История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны сделала резкий скачок в своём социально-экономическом развитии, совмещая при этом быстрый экономический рост с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Особенности экономического развития Швеции в XIX-XX веках 3
§ 1 История успеха 3
§ 2 Трудные времена 5
§ 3 Послекризисная история 8
Выводы 10
Глава II. Основы шведской экономики и ее особенности 11
§ 1 Общие особенности экономической модели Швеции 11
§ 2 Частный сектор 12
§ 3 Государственный сектор 15
§ 4 Кооперативы и их роль в шведской экономике 18
§ 5 Основные цели шведской модели 20
Выводы 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

исторя экономике.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности  домашних хозяйств приходится на  материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 году.

 

 

 

        Страны

ВВП на душу населения (долл. США)

Телефоны (шт.)

Телевизоры (шт.)

Легковые автомобили (шт.)

Потребление Электроэн-ии на душу (кВч)

Безработица (%)

Швеция

18876

890

393

420

17079

1,6

Германия

18280

640

379

463

6900

8,7

Англия

11765

524

346

318

5477

8,4

США

18338

760

813

559

11204

5,4

Япония

19465

555

261

241

5733

2,5

Франция

15818

608

332

394

5870

10


 

Выводы

Основными особенностями  шведской модели экономики можно  назвать:

  • Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения.
  • Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы.
  • Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне.
  • Использование в государственной социальной политике средств, минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов.
  • Развитая система производственной демократии.11

Эти особенности присущи  также схожим экономическим моделям  национальных экономик, характерным для некоторых стран Северной Европы.

О недостатках и преимуществах  шведской модели будет сказано в  следующем, заключительном разделе.  

Заключение

Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы можем констатировать, что ее основная цель  - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла  исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания  полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а  период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры.

Таким образом, шведская  модель оказывалась под угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.

Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых  экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и  высокий потенциал, заложенный в  основу шведской модели. Шведская экономика  продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Эклунд К. «Эффективная экономика». М.,1991.
  2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32.
  3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым //Мировая экономика и международные отношения.2000.№9.
  4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4.
  5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика и международные отношения.2001. №2.
  6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая модель». М., 1991.
  7. Липсиц И. Экономика,  книга 2. М.,1996.
  8. Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.

1 Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. стр.37.

2 Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым //Мировая экономика и международные отношения.2000.№9. стр.78.

3 Там же, стр. 80

4 Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. стр.30.

5 Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика и международные отношения.2001. №2. стр.92-96.

6 Липсиц И. Экономика,  книга 2. М.,1996. стр. 8.

7 Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 36.

8 А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель».М., 1991, стр. 19-20 

9 А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель». М., 1991, стр. 24

10 В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.

11 Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 37.






Информация о работе История экономики