Издержки предприятия и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек производства. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Затраты связаны не с вещами, а с действиями людей. Существо экономической системы и состоит в постоянной координации процессов сотрудничества и взаимного приспособления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и виды издержек производства
2. Закон убывающей отдачи
3. Издержки производства в долговременном периоде
4. Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства
5. Прибыль: сущность и формирование
6. Анализ прибыли и ее формирования
7. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

контрольная работа по микроэкономике Мамин М.Р..doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый -- это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском -- над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:

* затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сложившиеся в отрасли), -- капитальные вложения в ос-овные фонды и прирост оборотных средств;

* затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;

* текущие затраты на социальные  нужды, финансируемые из прибыли;

* отчисления в различные ассоциации, объединения;

* выплата дивидендов по акциям;

* отчисления налогов, уплачиваемых  за счет прибыли;

* затраты на жилищное и другое  социальное строительство.

В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.

5. Анализ прибыли и ее формирования

Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана.

Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зависит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой предприятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

1) использование  предельных величин: предельной  прибыли, предельного дохода и  предельных издержек;

2) проведение  расчетов на основе маржинального дохода и производных от него величин;

3) формирование  прибыли на основе условий безубыточности;

4) использование  параметрических уравнений.

Максимизация прибыли на основе применения предельных величин

В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

Графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответствующие количеству возможной реализации изделий. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78р+13 712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле.

Таблица 1

Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек

 

Количество изделий

Цена руб./ шт.

Валовой доход (выручка), тыс. руб.

Валовые издержки, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Предельный доход, руб./шт.

Предельные издержки, руб./шт.

Предельная прибыль, руб./шт.

 

--

Р

Вп(ТР)

ТС

М=(3)-(4)

MR

МС

Мп

 
               

Пl

2

3

4

5

6

7

8

 

1000

2659

2659

2630

29

2659

2630

29

 

2000

2450

4900

3340

1560

2241

710

1531

 

3000

2241

6723

4020

2703

1833

880

1143

 

4000

2031

8124

4540

3584

1401

520

881

 

5000

1822

9110

5025

4085

986

485

501

 

6000

1613

9678

5600

4078

568

575

--7

 

7000

1484

9828

6420

3408

150

820

-670

 

8000

1195

9560

7615

1945

-268

1195

-1463

 

9000

986

8874

9310

-436

-686

1695

-2381

 

10000

777

7770

13675

-5905

-1104

4365

-5469

 
                 

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5). предельная прибыль равна:

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые предприятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях свободной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC(q).

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

 

 

 

 

 

6. Анализ чувствительности  прибыли к изменениям цены  и структуры затрат

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Таблица

Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%

 

Показатели

Первоначальный объем, 100 000 шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

 
 

млн руб.

%

млн руб.

%

 

Выручка от реализации

314,6

100

246,6

100

 

Переменные расходы

180

57

141,1

57

 

Валовая маржа

134,6

43

106

42

 

Постоянные расходы

53

17

53

21,5

 

Прибыль

81,6

26

53

21,5

 
           

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, предприятию в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб., а постоянные издержки --(53 млн руб. + +47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), Таблица ниже.

Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

 

Показатели

Первоначальный объем, 100 000 шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

 
 

млн руб.

%

млн руб.

%

 

Выручка от реализации

286

100

272,3

100

 

Переменные расходы

180

62

171,5

63

 

Валовая маржа

106

37

100,7

37

 

Постоянные расходы

47,7

17

47,7

17,5

 

Прибыль

58,3

20

53,0

19,4

 
           

 

Влияние изменения объема реализации проанализируем с помо-щью эффекта операционного рычага.

Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом дей-ствия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат:

новая выручка при увеличения объема на 10% составит:

(286 + 28,6) = 314,6 млн руб;

переменные расходы -- (180 + 18) = 198,0 млн руб.;

валовая маржа равна 116,6 млн руб.;

постоянные расходы равны 53,0 млн руб.;

Прибыль равна 63,6 млн руб.

Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 -- 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).

Информация о работе Издержки предприятия и прибыль