История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономи¬ки торговля выступает как важнейший структурный элемент и механизм практиче¬ской реализации социально-экономической политики государства, гармонизации эконо¬мических взаимо-отношений между производством и потреблением, обеспечения платёже-способного спроса населения на высокока¬чественные товары и изделия. В торговой сфере осуществляется рыночное согласова¬ние товарного спроса и предложения, осу¬ществляются меры по совершенствованию денежно-финансовых и бюджетных отноше¬ний

Файлы: 1 файл

История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь

 

 

В условиях рыночной экономики торговля выступает как важнейший структурный элемент и механизм практической реализации социально-экономической политики государства, гармонизации экономических взаимоотношений между производством и потреблением, обеспечения платёжеспособного спроса населения на высококачественные товары и изделия. В торговой сфере осуществляется рыночное согласование товарного спроса и предложения, осуществляются меры по совершенствованию денежно-финансовых и бюджетных отношений. Развитию внешней и внутренней торговли на территории Беларуси издавна способствовало выгодное природно-географическое положение. Важную роль в этом играли: запасы леса, удобные пути сообщения (реки, каналы, железная дорога); демографические возможности (до 1-й и 2-й мировых войн наблюдался повышенный естественный прирост населения), разнообразные формы организации торговли (ярмарки, базары, биржи, лавки, магазины); использование различных способов передачи коммерческой информации (появление  телефона, телеграфа); формирование современной кредитно-банковской системы.

С XII века центрами торговли в Беларуси были города, на рынках которых обменивались и продавались продукты питания, ремесленные изделия, иностранные товары. В период ВКЛ значительно расширились торгово-экономические отношения между городом и деревней, различными регионами страны и с другими государствами. Систематически проводились городские торги и ярмарки, создавались купеческие гильдии, устанавливались торговые связи с российскими, польскими, чешскими, германскими и другими землями, балтийскими государствами, Византией и странами Востока.

К концу XIX века значительными торгово-экономическими центрами Беларуси стали Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Гродно, Брест, Пинск, которые имели связи с Москвой, Петербургом, центральными губерниями России, украинскими городами, Польским Королевством, зарубежными странами. В структуре розничной торговли преобладали мелкие магазины и ларьки, на долю которых в 1900 г. приходилось 88,5 % всей розничной сети (магазины составили 8,4 %). После 1900 г. в Беларуси усилилось влияние крупных общероссийских и иностранных монополистических объединений; интересы местного торгово-финансового капитала представляли Минская лесная и Витебская товарная биржи.

В 1913 г. розничный товарооборот в Беларуси увеличился по сравнению с 1910 г. на 70,5 %, удельный вес частной торговли в общем объёме товарооборота составлял около 80 %. После Октябрьской революции 1917 г. национализированы основные торговые предприятия, развивалась потребительская кооперация, организованы крупные государственные торговые организации (синдикаты). На базе синдикатов создавались снабженческие и сбытовые организации, которые затем были включены в систему промышленных наркоматов. В период НЭПа (1921—1926гг.) произошёл переход от товарообменных операций к товарно-денежным отношениям. Доля частников в продажах (с начала 1921 г.) выросла до 94,5 %, а затем снизилась до 78 % в основном в пользу потребительской кооперации — 17 % в 1926 г. В этот период увеличился объём товарооборота на душу населения, улучшилось питание рабочих и крестьян.

В период индустриализации и коллективизации начался процесс укрепления организованного рынка, государство стало применять меры ограничения и вытеснения частной торговли, что сопровождалось сокращением торговой сети. Широкое развитие получила колхозная торговля, состояние потребительского рынка характеризовалось острым недостатком многих товаров. В предвоенные годы развитие потребительского рынка характеризуется ростом товарооборота, продаж продукции в общественном питании, увеличением объёмов реализации предприятиями потребкооперации, которая сохранилась и в городах, и на селе.

В 1940 г. государственная торговля давала ⅔ розничного товарооборота, удельный вес кооперативной и колхозной торговли составил 37 %. В конце 1940-х гг. товарооборот на душу населения превысил довоенный уровень. За 1950—70-е гг. удельный вес магазинов в товарообороте государственной и кооперативной торговли вырос с 64,7 % до 80,5 %, укреплялась материально-техническая база торговли, строились современные торговые предприятия, в т.ч. торговые центры и универсамы, внедрялись новые методы обслуживания покупателей, осуществлялся переход к оптовой торговле средствами производства.

В 1980 г. товарооборот розничной торговли почти вдвое превзошёл уровень 1970 г., а товарооборот на душу населения вырос в 1,8 раза, в 1,5 раза увеличился объём кооперативной торговли. Этот период характеризуется устойчивыми темпами развития и совершенствования материально-технической базы торговой отрасли. Торговая площадь магазинов увеличилась с 1221 тыс. м2 в 1970 г. до 1863 тыс. м2 в 1980 г. В структуре торговой сети возрос удельный вес универсальных и специализированных магазинов, увеличилось число магазинов, торгующих по методу самообслуживания, стало более разнообразным оборудование. Численность работников в розничной торговле выросла в 1,4 раза и составила в 1980 г. с учётом общественного питания 264,2 тыс. человек. Произошли качественные изменения в системе торговли, способствовавшие увеличению её доли в ВВП, однако сохранялось несоответствие между покупательским спросом и предложением как по продовольственным, так и по промышленным товарам.

В 1980—1990-х гг. в Беларуси создавались кооперативы различной направленности, продолжал расти объём произведённой промышленной и сельскохозяйственной продукции, денежных доходов. Объём товарооборота в сопоставимых ценах вырос с 9972 млн. руб. в 1980 г. до 18746 млн. руб. в 1990 г., или почти в 1,5 раза. Вместе с тем произошло снижение продажи сахара, кондитерских, хлебобулочных изделий, крупы, консервов рыбных, жиров, рыбопродуктов и других продовольственных товаров. Доля непродовольственных товаров соответственно за указанный  период  выросла,   что  в  основном обусловлено продажей дорогостоящих товаров, сложной бытовой техники и строительных материалов.

Число организаций розничной торговли и общественного питания к 1990 г. достигло 42,9 тыс. единиц, торговая площадь в расчете на 1000 жителей республики составила 231 м². Достаточно высокими темпами развивалась крупная и мелкая оптовая торговля. В 1990г. оптовые организации государственной торговли обеспечивали около 60% розничного товарооборота. В условиях недостаточной удовлетворённости потребительского спроса, роста цен и дефицита отдельных товаров народного потребления для защиты внутреннего рынка в 1990 г. были введены талоны на товары первой необходимости. В 1990 г. у населения республики потребительской кооперацией закуплено 44,6 тыс. т мяса в убойном весе, 14,7 тыс. т овощей, 42,7 тыс. т фруктов, 218,3 т мёда и других продуктов. В то же время наблюдалось снижение доли потребительской кооперации в общем объёме товарооборота республики.

Для 1990-х гг. характерно развитие негосударственных форм торговли. Товарооборот по республике в 1999 г. в сопоставимых ценах был на уровне 92% от объёма 1990 г. По состоянию на конец 2000 г. внутренняя торговля страны была представлена: 25,9 тыс. магазинов с общей площадью 2,7 млн. м2; 5,8 тыс. организаций мелкой розничной торговли; 8,5 тыс. организаций общественного питания; почти 1,4 млн. м2 площадей баз и складов, более чем 646 тыс. м3 ёмкостей хранилищ, холодильников и специальных складов. Численность работающих составляла около 300 тыс. человек. В этот период торговым организациям была предоставлена самостоятельность в выборе форм собственности и методов преобразования государственных организаций в негосударственные, ликвидирована централизованная распределительная система, увеличен объём товарного предложения, обновился ассортимент отечественных товаров, улучшилось качество торгового обслуживания, увеличился импорт товаров, проведено реформирование управления торговлей.

По состоянию на 1 января 2000 г. в торговой отрасли работало около 20 тыс. магазинов негосударственной формы собственности, включая потребительскую кооперацию, и 5,5 тыс. магазинов государственной формы собственности. Преобразование форм собственности в торговле осуществлялось путём создания акционерных обществ, продажей магазинов на аукционах и по конкурсу, выкупа арендованного имущества трудовыми коллективами. Торговыми организациями негосударственной формы собственности был обеспечен рост объёмов продаж с 6,4 млрд. руб. в 1990 г. до 3119 млрд. руб. в сопоставимых ценах в 2000 г., или 76% к общему объёму розничного товарооборота. За 1990—2000-е гг. торговля осуществлялась 4 конкурирующими формами: традиционная организованная сеть, неорганизованная (вещевые и продовольственные рынки), торговая сеть фирменных магазинов, электронная торговля. Вместе с тем на результатах работы отрасли сказались такие факторы, как недостаточно развитая инфраструктура предприятий торговли и их специализация, несовершенство законодательной базы, заметное увеличение доли продовольственных товаров в общем объёме продаж (62% в 2000 г. против 45% в 1990 г.), финансовое положение хозяйствующих субъектов. Правительство в этот период поддерживало торговлю путём выделения целевых кредитов организациям государственной торговли и потребительской кооперации для закладки на межсезонный период продуктов питания, создания соответствующих запасов к школьному сезону, уменьшения ставки за пользование кредитами.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

Основные показатели розничной торговли

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации:

                       

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

7697,5

11273,2

14400,1

18431,9

23951,4

29488,1

36271,5

48201,6

52033

64864,9

112899

202309

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

129,1

111,9

110,4

111,4

120,4

117,5

115

119,7

103,5

115,7

109

114,1

Розничный товарооборот общественного питания:

                       

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

473,7

636,3

770,1

1020,2

1279

1573,7

1896,8

2449,1

2702,6

3270,7

5573,5

10319,6

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

113,7

104,5

108,5

112,5

111,7

115,5

110,4

111

98,1

110,9

100,9

110,4

Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс.

29,7

29,6

31,1

32,8

34,2

35,4

36,1

41

43,4

45,7

47,1

47,8

Число объектов общественного питания (на конец года), тыс.

8,9

8,8

8,7

10

10,5

10,8

11,1

11,5

11,7

12

12

12,1


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

 

Распределение розничного товарооборота по формам собственности

(в процентах к итогу) 

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Розничный товарооборот - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

                       

государственная

38,7

37,2

34,2

34

33,1

31,3

30,1

29,1

28,5

23,1

23,4

22,6

частная

56,5

57,6

60,8

61,1

61,2

63,1

64,1

65

65,6

70,8

70,5

71,2

из нее организаций потребительской кооперации

25,8

23,9

23,5

21,4

20,8

20,2

20

19,3

19,6

18,4

18

16,6

иностранная

4,8

5,2

5

4,9

5,7

5,6

5,8

5,9

5,9

6,1

6,1

6,2

Информация о работе История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь