Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Диверсификация (разнообразие) - это расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с увеличением выпуска основной продукции, а также с организацией новых видов производства, проникновением в другие отрасли и сферы макроэкономики.
В результате диверсификации
предприятия превращаются в многосторонние
сложные комплексы, включающие различные
фирмы и комбинаты, которые весьма
отдаленно связаны с
Диверсификация облегчается акционерной формой предприятий. Крупные предприятия помещают свои капиталы в другие производства и отрасли экономики путем скупки акций компаний, производящих иные товары. Диверсификация вызывает слияние капиталов и образование фирм - конгломератов.
Конгломераты - это одна из форм объединений, возникшая в 60-х годах XX в. преимущественно в США. Конгломерационные слияния бывают двух типов: функциональные (объединяют фирмы, взаимосвязанные в процессе производства) и инвестиционные (объединяют фирмы без всякой производственной общности). К возникновению собственно конгломератов ведут слияния второго типа. Конгломераты отличаются рядом особенностей:
1) они объединяют широкий
круг фирм, между которыми отсутствует
какая-либо связанность
2) для них характерен
высокий уровень
В связи с этим первостепенное
значение приобретает система
3) капитал конгломерата
стремительно растет в
4) слияние фирм в
конгломерат происходит вокруг
или с участием банка. Фирмы
в составе конгломерата
5) конгломераты хорошо
справляются с конкурентами, уменьшают
риск убытков от конъюнктурных,
Концентрация производства на определенном уровне своего развития подводит к возникновению монополий. Внутренняя связь между концентрацией производства и образованием монополий состоит в следующем:
1) концентрация производства,
достигнув высшей ступени разви
2) концентрация производства
на высшей ступени своего
Промышленные монополии представляют собой укрупнённые предприятия или объединения крупных промышленных капиталов, сосредоточивающих значительную долю производства товаров и использующих свое положение для повышения цен и присвоения монопольно высокой прибыли.
Концентрация производства - главная причина образования монополий. Однако имеются и другие факторы, которые способствуют образованию монополий. К ним следует отнести:
1) протекционистскую
таможенную политику
2) финансовую политику и деятельность банков. Банки. способствуют ускоренному росту промышленных монополий.
Однако первопричину монополий нельзя усматривать ни в политике банков, ни в политике государства. Причина образования монополий находится в сфере производства.
Стратегия концентрации.
Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами.
Стратегия концентрирования очень широко применяется для существенного снижения затрат. Брокерские конторы, продающие товар со скидкой, снизили свои затраты путем концентрирования на клиентах, заинтересованных главным образом в купле-продаже и не желающих пользоваться такими услугами, как исследование капиталовложений, консультация по инвестициям и другими финансовыми услугами, предлагаемыми фирмами с полным набором услуг. Выгодно снизить затраты, применяя стратегию концентрирования удается в случае, если фирма находит пути значительного снижения затрат, ограничивая свою клиентурную базу строго определенным сегментом покупателей.
Сегменты рынка, благоприятные для использования стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими из перечисленных ниже характеристик:
· Сегмент достаточно велик для извлечения прибыли.
· Сегмент обладает высоким потенциалом для развития.
· Сегмент не принесет успеха большинству конкурентов.
· Фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента.
· Фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.
Применение особых методов концентрирования при обслуживании целевой рыночной ниши является основой защиты от пяти конкурирующих сил. Конкуренты не обладают равными возможностями обслуживания целевой клиентуры фирмы, применяющей стратегию концентрирования. Особые приемы фирмы, применяющей стратегию концентрирования, дают ей преимущество в конкуренции, препятствующее внедрению в ее рыночную нишу. Ее особые приемы являются также препятствием для тех, кто желает заменить ее. В какой-то степени незаключение деловых сделок влиятельными клиентами зависит от их нежелания начинать иметь дела с фирмами, обладающими меньшими возможностями для удовлетворения их нужд.
Концентрирование действует хорошо, если:
1. обслуживание целевой
рыночной ниши требует
2. когда ни один конкурент не пытается специализироваться в обслуживании той же самой целевой рыночной ниши;
3. когда ресурсы фирмы
не позволяют ей успешно
4. когда промышленные отрасли (сегменты) имеют большие различия в размерах, уровне развития, доходности и интенсивности пяти конкурирующих сил, делающих некоторые сегменты более притягательными, чем другие.
Использование стратегии концентрирования иногда сопряжено с риском. Допускается, во-первых, возможность, что широкие массы конкурентов найдут эффективные пути и смогут противопоставить себя концентрирующейся фирме в обслуживании узкого целевого рынка. Во втором случае имеется возможность, что нужды и предпочтения покупателей ниши будут постепенно сдвигаться в сторону таких качеств продукции, которых требует рынок в целом; такое стирание различий между покупателями разных сегментов открывает двери самым разным конкурентам для вторжения в целевой рынок концентрирующейся на нем фирмы. В третьем случае привлекательность сегмента становится такой очевидной, что сегмент наводняется конкурентами, и прибыли делятся между многими фирмами. Прежде чем вы осознаете это, не чувствительные к ценам денежные потребители будут иметь для выбора огромное количество фирм, положив тем самым конец вашей возможности устанавливать более высокую цену.
Помимо ценового давления налогов существует и другая проблема, связанная с уровнем издержек. Перенос интереса с широкого рынка на ограниченный сегмент обычно означает резкое сокращение объемов производства. Это может привести к чрезвычайно высокой себестоимости единицы продукции, если вы не сократили накладные расходы, которые должны соответствовать более низкому объему выпуска продукции, что определяется более узкой потребительской базой. Таким образом, вы можете закончить свою деятельность. Испытывая давление и со стороны цен, и со стороны издержек.
Глава 2.
Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2.1 Производственная функция, закон убывающей отдачи.
Производственная функция.
Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного фактора.
Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.
С помощью производительной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукции.
Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами: