей. Кроме того, заявки еще от 40 лизинговых компаний находились на рассмотрении банка.
В 1 полугодии 2010 года Российский Банк Развития предлагал лизингодателям две подпрограммы:
- «Развитие» (для компаний, осуществляющих
деятельность более одного
- «Лизинг начинающим
Подпрограммы были ориентированы на субъекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
- устойчивое финансовое
- отсутствие задолженности по налогам и сборам.
Четвертый квартал 2009 ознаменовался стабилизацией экономической ситуации в России, сокращением роста просроченной задолженности и снижением ставок по кредитам. Как результат, в конце 2009 - начале 2010 гг. возобновился отложенный спрос на услуги лизинговых компаний, которые, в свою очередь, начали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. Также компании стали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и так далее.
Аналитики выделяют следующие тенденции рынка лизинга, сложившиеся в конце 2009 - 2010 гг.:
- уход с рынка слабых игроков;
- укрупнение некоторых
- рост интереса к лизингу
со стороны крупных
- возобновление региональной
- расширение сети продаж
В 2010 году рынок лизинга продемонстрировал положительную динамику: темпы роста составят 10-15%, объем рынка достиг 350-370 млрд. руб. Однако возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению участников рынка, следует ожидать не ранее, чем в 2012-2013 гг.
2.2 Перспективы развития рынка лизинга
Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные
процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора.
Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя).
Отличия лизинга от аренды
Основные параметры |
Виды отношений | |
Арендные |
Лизинговые | |
1. Субъекты отношений |
Арендодатель и арендатор. |
Поставщик (изготовитель) имущества, лизингодатель и лизингополучатель. |
2. Объекты отношений |
Любое имущество, разрешенное в обороте, включая природные объекты. |
Имущество, используемое для предпринимательской деятельности, исключая природные объекты. |
3. Правовое отношение сторон |
Имущественное двухстороннее правоотношение. |
Коммерческое трехстороннее правоотношение. |
4. Ответственность наймодателя за качество имущества |
За качество отвечает арендодатель. |
Лизингодатель не отвечает за качество имущества. |
5. Отношение с продав |
Арендодатель (продавец), арендатор (покупатель). |
Лизингодатель и лизингополучатель выступают солидарными покупателями имущества у продавца. |
6. Обязанности наймодателя |
Как у собственника имущества. |
Инвестирование лизинговой сделки. |
7. Уведомление продавца о цели приобретения имущества |
Не производится. |
Лизингодатель указывает цель передачи имущества в лизинг конкретному лизингополучателю. |
8. Право собственности
на имущество после |
Только в форме купли-продажи. |
Обычно предполагается право выбора (опцион). |
Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении стратегии развития Российской Федерации, необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.
Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:
- полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях;
- освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий;
- расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы;
- снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга.
Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации
Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций.
Принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом. Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Информация о работе Исследование лизинговой компании ЗАО «Сбербанк Лизинг»