Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:03, доклад
Финансовая система Древней Руси начала складываться с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
В Древнерусском государстве основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственного за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
Налоговая система современной России отсчитывает свою историю с 1991 года и недавно отметила 20-летний юбилей. Однако налоги существуют еще со времени Древнерусского государства, проследим их эволюцию до наших дней.
Финансовая система Древней Руси начала складываться с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
В Древнерусском государстве основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственного за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды. Платили ее русские князья, начиная с Ярослава Всеволодовича. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В феодальный период (XIII—XIV вв.) появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» — за другие преступления.
В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована: введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.
При Иоанне IV Грозном в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения, ведавшие сбором разного вида податей. С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления, упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.
Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.
В царствование Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушный налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Также были введены: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, взимание недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала.
При Александре I изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например, процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М.М. Сперанским. Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства ". Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять правил установления и взимания налогов:
1."Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика;
2."Определенность налога"
- неясность в отношении
3."Собирание налогов
в удобнейшее время" - уменьшение
налоговой нагрузки
4."Ориентация большей
части налогового бремени на
чистый доход" - следует взимать
больше "с дохода, притом с чистого
дохода, а не с самого капитала";
5."Дешевое собирание
налогов" - стремление к наименьшим
затратам на издержки
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В конце XIX века подушная подать заменилась на налог с городских строений, большое значение стало придаваться оброку - плате крестьян за пользование землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
Приведенные примеры со времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции "закончилась эпоха совершенствования налогообложения". По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей государственных предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны введен военный налог, налог на холостяков для поддержки одиноких матерей. В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц" и др. Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
2005 год –
введена Глава 25.3 НК РФ «Госпошлина»,
Глава 31 НУ РФ «Земельный налог».
Введен новый водный налог (Глава
25.2 НК РФ) и отменена плата за
пользование водными объектами.
2007 год – внедрена услуга
оплаты налоговых платежей через устройства
самообслуживания «Электронная касса»
отделений Сбербанка и коммерческих банков.
В системе налоговых органов создано подразделение
по досудебному урегулированию налоговых
споров. Ограничены полномочия налоговых
органов при проведении мероприятий налогового
контроля.
2008 год – выполнен проект
«Модернизация налоговой службы-2». Основной целью работ,
осуществляемых по данному проекту, стала
разработка концепции и комплекса нормативно-методических
документов по обеспечению обработки,
регистрации, оперативного и архивного
хранения документации, как в бумажном,
так и в электронном виде.
Подобная концепция, вероятно, является первым в России проектом системного нормативного документа, охватывающего все ключевые вопросы управления электронными документами. В процессе работы над концепцией был впервые переведен на русский язык (полностью или частично) ряд зарубежных и международных официальных нормативных документов и стандартов.
2009 год – предоставление
новой услуги
2010 год – замена единого социального
налога страховыми взносами. Реализована
возможность направления документов на
государственную регистрацию и налоговой
и бухгалтерской отчетности с использованием
Единого портала государственных услуг.
Внедрена государственная услуга, предоставляемая
в электронном виде по средством Интернет-сайта
ФНС России, по информированию налогоплательщиков
– физических лиц о суммах задолженности
по налогам – «Личный кабинет налогоплательщика».