Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа
Главная цель данной работы – изучить историю возникновения микроэкономики.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
Изучить особенности объекта и предмета микроэкономики как науки;
Рассмотреть этапы развития микроэкономики;
Изучить поведение микроэкономической теории на современном этапе;
Введение
1. Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.1.Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
1.2.Методы и функции микроэкономики
2. Этапы развития микроэкономики
2.1.Классическая политическая экономия
2.2.«Маржиналистская революция» 1871-1874 г.г. Австрийская школа
2.3.Развитие предмета микроэкономики в трудах А.Маршалла и А.Пигу
2.4.Развитие микроэкономики в 1930-60 –е годы 20 века
3.Микроэкономика в России
4.Современное состояние микроэкономики
Заключение
Список литературы
"Революционные", можно сказать, подвижки обусловил маржинализм и в области количественной теории денег, так как "маржинальная революция" дала "новые доказательства" для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо – Милля. В результате "пришло время" неформального признания главных функций денег: средство обращения, мера стоимости или единицы счета, средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости.
Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).
Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность. Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.
К. Менгер – основоположник австрийской школы маржинализма. Представители школы ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), определив последнюю как основу ценообразования. Субъективная полезность – значимость данной вещи для данного человека, заменили термины классической политэкономии "стоимость" и "товар" на "ценность" и "экономическое благо", применяли принцип монизма – единым основанием цены признавалась полезность.[9]
Принцип снижающейся полезности утверждает, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор). Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую ценность. Ценность материальных благ определяется по шкале конкретных потребностей конкретного человека.
К. Менгер разделил экономические блага на порядки - так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем.
Блага первого порядка – это самые насущные блага (потребительские), обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека. Блага более высоких порядков – это блага, которые используются для производства потребительских благ.
Пропорции взимаемого обмена благ определяются соотношением их предельных полезностей.
Обмен экономически возможен, если покупатель оценивает вещь выше, а продающий – ниже той вещи, в которой выражается цена первой. Чем выше при этом разница оценок, тем выше выгода сделки.
2.3.Развитие предмета микроэкономики в трудах А.Маршалла и А. Пигу.
Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу.
Экономическое учение А. Маршалла:
Предмет науки А. Маршалл формулирует следующим образом: «Политическая экономия, или экономическая наука, занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благо-состояния». [8]
Теоретическое наследие А. Маршалла .
1) Центральное место в его исследованиях - проблема свободного ценообразования на рынке. А. Маршалл полагает, что каждый человек, покупая товар, исходит «из предоставляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки» и ввел понятие «потребительский избыток» - это «разница между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т.е. «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».
2) Важная заслуга Маршалла в обобщении положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости цены, спроса и предложения. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а предложение падает, с ростом цены спрос падает, а предложение падает. Устойчивая или равновесная цена - в точке равновесия спроса и предложения. На графике точку пересечения кривых спроса и предложения называют «крест Маршалла».
3) В развитии теории
«цены спроса» он выдвинул
концепцию «эластичности
Исследуя причины этого
на примере «репрезентативной
фирмы» как разновидности
• закон возрастающей отдачи - «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала дает пропорционально более высокую отдачу»;
• закон постоянной
отдачи «увеличение объема
На исследования А. Маршалла большое влияние оказали труды Вальраса, который применительно к общественным финансам разработал теории налогового сдвига и распределения налогового бремени. Маршалл использовал теорию налогового сдвига в контексте частичного равновесия для иллюстрации принципов теории цен. По мере того как микроэкономика в качестве теории ценообразования развивала все более сложную технику анализа, усложнялся и анализ распределения налогового бремени, который стал проводиться на основе теории общего равновесия[4].
В дополнение
к маршаллианской позитивной
теории распределения
2.4. Развитие микроэкономики в 1930-60 –е годы 20 века.
1930−1960-е — микроэкономика
пополняется новыми открытиями.
В публикациях 1930-х годов
В 1930−40-е годы
происходит активное изучение
различных микроэкономических
В связи с
появлением в 1936 году трактата
Дж. М. Кейнса «Общая теория
занятости, процента и денег»
экономическая теория
Выход в
1944 году работы «Теория игр
и экономическое поведение»
В России микроэкономика как наука появилась только после крушения марксистской идеологии в начале 90-х гг. В советский период микроэкономика (как и вся "экономикс") вульгарное лексическое порождение советских марксистов.
Экономика в целом считалась буржуазной лженаукой и не изучалась вовсе. Советские экономисты были вынуждены изобретать свои собственные методы анализа затрат предприятия, собственные методы планирования потребительского спроса и т. д.[11]
В начале 90-х гг. стало ясно, что необходимо переходить в цивилизованной экономической науке принятой во всем мире, но сделать это очень сложно, так как нет ни учебников на русском языке, ни преподавателей, способных вести по этим учебникам качественные занятия.
Самыми первыми учебниками стали переведенные на русский язык книги К. Макконнелла и С. Брю, "Рынок: микроэкономическая модель" Э. Долана, сокращенный перевод книжки Пиндайка и Рубинфельда.
Одновременно с ними начал выходить первый, написанный российскими авторами, журнал-учебник "Экономическая школа", в каждом номере которого публиковались очередные 10 лекций по микроэкономике. В конце 90-х все лекции по микроэкономике были собраны в отдельном учебнике "50 лекций по микроэкономике".
В 1994 г. вышел первый написанный в России полный промежуточный курс микроэкономики Вадима Максовича Гальперина - удивительного человека энциклопедических знаний, который еще за много лет до падения марксистской идеологии проводил месяцы и годы в спецхране Государственной публичной библиотеки, изучая "буржуазную лженауку" микроэкономику. Написанный чрезвычайно ясным и элегантным языком, имеющий много исторических ссылок (в том числе на русских экономистов и на проблемы советского хозяйства) этот учебник до сих пор остается одним из самых популярных в России.
Безусловно, после этих изданий в России было написано еще много учебников и учебных пособий по микроэкономики, некоторые из которых заслуживают высокой оценки, хотя, это нужно с горечью признать, другие представляют собой сырой, неполноценный учебный материал. [13]
В середине 90-х гг. Министерство образования России признало микроэкономику в качестве полезной и обязательной компоненты экономического образования и включило в стандарт для государственных экономических вузов. Правда, отдельного предмета "микроэкономика" в этом стандарте нет. Есть один большой предмет на 730 часов (два года изучения), который включает в себя так называемые "общеэкономические понятия", "микроэкономику" и "макроэкономику". Микроэкономика включает в себя следующие вопросы:
Микроэкономика
В настоящее время (а точнее - уже около 30 лет) микроэкономика, как неоклассическая теория фирмы, потребителя и рынков, является в высокой степени разработанной и буквально логически завершенной системой. Те вопросы, которая неоклассическая микроэкономика себе сама поставила, довольно успешно разрешены с помощью тех методов, которые она сама себе выбрала. [12]
Исключением являются некоторый класс задач, для которого методов неоклассической микроэкономики оказалось недостаточно. Одной из таких областей является теория несовершенных рынков. Несовершенная конкуренция в условиях небольшого количества продавцов или покупателей предполагае слишком большое количество неопределенности в системе, прежде всего, относительно действий конкурентов. Естественным путем преодоления этих трудностей было применение аппарата теории игр. За последние десятилетия уже написаны десятки новых монографий и учебников, рассматривающих эти разделы микроэкономики и особенно "дочернее предприятие" микроэкономики - теорию организации отрасли (industrial organization или industrial economics), которая и представляет собой углубленное изучение несовершенной конкуренции с акцентом на анализ источников рыночной власти и выводов для антимонопольного законодательства.
Другое бурно развивающееся направление на границе микроэкономике - новая институциональная экономическая теория - представляет собой множество теоретических ручейков, каждый из которых имеет свое происхождение, но все они постепенно сливаются в одну реку с общими принципами анализа. Это и объяснение природы фирмы, и попытка разобраться с проблемами асимметрии информации, попытка учесть влияние законодательства и культуры. Предмет и метод этой теории сформировались путем отказа от многих неоклассических предпосылок: экономисты стали интересоваться содержанием "черных ящиков" (потребитель, семья, фирма), перешли от абсолютной рациональности к ограниченной, перестали предполагать, что потребители и фирмы не зависят от общих правил поведения (законов и культуры).[14]
Заключение
В работе развитие микроэкономики я разделила на четыре этапа: классическая политическая экономия, «Маржиналистская революция» 1871-1874г.г., развитие предмета микроэкономики в работах А.Маршала и А.Пигу и микроэкономика в 1930-60 –е годы 20 века.