Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:56, реферат
В условиях рыночной экономи¬ки торговля выступает как важнейший структурный элемент и механизм практиче¬ской реализации социально-экономической политики государства, гармонизации эконо¬мических взаимо-отношений между производством и потреблением, обеспечения платёже-способного спроса населения на высокока¬чественные товары и изделия. В торговой сфере осуществляется рыночное согласова¬ние товарного спроса и предложения, осу¬ществляются меры по совершенствованию денежно-финансовых и бюджетных отноше¬ний
История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь
В условиях рыночной экономики торговля выступает как важнейший структурный элемент и механизм практической реализации социально-экономической политики государства, гармонизации экономических взаимоотношений между производством и потреблением, обеспечения платёжеспособного спроса населения на высококачественные товары и изделия. В торговой сфере осуществляется рыночное согласование товарного спроса и предложения, осуществляются меры по совершенствованию денежно-финансовых и бюджетных отношений. Развитию внешней и внутренней торговли на территории Беларуси издавна способствовало выгодное природно-географическое положение. Важную роль в этом играли: запасы леса, удобные пути сообщения (реки, каналы, железная дорога); демографические возможности (до 1-й и 2-й мировых войн наблюдался повышенный естественный прирост населения), разнообразные формы организации торговли (ярмарки, базары, биржи, лавки, магазины); использование различных способов передачи коммерческой информации (появление телефона, телеграфа); формирование современной кредитно-банковской системы.
С XII века центрами торговли в Беларуси были города, на рынках которых обменивались и продавались продукты питания, ремесленные изделия, иностранные товары. В период ВКЛ значительно расширились торгово-экономические отношения между городом и деревней, различными регионами страны и с другими государствами. Систематически проводились городские торги и ярмарки, создавались купеческие гильдии, устанавливались торговые связи с российскими, польскими, чешскими, германскими и другими землями, балтийскими государствами, Византией и странами Востока.
К концу XIX века значительными торгово-экономическими центрами Беларуси стали Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Гродно, Брест, Пинск, которые имели связи с Москвой, Петербургом, центральными губерниями России, украинскими городами, Польским Королевством, зарубежными странами. В структуре розничной торговли преобладали мелкие магазины и ларьки, на долю которых в 1900 г. приходилось 88,5 % всей розничной сети (магазины составили 8,4 %). После 1900 г. в Беларуси усилилось влияние крупных общероссийских и иностранных монополистических объединений; интересы местного торгово-финансового капитала представляли Минская лесная и Витебская товарная биржи.
В 1913 г. розничный товарооборот в Беларуси увеличился по сравнению с 1910 г. на 70,5 %, удельный вес частной торговли в общем объёме товарооборота составлял около 80 %. После Октябрьской революции 1917 г. национализированы основные торговые предприятия, развивалась потребительская кооперация, организованы крупные государственные торговые организации (синдикаты). На базе синдикатов создавались снабженческие и сбытовые организации, которые затем были включены в систему промышленных наркоматов. В период НЭПа (1921—1926гг.) произошёл переход от товарообменных операций к товарно-денежным отношениям. Доля частников в продажах (с начала 1921 г.) выросла до 94,5 %, а затем снизилась до 78 % в основном в пользу потребительской кооперации — 17 % в 1926 г. В этот период увеличился объём товарооборота на душу населения, улучшилось питание рабочих и крестьян.
В период индустриализации и коллективизации начался процесс укрепления организованного рынка, государство стало применять меры ограничения и вытеснения частной торговли, что сопровождалось сокращением торговой сети. Широкое развитие получила колхозная торговля, состояние потребительского рынка характеризовалось острым недостатком многих товаров. В предвоенные годы развитие потребительского рынка характеризуется ростом товарооборота, продаж продукции в общественном питании, увеличением объёмов реализации предприятиями потребкооперации, которая сохранилась и в городах, и на селе.
В 1940 г. государственная торговля давала ⅔ розничного товарооборота, удельный вес кооперативной и колхозной торговли составил 37 %. В конце 1940-х гг. товарооборот на душу населения превысил довоенный уровень. За 1950—70-е гг. удельный вес магазинов в товарообороте государственной и кооперативной торговли вырос с 64,7 % до 80,5 %, укреплялась материально-техническая база торговли, строились современные торговые предприятия, в т.ч. торговые центры и универсамы, внедрялись новые методы обслуживания покупателей, осуществлялся переход к оптовой торговле средствами производства.
В 1980 г. товарооборот розничной торговли почти вдвое превзошёл уровень 1970 г., а товарооборот на душу населения вырос в 1,8 раза, в 1,5 раза увеличился объём кооперативной торговли. Этот период характеризуется устойчивыми темпами развития и совершенствования материально-технической базы торговой отрасли. Торговая площадь магазинов увеличилась с 1221 тыс. м2 в 1970 г. до 1863 тыс. м2 в 1980 г. В структуре торговой сети возрос удельный вес универсальных и специализированных магазинов, увеличилось число магазинов, торгующих по методу самообслуживания, стало более разнообразным оборудование. Численность работников в розничной торговле выросла в 1,4 раза и составила в 1980 г. с учётом общественного питания 264,2 тыс. человек. Произошли качественные изменения в системе торговли, способствовавшие увеличению её доли в ВВП, однако сохранялось несоответствие между покупательским спросом и предложением как по продовольственным, так и по промышленным товарам.
В 1980—1990-х гг. в Беларуси создавались кооперативы различной направленности, продолжал расти объём произведённой промышленной и сельскохозяйственной продукции, денежных доходов. Объём товарооборота в сопоставимых ценах вырос с 9972 млн. руб. в 1980 г. до 18746 млн. руб. в 1990 г., или почти в 1,5 раза. Вместе с тем произошло снижение продажи сахара, кондитерских, хлебобулочных изделий, крупы, консервов рыбных, жиров, рыбопродуктов и других продовольственных товаров. Доля непродовольственных товаров соответственно за указанный период выросла, что в основном обусловлено продажей дорогостоящих товаров, сложной бытовой техники и строительных материалов.
Число организаций розничной торговли и общественного питания к 1990 г. достигло 42,9 тыс. единиц, торговая площадь в расчете на 1000 жителей республики составила 231 м². Достаточно высокими темпами развивалась крупная и мелкая оптовая торговля. В 1990г. оптовые организации государственной торговли обеспечивали около 60% розничного товарооборота. В условиях недостаточной удовлетворённости потребительского спроса, роста цен и дефицита отдельных товаров народного потребления для защиты внутреннего рынка в 1990 г. были введены талоны на товары первой необходимости. В 1990 г. у населения республики потребительской кооперацией закуплено 44,6 тыс. т мяса в убойном весе, 14,7 тыс. т овощей, 42,7 тыс. т фруктов, 218,3 т мёда и других продуктов. В то же время наблюдалось снижение доли потребительской кооперации в общем объёме товарооборота республики.
Для 1990-х гг. характерно развитие негосударственных форм торговли. Товарооборот по республике в 1999 г. в сопоставимых ценах был на уровне 92% от объёма 1990 г. По состоянию на конец 2000 г. внутренняя торговля страны была представлена: 25,9 тыс. магазинов с общей площадью 2,7 млн. м2; 5,8 тыс. организаций мелкой розничной торговли; 8,5 тыс. организаций общественного питания; почти 1,4 млн. м2 площадей баз и складов, более чем 646 тыс. м3 ёмкостей хранилищ, холодильников и специальных складов. Численность работающих составляла около 300 тыс. человек. В этот период торговым организациям была предоставлена самостоятельность в выборе форм собственности и методов преобразования государственных организаций в негосударственные, ликвидирована централизованная распределительная система, увеличен объём товарного предложения, обновился ассортимент отечественных товаров, улучшилось качество торгового обслуживания, увеличился импорт товаров, проведено реформирование управления торговлей.
По состоянию на 1 января 2000 г. в торговой отрасли работало около 20 тыс. магазинов негосударственной формы собственности, включая потребительскую кооперацию, и 5,5 тыс. магазинов государственной формы собственности. Преобразование форм собственности в торговле осуществлялось путём создания акционерных обществ, продажей магазинов на аукционах и по конкурсу, выкупа арендованного имущества трудовыми коллективами. Торговыми организациями негосударственной формы собственности был обеспечен рост объёмов продаж с 6,4 млрд. руб. в 1990 г. до 3119 млрд. руб. в сопоставимых ценах в 2000 г., или 76% к общему объёму розничного товарооборота. За 1990—2000-е гг. торговля осуществлялась 4 конкурирующими формами: традиционная организованная сеть, неорганизованная (вещевые и продовольственные рынки), торговая сеть фирменных магазинов, электронная торговля. Вместе с тем на результатах работы отрасли сказались такие факторы, как недостаточно развитая инфраструктура предприятий торговли и их специализация, несовершенство законодательной базы, заметное увеличение доли продовольственных товаров в общем объёме продаж (62% в 2000 г. против 45% в 1990 г.), финансовое положение хозяйствующих субъектов. Правительство в этот период поддерживало торговлю путём выделения целевых кредитов организациям государственной торговли и потребительской кооперации для закладки на межсезонный период продуктов питания, создания соответствующих запасов к школьному сезону, уменьшения ставки за пользование кредитами.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Основные показатели розничной торговли
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации: |
||||||||||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
7697,5 |
11273,2 |
14400,1 |
18431,9 |
23951,4 |
29488,1 |
36271,5 |
48201,6 |
52033 |
64864,9 |
112899 |
202309 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
129,1 |
111,9 |
110,4 |
111,4 |
120,4 |
117,5 |
115 |
119,7 |
103,5 |
115,7 |
109 |
114,1 |
Розничный товарооборот общественного питания: |
||||||||||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
473,7 |
636,3 |
770,1 |
1020,2 |
1279 |
1573,7 |
1896,8 |
2449,1 |
2702,6 |
3270,7 |
5573,5 |
10319,6 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
113,7 |
104,5 |
108,5 |
112,5 |
111,7 |
115,5 |
110,4 |
111 |
98,1 |
110,9 |
100,9 |
110,4 |
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. |
29,7 |
29,6 |
31,1 |
32,8 |
34,2 |
35,4 |
36,1 |
41 |
43,4 |
45,7 |
47,1 |
47,8 |
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. |
8,9 |
8,8 |
8,7 |
10 |
10,5 |
10,8 |
11,1 |
11,5 |
11,7 |
12 |
12 |
12,1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Распределение розничного товарооборота по формам собственности
(в процентах к итогу)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Розничный товарооборот - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||||||||||
государственная |
38,7 |
37,2 |
34,2 |
34 |
33,1 |
31,3 |
30,1 |
29,1 |
28,5 |
23,1 |
23,4 |
22,6 |
частная |
56,5 |
57,6 |
60,8 |
61,1 |
61,2 |
63,1 |
64,1 |
65 |
65,6 |
70,8 |
70,5 |
71,2 |
из нее организаций потребительской кооперации |
25,8 |
23,9 |
23,5 |
21,4 |
20,8 |
20,2 |
20 |
19,3 |
19,6 |
18,4 |
18 |
16,6 |
иностранная |
4,8 |
5,2 |
5 |
4,9 |
5,7 |
5,6 |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
6,1 |
6,1 |
6,2 |
Информация о работе История возникновения и развития торговли на территории Республики Беларусь