Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:40, реферат
На сегодняшний день Тойота – один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota – множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.
14 февраля 1867 года в префектуре Сизуока
родился Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda). Поскольку
он был первым ребенком у родителей, то
автоматически стал в своей семье kacho,
или главой дома, и унаследовал обязательства
своего отца и его профессию плотника.
Однако к плотницкому ремеслу Сакиши не
проявлял никакого интереса и в 1885 г. решил
стать изобретателем. С этого момента,
в течение последующих тридцати пяти лет
он занимался усовершенствованием ткацких
станков.
В 1890 году Сакиши Тойода
разрабатывает первую собственную конструкцию
ручного деревянного ткацкого станка.
Не имея формального образования, Сакиши
Тойода учился методом проб и ошибок -
он верил в способность получить все необходимые
ему знания, непосредственно работая с
промышленным оборудованием. Сакиши понимал,
что японская промышленность должна продвигаться
вперед небольшими шагами и занимать рыночные
ниши, которые проигнорировали западные
компании. Он осознал важность непрерывных
усовершенствований оборудования вне
зависимости от состояния конкуренции.
В 1894 году у Сакиши рождается сын - Кииширо
Тойода (Kiichiro Toyoda), который впоследствии
станет основателем Toyota Motor Corporation.
В 1924 году, с помощью своего
сына Кииширо, Сакиши Тойода создает полностью
автоматизированный ткацкий станок, а
в 1926 году основывает новую компанию Toyoda
Automatic Loom Works. Позднее Сакиши Тойода продаст
патентные права на свой автоматический
станок английской фирме Platt Brothers & Со.
Ltd за 100 тыс фунтов стерлингов. Эти деньги
Сакиши передаст своему сыну Кииширо,
с повелением потратить их на то, чтобы
основать в родном городке автомобильное
производство.
Сакиши Тойода скончался
30 октября 1930 года. В памяти японцев Сакиши
остался человеком, сделавшим свои мечты
реальностью, сумевшим преодолеть трудности
и использовать благоприятные возможности
эпохи Мэйдзи. Несмотря на широкую оппозицию
своим взглядам, Сакиши до самой смерти
был уверен в том, что автомобили в будущем
станут перспективным товаром.
В 1930 году, согласно посмертной
воле Сакиши, его сын Кииширо Тойода приступает
к изучению производства автомобилей.
Как грамотный инженер, Кииширо понимает,
что единственно правильный путь для начала
прогресса - воспользоваться уже имеющими
успешными разработками. В 1930 году Кииширо
Тойода обращается к совету директоров
компании Toyoda Automatic Loom Works с просьбой о
выделении площадей для организации автомобильной
исследовательской лаборатории. В 1931 году
лаборатория начинает работу по препарированию
американских двигателей внутреннего
сгорания - все разбирается "до винтика",
изучается, ломается. Тойода пытается
выбрать прототип двигателя для собственного
производства. Эти работы продолжаются
несколько лет. Кииширо стремится разработать
уникальную японскую систему производства,
которая должна учитывать характерную
для этой страны ограниченность пространства
и ресурсов, а также приспособляемость
и разносторонность навыков ее населения.
Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, открылся автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца компании Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.
В 1935 году была завершена работа над первым
пассажирским автомобилем, получившим
название Model A1 (впоследствии AA) и первым
грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль
Model AA был запущен в производство. Тогда
же была произведена первая экспортная
поставка – четыре грузовика G1 отправились
в северный Китай. Через год, в 1937 г., автомобильный
департамент превратился в отдельную
компанию, получившую название Toyota Motor
Co., Ltd. К этому времени Тойода получает
"госзаказ" на 3000 грузовиков для японской
армии. Заказ военных грузовиков был настолько
выгоден, что через год - в 1938 году - позволил
братьям Тойода построить новый настоящий
автозавод Honsha Plant в городке Коромо. Поныне
это место является центром империи Тойота
- много лет спустя городок даже был переименован
в Тойота за заслуги корпорации перед
отечеством.
Такова вкратце история довоенного развития
компании Тойота.
После Второй мировой войны,
в 1947 году, началось производство еще одной
модели – Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях
жесточайшего финансового кризиса, компания
пережила первую и единственную забастовку
своих рабочих. В результате была пересмотрена
корпоративная политика, отдел реализации
выделился в отдельную компанию - Toyota Motor
Sales Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов,
когда автомобильная промышленность Японии
наравне с остальными отраслями переживала
не самые лучшие времена, компания вышла
из кризиса не с самыми большими потерями.
В начале 50-х годов Таичи
Оно (Taiichi Ohno) была задумана уникальная
система управления производства («камбан»),
позволяющая устранение всех видов потерь
– материалов, времени, производственных
мощностей. Подобно своим предшественникам,
Эйджи понимает, что Тойота должна работать
иначе, чем западные фирмы. Перед Эйджи
стоит задача модернизировать производство,
а затраты ресурсов свести к минимуму.
Он уверен в том, что развитие компании
в большей мере зависит от того, насколько
качественно собраны ее автомобили, чем
от того, насколько удачно они спроектированы.
Поэтому Эйджи выдвигает лозунг о том,
что производство является самым важным
элементом деятельности ТМС. Задача проектировщиков
и инженеров заключается в том, чтобы предоставить
производственному персоналу возможность
наилучшим образом выполнить свои обязанности.
При этом в компании заметно повышается
статус работников сборочных линий. В
том же 1951 в компании запускается система
поощрения сотрудников "Предложи новую
идею". На сборочных линиях начинается
производство джипа BJ Toyota Jeep - дедушки
сегодняшнего Land-Cruiser;
В 1962 году система получила
свое воплощение на предприятиях группы
Toyota и доказала свою эффективность, способствуя
успеху компании.
В 1952 году умер создатель
компании – Киичиро Тойода. К этому времени
Toyota вступила в период начала расцвета.
В 50-х годах проводились разработки собственных
конструкций, обширные исследования, расширялся
модельный ряд – появился внедорожник
Land Cruiser, такая известная ныне модель, как
Crown, а в США была основана компания Toyota
Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт
автомобилей Toyota на американский рынок.
Правда, первая попытка экспорта автомобилей
Toyota на американский рынок окончилась
неудачей – но впоследствии, сделав выводы
и быстро справившись с новыми задачами,
Toyota это исправила.
В 1961 году выпущена модель Toyota Publica – небольшой экономичный автомобиль,
быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota
отметила выпуск миллионного за свою историю
автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом
улучшения экономической ситуации в Японии,
и, как следствие, бурного роста продаж
автомобилей. Активно развивается сеть
дилеров Toyota за рубежом – в Южной Африке,
в Европе и Азии. Добилась успеха Toyota на
рынке США – модель Corona, которую начали
экспортировать туда в 1965 году, быстро
получила широкое распространение и стала
самым популярным на иностранном рынке
японским автомобилем. В следующем, 1966
году, Toyota выпускает свой, пожалуй, самый
массовый автомобиль – Corolla, производство
которого с успехом продолжается и по
сей день, а также заключает деловое соглашение
с компанией Hino – еще одним японским автопроизводителем.
Такое же соглашение Toyota заключила еще
с одной фирмой – Daihatsu – в 1967 году.
1970-е годы ознаменовались строительством
новых заводов и постоянными техническими
усовершенствованиями агрегатов, а также
«перекочевыванием» новшеств с дорогостоящих
моделей, куда их изначально устанавливали,
на более дешевые. Начинается производство
таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel
(1978), Mark II. Tercel стал первым переднеприводным
японским автомобилем. В 1972 году с конвейера
сходит 10-миллионный автомобиль Toyota. Преодолев
энергетический кризис и финансовые трудности,
введя режим жесткой сырьевой экономии,
разработав под давлением законодательства,
касающегося загрязнения воздуха, эффективную
выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную
политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.
В начале 80-х годов, а точнее,
в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor
Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это
же время начинается выпуск модели Camry.
К этому моменту Toyota окончательно утвердилась
в роли крупнейшего автомобильного производителя
Японии, занимающего третье место в мире
по объемам производства. В 1983 году Toyota
подписывает многолетнее соглашение с
General Motors, а в следующем году начинается
производство автомобилей на их совместном
предприятии в США. Тогда же была завершена
первая очередь строительства собственного
испытательного полигона Тойоты – Шибецу,
который был полностью завершен в 1988 году.
В 1986 году перешагнут еще один рубеж –
выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки
Toyota. Появляются на свет новые модели –
Corsa, Corolla II, 4Runner.
Одним из главных событий 80-х годов можно
считать появление такой марки, как Lexus
- подразделения Toyota, созданного для выхода
на рынок автомобилей высокого класса.
До этого Япония ассоциировалась с небольшими,
экономичными, недорогими и демократичными
автомобилями; с появлением же Lexus в секторе
роскошных дорогих машин положение изменилось.
Уже через год после основания Lexus, в 1989
году были представлены и поступили в
продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.
1990 год ознаменовался открытием
собственного дизайнерского центра –
Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того
же года открывается первая авторизованная
сервисная станция в тогда еще Советском
Союзе. Toyota продолжает свою мировую экспансию
– открываются филиалы во все новых и
новых странах мира и развиваются те, что
уже были открыты. Кроме этого, очень активно
идут научно-технические исследования;
открываются такие компании, как Toyota System
Research Inc. (совместно с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota
Soft Engineering Inc. (совместно с Nihon Unisys, Ltd., 1991
год), Toyota System International Inc. (совместно с IBM
Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п. В 1992 году
были опубликованы Toyota Guiding Principles – основные
принципы работы корпорации, выражение
корпоративной философии. Тогда же вышла
Хартия Земли (The Earth Charter) – как реакция
на усиливающиеся экологические веяния
в обществе. Экология оказала на развитие
Toyota большое влияние; были разработаны
планы и программы по защите окружающей
среды, а в 1997 году была создана модель
Prius, оснащенная гибридным двигателем
(Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями
были оснащены модели Coaster и RAV4.
Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела
выпустить свой 70-миллионный автомобиль
(1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в
1992 году Toyota Training Center во Владивостоке и
заключить дилерские договора с Ауди и
Фольксвагеном, в 1995 году подписать с Hino
и Daihatsu соглашение о долевом распределении
продукции и в том же году объявить о принятии
нового глобального бизнес-плана, а также
начать выпуск двигателей с системой изменения
фаз газораспределения (VVT-i). В 1996 году
был открыт Toyota Training Center в Москве и началось
производство четырехтактного бензинового
двигателя с непосредственным впрыском
топлива (D-4). В 1997 году, помимо Prius, было
объявлено о запуске в производство модели
Raum, а в 1998 – Avensis и нового поколения культового
внедорожника Land Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела
контрольный пакет акций Daihatsu. В следующем,
1999 году, в Японии был выпущен 100-миллионный
автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели
Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было
запущено новое поколение RAV4, а в 2001 была
продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого
года была основана компания “Toyota Motor”
в России, в декабре продажи Prius увеличились
до цифры в 80 тысяч.
На сегодняшний день Тойота – один из
крупнейших мировых производителей автомобилей.
Безусловно, она также является крупнейшим
японским автопроизводителем, выпускающим
более 5,5 миллионов машин в год, что примерно
равно одной машине каждые шесть секунд.
В группе Toyota – множество компаний, как
автомобильных, так и занимающихся многими
различными областями. В 2002 году Toyota вступила
в новую сферу, приняв участие в автогонках
Formula 1.
После публикации книги "The Machine that Changed the World" (Womack et al., 1990) производственная система компании Тойота начинает называться "поджарым" производством. "Поджарое" (без излишеств) производство нередко представляется в качестве модели "наилучшего метода", который может с успехом применяться даже в других странах, причем не только в автомобильной отрасли.
В основе производственной системы компании Тойота применяются следующие принципы:
Успех производственной системы компании Тойота превращает Японию в одного из мировых лидеров по производству автомобилей и способствует повышению производительности и эффективности труда в странах Запада. Например, в результате перехода к "поджарому" производству на совместном предприятии GM и Тойота (NUMMI), эффективность его деятельности с точки зрения качества, производительности труда и других показателей быстро возрастает до одного из самых высоких уровней в автомобильной промышленности США. "Поджарое" производство имеет значительные отличия от фордистских и неофордистских методов массового фабричного производства и обладает перед ними рядом преимуществ, а также способно значительно повысить конкурентоспособность продукции.
Сакиши Тойода верил, что ни один технологический процесс еще не достиг такой точки развития, в которой было бы невозможно его дальнейшее совершенствование. Эта политика kaizen (непрерывных усовершенствований) стала одной из основ его промышленной философии.