Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:54, реферат
К началу ХVI века сложились условия для формирования единого Российского государства. Московское княжество стало сильнейшим, оно накопило такое количество людских, материальных и политических ресурсов, что в борьбе за объединение русских земель оно нуждалось в минимальной поддержке. Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств, и в начале XVI века в России установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.
К началу ХVI века сложились условия для формирования единого Российского государства. Московское княжество стало сильнейшим, оно накопило такое количество людских, материальных и политических ресурсов, что в борьбе за объединение русских земель оно нуждалось в минимальной поддержке. Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств, и в начале XVI века в России установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения. Фактически главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.
Реальное содержание княжеской власти с течением времени менялось в сторону всё большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников – удельных князей, пытавшихся противоречить их воле. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «Государями всея Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.
Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т.е. о неограниченной монархии в начале XVI века еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой, которая являлась в тот период важным органом государства. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» – введенные бояре и окольничьи.
Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему.
Правда,
с течением времени великие князья
все больше подчиняют себе Боярскую
думу, что связано с общим процессом
централизации власти. Это особенно
относится к княжениям Ивана III
и Василия III. Значительная роль Боярской
думы в системе государственных
органов и господство в ней
крупных феодалов являются одной
из характерных особенностей раннефеодальной
монархии, в которой преобладала
дворцово-вотчинная система
Экономика России в 16 веке также претерпевала изменения. Рассмотрим ее особенности.
1. Государственный строй России в начале XVI века
Московское
государство унаследовало от предыдущего
периода и органы центрального управления,
построенные по дворцово-вотчинной
системе. Однако расширение территории
государства и усложнение его
деятельности приходят в столкновение
со старыми формами управления, подготавливают
постепенное отмирание
Преобразование старой системы начиналось с ее усложнения. Она подразделяется на две части:
Вслед за
усложнением системы дворцово-
Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении строило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Чины дворца – дьяки – специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI века уже под руководством Ивана Грозного. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения.
В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей). Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Русское
государство подразделялось на уезды
– наиболее крупные административно-
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т.е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
Кормленщики
были обязаны управлять
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах. В вотчинах привилегированных бояр оставались приказчики и ключники владельца, которые и творили суд, заведовали вотчинной полицией, и, следовательно, жизнь и дела в таких местах мало зависели от государственной администрации.
Вместе с формированием московского боярства наметилось заметное отчуждение низшего класса, от землевладельцев, стали рваться связи крестьян с его боярином [1, c. 353]. И хотя в начале XVI века не встречается следов крестьянских восстаний против бояр [1, c. 352], в летописях есть упоминания на народный ропот, обращённый к боярской дворне и только косвенно на самих бояр.
Новый период
русской истории В.О.
Территориальное расширение земель отставало от их качественного приращения: средняя плотность населения в ХVI-пер. пол. ХVII в. составляла от 0,3–0,4 до 8 человек на 1 кв. км. Основой русской экономики оставалось сельское хозяйство, базирующееся на феодальной собственности на землю при сохранении частновладельческих (вотчина, «пожалованная вотчина», поместье), церковно-монастырских, дворцовых, казачьих и черносошных хозяйств. Аграрные технологии не отличались высокой производительностью. Даже к началу ХVI в. трехполье во многих землях сочеталось с подсекой и перелогом. Сохранялись примитивные орудия труда (соха с отвальным устройством, деревянный плуг, бороны, косы, цепи). Преобладание однолошадных хозяйств также тормозило применение более совершенных методов обработки земли. В результате аграрный сектор характеризовался слабым освоением территории (даже в европейской части запашка составляла в середине XVII в. 20% всей земли) и низкой урожайностью на уровне «сам – 2», к концу ХVI в. – «сам – 3–4» (получение прибавочного продукта начинается с уровня «сам – 5»). Недостаточный уровень развития земледелия и животноводства способствовал сохранению промыслов: бортничества, рыболовства, охоты и солеварения. Развитие сельского хозяйства продолжало носить натуральный характер, поддерживающий замкнутость крестьянских хозяйств. Их главной чертой остается патриархально-семейный корпоративизм, в котором все отношения подчинения и зависимости смягчались формами патернализма.
Для Руси был характерен скученно-гнездовой и гнездовой тип сельского расселения (село с «тянущимися» к нему деревнями). Отраслевая дифференциация не приняла форм резкого функционального размежевания западноевропейского типа. Города военно-политического происхождения с приусадебным типом застройки имели условия для занятий не только ремеслом, но и сельским хозяйством. Вместе с тем города были торгово-ремесленными центрами обычно значительных по радиусу районов. Для ХVI в. выявлено 210 названий городских ремесел; для начала ХVII в. – 250 при численном преобладании специальностей, связанных с изготовлением съестных припасов, производства одежды, ткани и домашней утвари. Организация ремесленного производства находилась в рамках уровня простой кооперации, но в XV в. начали возникать новые переходные формы типа казенных мануфактур, обеспечивающих нужды царского двора и армии.
Рассмотрим особенности их организации на примере Хамовных (текстильных) дворов:
Хамовные дворы, являясь национальной формой организации ремесла, претерпели эволюцию от уровня индивидуального производства на дому до становления замкнутого производства с попредметным разделением труда в специальном помещении, то есть от рассеянной до смешанной и централизованной мануфактуры.
Наряду с казенными в XVI в. появились купеческие мануфактуры (металлообработка, кожевенные, керамические и текстильные), где преимущественно использовался вольнонаемный труд (крестьян на оброке). Наемный труд применялся и в ремесленном производстве (захребетники и подсуседники).
Развитие
ремесла сопровождалось усилением
его территориальной
1. Ремесленные центры:
Тульско-Серпуховский район, Устюжна, Тихвин, Заонежье, Устюг Великий, Урал и Западная Сибирь – центры по производству железа. Наиболее активными предпринимателями в добыче и переработке руды были крестьяне, реже феодалы и государство, монастыри;
Тула – оружейное производство;
Ярославль, Нижний Новгород, Ржев, Псков, Смоленск – обработка льна и производство полотна.
2. Сельскохозяйственные центры:
Черноземье и северное Поволжье – выращивание хлебов;
западные и северо-западные районы – производство технических культур (лен и конопля).
Рост
производительных сил в сельском
хозяйстве и ремесле, углубление
общественного разделения труда
и территориальной
Установление и расширение экономических связей между всеми хозяйствующими субъектами, а также между отдельными рынками в масштабах страны означало складывание всероссийского рынка.