История экономики США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и, в конце концов, сложнейшую промышленную экономику. В течение этой эволюции Соединенные штаты создавали все более сложные институты, которые бы соответствовали росту страны. При неизменном участии государства в экономических делах степень этого участия в большинстве случаев росла.

Файлы: 1 файл

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ США.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

Юг напротив оставался  аграрным и зависел от капитала и  промышленных изделий Севера. Экономические  интересы Юга, в том числе рабство, можно было защищать исключительно  политическими методами до тех пор, пока федеральное правительство контролировалось Югом. Организованная в 1856 г. республиканская партия представляла индустриальный Север. В 1860 г. республиканцы и их кандидат на пост президента Авраам Линкольн высказывались несколько нерешительно в отношении рабства и гораздо определеннее по экономической политике. В 1861 г. они добились принятия протекционистского тарифа. В 1862 г. получила хартию первая тихоокеанская железная дорога, а в 1863 и 1864 гг. был разработан устав национального банка.

Судьбу страны и ее экономической  системы решила победа северян в  Гражданской войне США (1861-1865 гг.). Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие  плантации хлопка на Юге стали  менее прибыльными. Быстро разросшаяся  благодаря войне промышленность Севера бурно росла. Во главе всех сторон жизни страны, включая общественные и политические дела, стали промышленники. Исчезли плантаторы-аристократы  Юга, сентиментально изображенные 70 лет  спустя в классическом фильме «Унесенные ветром».

Изобретения, развитие и  магнаты

Последовавшее за Гражданской  войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Взрыв новых открытий и изобретений привел ко столь  глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе шт. Пенсильвания была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны и были открыты телефон, фонограф и электрический свет. И наконец, к началу XX века автомобиль пришел на смену карете, а люди начали летать на самолетах.

Параллельно с этими достижениями развивалась промышленная инфраструктура страны. В Аппалачах от Пенсильвании и дальше на юг до Кентукки были найдены богатые месторождения угля. В районе озера Верхнее на севере Среднего Запада начали работу крупные железные шахты. Там, где удалось соединить эти два важнейших сырьевых продукта, процветали сталелитейные заводы. Вслед за крупными медными и серебряными шахтами открылись свинцовые шахты и цементные заводы.

По мере роста промышленности развивались методы массового производства. В конце XIX века, тщательно изучив функции разных рабочих и предложив  затем новые более эффективные  способы труда, Фредерик У. Тейлор стал пионером в области научных методов  управления. (Настоящее массовое производство вдохновило Генри Форда применить в 1913 г. конвейерную линию, на которой каждый рабочий выполнял одно простое задание по сборке автомобиля. Избрав дальнозоркую политику, Форд предложил своим рабочим щедрую зарплату - пять долларов в день, что позволило им покупать производимые ими автомобили и тем самым обеспечило расширение производства.)

«Позолоченный век» второй половины XIX века стал эпохой магнатов. Многие американцы идеализировали этих бизнесменов, создавших огромные финансовые империи. Их успех часто зависел  от умения разглядеть долгосрочный потенциал  нового вида услуги или продукта, как  это удалось Джону Д. Рокфеллеру с нефтью. Это были жесткие соперники, целеустремленно стремившиеся к  финансовому успеху и власти. Помимо Рокфеллера и Форда среди других гигантов были наживший состояние на железных дорогах Джей Гулд, финансист Джон Пирпонт Морган и сталелитейный магнат Эндрю Карнеги. Некоторые магнаты согласно деловым стандартам того дня были честными людьми, другие напротив для достижения богатства и власти использовали насилие, взятки и обман. Так или иначе интересы бизнеса стали в значительной мере влиять на правительство.

 

Пожалуй, наиболее яркий  предприниматель Морган с большим  размахом проводил свои операции как в личной, так и деловой жизни. Он и его компаньоны играли на деньги, плавали на яхтах, давали пышные обеды, строили дворцы и скупали сокровища европейского искусства. В отличие от него люди подобные Рокфеллеру и Форду проявляли пуританские качества. Они остались верны ценностям маленького городка и придерживались соответствующего образа жизни. Будучи добропорядочными прихожанами, они испытывали чувство ответственности за других. Они верили, что успеха можно добиться благодаря личной добродетели, и проповедовали труд и бережливость. Позже их наследники учредили крупнейшие благотворительные фонды Америки.

Если интеллектуалы высшего  общества Европы в целом относились пренебрежительно к торговле, живя в обществе с более подвижной классовой структурой, большинство американцев с энтузиазмом восприняли идею обогащения. Они наслаждались связанным с деловым предприятием риском и волнением, а также более высоким уровнем жизни и потенциальными наградами в виде власти и почета, приносимыми деловым успехом.

Однако, по мере созревания американской экономики в XX веке образ швыряющегося деньгами делового магната утратил свою привлекательность в качестве американского идеала. Радикальные перемены произошли с возникновением корпораций первоначально в железнодорожной отрасли, а затем и повсеместно. На смену баронам-предпринимателям пришли ставшие во главе корпораций «технократы» и высокооплачиваемые менеджеры. В свою очередь рост корпораций вызвал развитие организованного рабочего движения, оказывавшего противодействие власти и влиянию бизнеса.

Технологическая революция  восьмидесятых и девяностых годов XX века породила новую деловую культуру, схожую с эпохой магнатов. Глава  компании «Майкрософт» Билл Гейтс нажил  огромное состояние на разработке и  продаже программного обеспечения. Гейтс создал настолько прибыльную империю, что к концу девяностых отдел по борьбе с монопольной деятельностью Министерства юстиции США подал на его компанию в суд по обвинению в запугивании конкурентов и создании монополии. Но Гейтс также является и создателем быстро ставшего крупнейшим в своем роде благотворительного фонда. Большинство деловых лидеров Америки ведут менее заметную жизнь по сравнению с Гейтсом. Они руководят деятельностью корпораций и одновременно являются членами советов директоров благотворительных обществ и учебных заведений. Им не безразличны состояние национальной экономики и взаимоотношения Америки с другими странами, и они вполне могут летать в Вашингтон для переговоров с правительственными чиновниками. И хотя они, несомненно, влияют на правительство, они его не контролируют, как это казалось некоторым магнатам «Позолоченного века».

Вмешательство государства

На первых порах американской истории большинство политических лидеров было против излишнего вмешательства  федерального правительства в частный  сектор за исключением транспорта. В целом они принимали идею неограниченной свободы предпринимательства, которая выступает против вмешательства  правительства в экономику за исключением необходимости поддержания  правопорядка. Подобное отношение претерпело изменение в конце XIX века, когда  представители малого бизнеса, фермеров и рабочего движения начали обращаться к правительству с просьбой вступиться за них.

Сформировавшийся к началу XX века средний класс относился  с подозрением как к деловой элите, так и довольно радикальным политическим движениям фермеров и наемных рабочих Среднего Запада и западных штатов. Получившие известность под названием Прогрессивной партии эти люди выступали за государственное регулирование деловой практики во имя конкуренции и свободы предпринимательства. Кроме того они боролись с коррупцией в государственном секторе.

В 1887 г. Конгресс принял закон  по регулированию железных дорог («Закон о торговле между штатами») и в 1890 г. «Антитрестовский закон Шермана» против установления контроля над целой отраслью крупными компаниями. Эти законы, тем не менее, проводились в жизнь не слишком усердно до тех пор, пока в период между 1900 и 1920 годами к власти не пришли президент Теодор Рузвельт от Республиканской партии (1901-1909 гг.), президент Вудро Вильсон от Демократической партии (1913-1921 гг.) и другие представители, разделявшие взгляды Прогрессивной партии. Именно в эти годы были созданы многие современные регулятивные ведомства такие, как Комиссия по торговле между штатами, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами и Федеральная комиссия по торговле.

Наиболее заметный рост государственного вмешательства в экономику произошел  в тридцатые годы XX века. Падение  биржевого рынка в 1929 г. вызвало  Великую депрессию (1929-1940 гг.) - самое  серьезное экономическое потрясение в истории страны. С целью облегчения критической ситуации президент  Франклин Делано Рузвельт (1933-1945 гг.) избрал политику Нового курса.

Многие самые важные законы и институты, определяющие современную  экономику США, восходят к эпохе  Нового курса. Согласно законам Нового курса государственная власть распространилась на сферу банковского дела, сельского  хозяйства и социального обеспечения. Эти законы устанавливали минимальную  заработную плату и продолжительность  рабочего дня и стали катализатором  развития профсоюзов в таких отраслях, как сталелитейная, автомобильная  и резиновая промышленности. Появились  программы и ведомства, ставшие  ныне неотъемлемой частью функционирования современной национальной экономики, а именно: Комиссия по ценным бумагам  и биржевым операциям, регулирующая биржевой рынок; Федеральная корпорация страхования депозитов, гарантирующая  банковские депозиты; и, что, пожалуй, наиболее знаменательно, система социального  страхования, гарантирующая пенсии пожилым гражданам на основании вклада, внесенного ими, будучи частью рабочей силы.

И хотя лидеры Нового курса  заигрывали с идеей установления более тесных связей между деловыми кругами и правительством, некоторые  из их усилий закончились сразу после  окончания Второй мировой войны. С помощью «Закона о восстановлении национальной промышленности» - недолговечной  программы Нового курса - пытались содействовать  тому, чтобы конфликты между руководителями и рабочими разрешались под надзором правительства, тем самым повышая  производительность и эффективность  производства. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения между работодателями, рабочими и правительством не привели  к фашизму в Америке, как это  произошло в Германии и Италии, инициативы Нового курса свидетельствовали  о новом разделении власти между  этими тремя ключевыми компонентами экономики. Подобное сосредоточение власти еще больше усилилось во время  войны, когда американское правительство  широко вмешивалось в экономику. В целях удовлетворения военных  нужд производительный потенциал страны координировался Управлением военного производства. Военные заказы выполнялись  перепрофилировавшимися производителями  товаров широкого потребления. Так например, автомобилестроители делали танки и самолеты, превращая США в «арсенал демократии». Стремясь помешать возникновению инфляции в результате более высокого национального дохода и нехватки потребительских товаров, только что созданное Управление по регулированию цен контролировало квартирную плату в ряде домов, нормировало распределение товаров широкого потребления, начиная с сахара и кончая бензином, и всячески старалось сдерживать рост цен.

Послевоенная экономика: 1945-1960 годы

Многие американцы опасались, что с окончанием Второй мировой  войны и снижением военных  расходов могут вернуться тяжелые  времена Великой депрессии. Однако вместо этого давно сдерживавшийся спрос на потребительские товары вызвал в послевоенный период чрезвычайно бурный экономический рост. Автомобильная промышленность успешно вернулась к производству автомашин; стремительно развивались новые отрасли такие, как авиационная и электронная промышленности. Подъему содействовал и до-мостроительный бум, вызванный отчасти легко доступной ипотекой для демобилизованных военных. Совокупный национальный продукт вырос приблизительно с 200 миллиардов долларов в 1940 г. до 300 миллиардов долларов в 1950 г. и 500 миллиардов долларов в 1960 г. В результате послевоенного всплеска рождаемости одновременно выросло число потребителей. Все больше и больше американцев пополняло ряды среднего класса.

Необходимость делать военную  продукцию породила огромный военно-промышленный комплекс (термин обязан своим происхождением Дуайту Д. Эйзенхауэру, президенту США с 1953 по 1961 гг.). Комплекс продолжил свое существование и после окончания войны. Когда над Европой навис «Железный занавес», а Соединенные штаты оказались втянутыми в холодную войну с Советским Союзом, правительство поддерживало значительную боевую мощь и вкладывало деньги в новейшие виды современных вооружений таких, как водородная бомба. По плану Маршалла в истерзанные войной страны Европы потекла экономическая помошь, что также содействовало сохранению рынков для многочисленных американских товаров. А само правительство признало экономические вопросы своей главной задачей. Согласно «Закону о занятости 1946 г.» целью правительственной политики было «способствовать максимальной занятости, производству и покупательной способности».

Кроме того, в послевоенный период США осознали необходимость  перестройки международных валютных отношений и возглавили создание Международного валютного фонда и Всемирного банка с целью содействия развитию открытой международной капиталистической экономики.

Между тем, наступил период консолидации бизнеса. Компании сливались, образуя огромные диверсифицированные  конгломераты. Так например, Международная телефонная и телеграфная компания скупила сеть отелей «Шератон», Континентальную банковскую сеть, Хартфордскую противопожарную страховую компанию, фирму «Эйвис» по прокату автомобилей и другие компании.

Значительные изменения  произошли и в американской рабочей  силе. В пятидесятые годы продолжало расти число занятых в сфере  услуг до тех пор, пока оно не сравнялось, а затем и не превысило число  занятых в производстве. Так, к 1956 г. в США стало больше «белых воротничков», квалифицированных работников умственного  труда, чем «синих воротничков», промышленных рабочих. В то же время профсоюзам удалось добиться долгосрочных договоров  о найме и прочих преимуществ для своих членов.

Для фермеров же, напротив, наступили  суровые времена. По мере превращения  сельского хозяйства в большой  бизнес возросшая производительность труда привела к перепроизводству сельскохозяйственной продукции. Мелким семейным фермам становилось все  труднее конкурировать, и все  большее число фермеров покидало землю. В результате начало постепенно снижаться число занятых в сельском хозяйстве, равнявшееся 7,9 миллионам в 1947 г.; к 1998 г. на фермах работало всего 3,4 миллиона человек.

Прочие американцы также  пришли в движение. Возросший спрос  на частные семейные дома и широко распространенное владение автомобилем  привели к тому, что многие американцы стали переезжать из центральных  городов в пригороды. В сочетании  с техническими нововведениями такими, как изобретение кондиционера, миграция способствовала развитию таких городов «Солнечного пояса», как Хьюстон, Атланта, Майами и Феникс в южных и юго-западных штатах. По мере того, как финансируемые федеральными властями шоссейные дороги облегчили доступ к пригородам, начали меняться и модели бизнеса. Множились торговые центры, которых к концу Второй мировой войны было восемь, а в 1960 г. уже насчитывалось 3 840. Многие отрасли промышленности также перебазировались из городов в менее густонаселенные местности.

Шестидесятые и семидесятые: годы перемен

Пятидесятые годы в Америке  часто называются временем самодовольства. Шестидесятые и семидесятые напротив стали периодом больших перемен. В мире складывались новые нации, движения мятежников пытались свергнуть  существующие правительства, укрепившиеся страны росли и обретали достаточное  экономическое влияние, чтобы соперничать  с Соединенными штатами, и все  яснее осознававший, что военная  мощь не является единственным способом роста и экспансии, мир начал  подпадать под власть экономических  отношений.

Информация о работе История экономики США