Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 19:11, курс лекций
лекции по истории экономической мысли.
Развернувшееся ж/д и ПП по началу вынуждено ориентироваться на британскую технику. Колонии и зависимые территории (Китай) полностью зависели от поставок из Англии.
Добившись серьёзного технологического преимущества Британия больше не заинтересована в сохранении политики протекционизма: - отмена “хлебных законов”, “навигационный акт” – отмена, снизила или отменила пошлины на импортируемые из Европы товары.
Добивалась своих целей в Европе мирным путём, слаборазвитые страны: - применяет военную силу (напр., “опиумная война” в Китае – 2 раза применяли флот).
С последней четверти 19в. Англия начинает постепенно терять свою гегемонию из-за ряда причин: - обеспечивать высокие темпы роста при высоком уровне экономического развития труднее, чем при низком
Вывод: Утрата мировой гегемонии происходила медленно и практически незаметно для современников, т.к. доходы всех слоёв английского населения уверенно росли. Но Англия по-прежнему остаётся крупнейшей морской, колониальной державой, мировым финансовым центром, лидером в области перевозок. За счёт этого покрывает убытки от торговли.
21. Промышленное развитие Германии в 70 – 90-е годы 19 века. Эпоха грюндерства.
С середины 19 века большой промышленный подъем (1871 – промышленная отсталость ликвидирована). Причинами к этому послужили государственные меры: - защитные тарифы
промышленность: в развитии промышленности того периода преобладало грюндерство – массовая организация промышленных строительных и торговых АО, акционерных банков,
кредитных и страховых компаний. Процессу развития промышленности и образованию новых акционерных обществ, способствовала контрибуция в 5 млрд. франков, а также аннексия Эльзаса и Лотарингии, богатых углем и железной рудой.
С/Х: Путь отличный от фермерства – путь интенсификации – прусский (юнкерский). Суть: крупные поместья (земельные владения) превращаются в «агрофабрики» (внедрение новейших достижений агрохимии и механизации труда), при этом крестьяне переходят на положение фактически наемных с/х работников.
Вывод: господствующие позиции юнкерства в государственном аппарате и армии укрепились союзом с буржуазией, что еще более усилило опасность возникновения войны в Европе.
22. Промышленный переворот в России.
Россия:
в техническом отношении
ПП лежит в временных рамках, но на этот счет существуют три т/з:
В развертывании ПП можно выделить два этапа:
1.
В 60-70-е гг. – экстенсивный этап
промышленной революции. На
Вывод: После ПП на ряду с производством предметов потребления, чем дальше, тем сильнее растёт производство средств производства; интенсивный рост городов; изменяется структура и квалификация рабочих кадров в промышленности; вызывает рост промышленной продукции; резко усиливается географическое разделение труда в стране и экономическая специализация ее районов. Т.о. ПП резко изменил характер экономики, социальную структуру и соотношение социальных сил в стране.
23. Мировая экономика на рубеже 19– 20 вв.
В конце19
– начале 20 вв. происходит процесс
превращения капитализма
Технический
прогресс охватил, прежде всего, отрасли
тяжелой промышленности, что постепенно
привело к изменению
Основные изобретения: - электричество, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания.
Производство стали в конверторе ® массовое производство стали® большие возможности для развития ж/д и морского транспорта. Новые отрасли экономики: производство электроэнергии, нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, автомобильная. Эти промышленные условия с одной стороны требовали, а с другой стороны предоставляли возможность укрупнения производства, ® требуется крупный капитал ® процесс концентрации капиталов ® преобладающая форма хозяйственной деятельности – АО (корпорация). В середине 19 века массовое введение АО – эпоха учредительства (грюндерство) => Параллельно идет процесс концентрации производства и процесс концентрации индивидуальных капиталов.
На рубеже 19– 20 вв. центр экономического развития сместился из Европы в Северную Америку. Предпосылки: Англия уже не может конкурировать с США (физическое, техническое старение производственной базы). С США по темпам роста может сравниться только Германия, но там до сих пор сохранились феодальные пережитки. Бурное развитие экономики (экономические последствия после ГВ: отмена рабства, приток рабочей сила из Европы, закон о гомстедах; обилие ресурсов, благоприятные природные условия).
Последствия: В силу факторов бурного развития экономики на рубеже19 – 20 вв. США на протяжение всего 20 века остается центром мировой экономики.
Вывод: Таким образом, в конце 19 века на основе достижения второй промышленной революции и при помощи концентрации индивидуальных капиталов посредствам АО образуются крупные и сверх крупные предприятия.
24.
Формирование
Предпосылки: - концентрация производства и капитала
Всё это привело к образованию новой формы предприятия – монополии.
Монополия – объединение предприятий, которые контролируют значительную долю выпуска определённой продукции.
Существует 3 вида монополистических объединений:
1. Картели
– соглашение между
2. Синдикат – предприятия одной отрасли, сохранившие юридическую и производственную самостоятельность, но с объединённой коммерческой деятельность, т.е. создают единую систему сбыта готовой продукции.
3. Трест – высшая форма – полностью объединяют сбыт, производство, финансы.
Таким образом, на рубеже 19-20 вв. экономика вступила в стадию монополистического капитализма. Черты: - концентрация производства и капитала доходит до такого уровня, что образуются монополистические объединения
1. Вывоз в форме предпринимательского капитала (вложение)
2. Займы, ссудный капитал
Региональные особенности процесса монополизации: США – экономический лидер, процесс монополизации шёл интенсивно. Причины: экономические последствия после ГВ: отмена рабства, приток рабочей сила из Европы, закон о гомстедах; обилие ресурсов, благоприятные природные условия; фактор времени (самые крупные новые предприятия).
Специфика: - монополии появляются в новых отраслях: нефтяная промышленность, автомобилестроение (1903г – Форд использовал двигатель внутреннего сгорания)