Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:08, контрольная работа
Полуостров Индо-государств с древнейших времен был заселен племенами дравидов. Из-за географического расположения для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей. Город Мохенджо-Даро был крупнейшим для своего времени, его площадь достигала 260 гектар. В городе были большие здания площадью 200 м2 , водопровод, канализация. Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения
1. Экономика Древней Индии…………………................................................2
2. Основные направления и значение «великой греческой колонизации»…..4
3. Характеристика экономики феодальной Франции………………………….6
4. Прусский путь развития Германии………………………………………….9
5. Роль французских банков в формировании финансового капитала в стране во второй половине XIX в…………………………………………………………..11
6. Особенности японского империализма…………………………………….13
7. Сущность экономической политики фашизма в Германии……………….15
8. Сущность и основные мероприятия политики «Большого скачка» в Китае……………………………………………………………………………........17
9. Основные мероприятия реформ правительства М.Тэтчер………………19
10. Цели, ход и результаты приватизации в России…………………………21
Список литературы…………………………………………………………….24
Осуществлялся этот план по двум направлениям. Во-первых, курс на мелкое производство был взят во всех областях экономики. В сельском хозяйстве это были мелкие ирригационные сооружения, в промышленности — мелкие предприятия, рудники, шахты; для выполнения «плана по чугуну» было построено 600 тыс. доменных печей, причем ставились печи во дворах крестьян. Стали было много, но в основном, низкого качества. Во-вторых, был дан толчок самой широкой децентрализации всей системы управления производственным аппаратом, с тем, чтобы обязательства, принятые на местах, осуществлялись не за счет дополнительных государственных ассигнований, а за счет местных накоплений. В начале 1958 г. в Китае проводилась шумная кампания под лозунгом «отдайте ваши сердца – Мао Цзэдуну!» Естественно, энтузиасты - крестьяне и рабочие, служащие и студенты как по команде стали призывать друг друга работать как можно больше за меньшую плату. По всей стране было организовано 26 тысяч народных коммун, которые действовали как первичные хозяйственные единицы. В этот период обобществлялись не только все средства производства, но крестьянам запрещалось заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедрялась «система снабжения», которая игнорировала товарный обмен и приводила к абсолютному распределению ресурсов среди сельских коллективов [ 2].
К 1961 г. "Большой скачок" был остановлен начавшимся голодом. Те, кто пережил этот период, оглядываются назад со смешанным чувством ужаса из-за его последствий и гордости за его большие и долговременные достижения (плотины, дороги, шахты, заводы, лесопосадки).
№ 9. Основные мероприятия реформ правительства М.Тэтчер.
В 1979 - 1990 годах правительство консерваторов во главе с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер проводит в экономике страны радикальные рыночные реформы. М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики монетаризма, сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и приватизации принадлежавших государству отраслей промышленности. Предлагались конкретные действия:
1) резкое уменьшение государственного аппарата - кроме уменьшения расходов, это должно было вызвать отток талантливой молодежи из сферы управления в сферу реальной экономики из-за снижения перспектив роста;
2) сокращение государственных расходов на строительство и социальную сферу (кроме медицины) - важным следствием должны были стать удар по иждивенческим настроениям в обществе, мобилизация деловой активности населения [10];
3) налоговая реформа- существовавшая система налогообложения была практически несовместима с какой-либо деловой активностью , налог на доходы от капиталовложений (например, доходы с акций) достигал 95%, а на доходы от работы по найму - 75%. Поэтому в первую очередь решено было, компенсируя потери казны от снижения прямых налогов, увеличить косвенные (в первую очередь НДС);
4) резкое ограничение субсидирования и дотационного стимулирования экономики - правительство должно свести к минимуму свое участие в экономической жизни, тем самым обеспечив свободу предпринимательства; сокращение расходов на местные органы власти. В то же время были облегчены условия кредитования мелкого бизнеса, созданы консультационные и иные службы, помогавшие новичкам организовывать и вести незнакомое дело. Создавались особые "предпринимательские зоны" в старых городских районах. Проживавшим и пожелавшим участвовать в восстановлении и развитии этих зон бизнесменам, помимо налоговых скидок и кредитования, предоставлялась большая свобода от бюрократического контроля местных властей, на льготных условиях предоставлялись помещения или площади под застройку [6].
5) массовая приватизация (в том числе муниципального жилого фонда) и реструктуризация промышленности должна была привести к увеличению эффективности производства и созданию обширного класса мелких акционеров. Причем, параллельно проводилась т.н. политика "распыления собственности", когда значительная часть акций приватизируемых корпораций и фирм была пущена в продажу мелкими партиями, чтобы как можно больше людей могло стать акционерами. Особенно поощрялась покупка акций рабочими и служащими самих приватизированных корпораций, с тем, чтобы повысить их заинтересованность в их успешной деятельности [6]. В итоге за 2 года было приватизировано более 50 крупных государственных компаний, к 1989 году число держателей акций превысило 12 млн. чел. (в 1979-м было не более 2 млн.). Особенно важной для Англии была распродажа муниципального жилого фонда. Собственный домик с розами в палисаднике всегда был той национальной идеей, которая определяла жизнь и образ мыслей англичанина. Британский парламент разрешил выкуп жилья на льготных условиях, и уже к 1989 году 66% арендаторов стали собственниками.
Антиинфляционная политика правительства М.Тэтчер дала свои положительные результаты. Если сразу после его прихода к власти в конце 1970-х годов инфляция достигла 16% в год, то в 1983 году она составила 4%, а в течение 1980 - х не превышала 6%. Со второй половины 1982 года экономика Англии стала ощущать признаки подъёма. Англия вновь стала капиталистической страной - преуспевающей и богатой. Теперь англичане жили не "второразрядной жизнью в третьеразрядной стране" (так Тэтчер в 1979 году характеризовала жизнь в Британии), они снова жили в великой промышленной державе, обладающей общепризнанным международным авторитетом [10].
№ 10. Цели, ход и результаты приватизации в России.
В 1993—1994 г. в России ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. По замыслу реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя. Программа приватизации предусматривала «малую» , ваучерную, и денежную приватизацию.
Согласно законодательно принятой программе малые предприятия (со стоимостью активов не более 1 млн. руб.) должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий. Причем, правительство и госкомитет по имуществу имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников [ 12].
Что касается государственной собственности, то для проведения приватизации госсобственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Стоимость одного ваучера составляла одну стопятьдесятмиллионную долю стоимости всего государственного имущества РФ. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды либо продать [2]. Однако, население в целом не имело достаточной информации о способах вложения ваучеров и вело себя пассивно. Весной 1993 года 2/3 населения либо не знали, что будут делать со своими ваучерами, либо относились к ним как к методу незначительного увеличения своего дохода (одноразового - продажа или минимального - вложения в Чековые Инвестиционные Фонды) [12]. Если исключить работников приватизированных предприятий, то только 6,7% опрошенных проявили элементарную рыночную предприимчивость, выбрав конкретные предприятия для вложения своих ваучеров. Серьезной проблемой оставались коррупция и злоупотребления при приватизации. Большая часть предприятий бытового сервиса, торговли продавались за бесценок. Неэффективно действовал Антимонопольный комитет, позволивший, например, семейной группе Чаяновых получить контроль над 2/3 алюминиевой промышленности России (Саянский, Братский, Иркутский и Красноярский алюминиевые заводы) [12]. Как результат, более половины государственных средств производства оказались в руках внезапно разбогатевших предпринимателей.
Анализ реальных итогов ваучерной приватизации показывает, что в ценах 1 января 1995 г. стоимость приватизированных основных фондов превышала 1300 трлн. руб., что составляло порядка 300 млрд. долл. США. То есть каждый ваучер капитализировал основные фонды на 2000 долл. США [12]. Курс же ваучера на рынке ценных бумаг колебался вокруг 10 долларов, а скупка ваучеров в провинции велась по 3-5 долларов. И к концу 1995 года стоимость вырученных от приватизации средств не превышала смешной суммы в 800 млрд. руб. [12].
Таким образом, механизм перераспределения национального богатства, сложившийся на рынке ваучеров, вел к резкому увеличению в нем доли новой финансовой буржуазии, а в несколько меньшей степени и администрации предприятий за счет основной массы населения.
Концепция денежной приватизации, начавшейся в 1994 году, предусматривает поощрение крупных "стратегических" инвесторов, покупающих пакеты акций свыше 51%, при этом мелкие инвесторы должны купить не менее 30%. При этом, произошло превращение ряда старых монопольных структур бюрократии, контролировавших некоторые ключевые сферы экономики, в новые структуры. Это позволило им сохранить контроль как над государственной, так и над приватизированной собственностью. Наиболее ярко это выразилось в создании холдинговых компаний, которым Госкомимуществом передавались после приватизации пакеты акций, принадлежащие государству (часто контрольные). Наиболее одиозным примером холдингов является АО "Газпром", который сосредоточил в своих руках 30% мировых разведанных запасов газа. Холдинговые компании фактически передавали свои права руководителям корпораций, которыми, как правило, были высшие руководящие чины соответствующих старых союзных или новых министерств [12].
Список литературы
1. «История древней Греции» В.И. Кузищин, Ю.В.Андреев,Г.А.
2. «История мировой экономики: Учебник для вузов»/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.;
3. «История экономики: Учебник» /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с.;
4. «История экономики», Конотопов М.В., Сметанин С.И. ; Литературное агентство «Академический проект» (2000 г.);
5. Козаченко Б.Ф., Черкасов М.М., Кудряшова В.В., Кочетков А.Л., Карпеева Н.В. «История экономики : Конспект лекций для студентов
всех специальностей» / Москва: Изд-
6. С.П. Перегудов «Тэтчер и тэтчеризм».
- М: Наука, 1996. - 301 с. <http://lib.rus.ec/b/373551/
7. Титова Н. «Историяэкономических учений.
Курс лекций» <http://www.gumer.info/
8. «Экономическая история капиталистических стран», пособие для студентов, подготовленное коллективом преподавателей МГУ (1986 г.) ;
9. «Экономическая история капиталистических стран: Учеб. пособие для экон. спец. вузов» / В. Г. Сарычев, A. А. Успенский, В. Т. Чунтулов и др.; Под ред. B. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высш. шк., 1985. —304 с.;
10. Ю.Любимова «Маргарет Тэтчер.
Политика убеждения.» <http://www.mukhin.ru/
11. Яременко Юрий Васильевич «Большой скачок» и народные коммуны в Китае. М., Политиздат, 1968.;
12. <http://www.libertarium.ru/l_