Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:24, контрольная работа
Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29 октября 1929 года положил начало кризису, который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис, обесценивание валют, катастрофическое падение курса ценных бумаг - далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.
В работах П. Буагильбера ("Трактат о природе богатства" - 1707 г., и др.), напротив, даётся негативная оценка экономической роли денег; основное внимание уделено аграрному производству. В этом П. Буагильбер явился предшественником особого направления в рамках классической школы, получившего распространение во второй половине XVIII в. и известного вначале как школа "экономистов", а затем - как школа "физиократов".
В условиях революционной ситуации, сложившейся во Франции во второй половине XVIII в., происходит идейная подготовка революции. Представители школы физиократов обосновывали экономическую платформу буржуазии в борьбе с феодальными пережитками (название этой школы буквально означает «власть природы»). Физиократы отвергали феодальные ограничения и рассматривали буржуазные отношения в качестве естественных, соответствующих действительной природе общества и человека. Они выступали против меркантилистских иллюзий и перенесли центр тяжести экономического анализа в сферу материального производства, а в качестве основы всей экономики рассматривали сельское хозяйство. Однако последнее они считали единственной действительно производительной отраслью, в которой происходит «увеличение материи», и труд в которой является производительным трудом.
Основателем
и виднейшим представителем
Важным элементом экономической теории Ф. Кенэ и всей школы физиократов было учение о «чистом продукте». Чистый продукт в общем виде трактовался как избыток, полученный над затратами в ходе производственного процесса. Если не учитывать влияние материальных затрат, то избыток должен быть получен над заработком производителя. Этот заработок Ф. Кенэ, вслед за У. Петти, сводил к минимуму средств существования. Отождествляя прирост стоимости с увеличением материально-вещественной субстанции богатства, Кенэ ошибочно ограничивал сферу производительного труда сельским хозяйством, но его заслугой является соотнесение проблемы производительного труда с проблемой буржуазных форм доходов.
Учение Кенэ о социально-классовой структуре общества тесно связано с концепциями чистого продукта и производительного труда. В обществе, по мнению французского экономиста, существуют три класса: производительный, непроизводительный («бесплодный») и класс земельных собственников. В рамках «бесплодного» класса Ф. Кенэ объединяет городских ремесленников, наёмных рабочих и буржуазию; аналогично этому, в производительный класс включены наёмные сельскохозяйственные рабочие, фермеры-предприниматели и мелкие товаропроизводители-крестьяне.
В духе общей
концепции стоимости и
Одним из
крупнейших представителей
А. Тюрго
является одним из идейных
предшественников субъективной
школы в экономическом анализе.
В целом,
экономическая теория
Список рекомендуемых источников
1. История экономических учений (современный этап): Учебник. Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 612 с.
2. История экономических учений: Учеб. для вузов/Под ред. В.С. Адвадзе – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 461 с.
3. Маркова А.Н. История экономических учений. Учебник для вузов (ГРИФ). - М.: ЮНИТИ, 2004. – 382 с.
4. История экономических учений (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – 216 с.
5. Сурин А.И. История
экономики и экономических
6. Казаченко Л.Д. История
экономики и экономических
7. Вощанова Г.П. Годзина Г.С. История экономики. Практикум: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 164 с.