Издержки производства ,доходы ,экономическая прибыль :их взаимосвязь и проблемы максимизации прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Теория рыночной экономики строится на положении о том, что единственным побудительным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…..стр.3
Фирма как совершенный конкурент.
Фирма: экономическая природа фирмы. Основные формы деловых предприятий. Период деятельности фирмы......................................стр.5
Теория издержек производства: издержки производства и их эволюции………………………………………………………………стр.17
Теории рыночных структур: совершенная и не совершенная конкуренция…………………………………………………………...стр.22
Теория прибыли. Рентабельность.
Прибыль: сущность, функции. Теория прибыли. Формирование прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции…………………………………………….……………..стр.26
Рентабельность предприятий – соотношение «затраты – выпуск»..стр29
Заключение.........................................................................................стр.32
Список литературы…………………………………………………..стр34

Файлы: 1 файл

Курсовая по экон. теории.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                Министерство образование и науки Республики Казахстан

            Западно Казахстанский Инженерно  – Гуманитарный университет

          Западно - Казахстанкий институт языков и менеджмента «Евразия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

                                    По дисциплине: “Экономическая теория”

На тему: Издержки производства ,доходы ,экономическая прибыль :их взаимосвязь и проблемы максимизации прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Уральск-2013г. 

Содержание:

Введение…………………………………………………………..…..стр.3

  1. Фирма как совершенный конкурент.
    1. Фирма: экономическая природа фирмы. Основные формы деловых предприятий. Период деятельности фирмы......................................стр.5
    2. Теория издержек производства: издержки производства и их эволюции………………………………………………………………стр.17
    3. Теории рыночных структур: совершенная и не совершенная конкуренция…………………………………………………………...стр.22
  2. Теория прибыли. Рентабельность.
    1. Прибыль: сущность, функции. Теория прибыли. Формирование прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции…………………………………………….……………..стр.26
    2. Рентабельность предприятий – соотношение «затраты – выпуск»..стр29

Заключение.........................................................................................стр.32

Список литературы…………………………………………………..стр34

Приложения

 

 

Введение

Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы  производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Теория рыночной экономики строится на положении о том, что единственным побудительным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия,  от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д.

              Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Говоря об издержках  производства и обращения, К.Маркс  рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он мысленно отвлекся от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

                                 1. Фирма как совершенный конкурент

    1. Фирма: экономическая природа фирмы. Основные формы деловых предприятий. Период деятельности фирмы

Одним из основных элементов  рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью ( в принятии решений о том, что как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Существуют две основные формы организации экономической  деятельности: стихийный порядок  и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма основывается на административных формах управления. Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы? Вопрос этот можно сформулировать с точностью да наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

В экономической литературе существуют различные ответы на эти  вопросы. Одни экономисты рассматривают  современные фабрики (фирмы) как  итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К.Маркс), другие считают, что фирмы – результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения транзакционных издержек (Р. Коуз, О.Уильямсон). Остановимся на последнем подходе подробнее.

В теории экономических  организаций выделяются три основных типа контрактов:

1. Классический

2. Неоклассический

3. Отношенческий, или имплицитный.

 

Классический  контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае не выполнения этих условий. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда не возможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает, скорее, договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обычно для решения возникающих споров стороны обращаются к выбранному ими арбитру, который решает, насколько правильно данный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. «Дух» договора здесь перевешивает его «букву», устные договоренности учитываются наряду с письменными.

Отношенческий, или имплицитный, контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.

Экономическая природа фирмы.

В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация транссакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне нее они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне нее.

Интерспецифические  ресурсы – взаимозаменяемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти замены на рынке или в рамках другой организации. Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить транссакционные издержки, а их владельцам – получать экономическую прибыль.

Такая трактовка природы  фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие транссакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм.

Рассмотрим основные современные подходы к анализу экономических                       организаций. Все существующие экономические теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические и организационные. Первую составляют те, которые подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций. Вторая группа теорий рассматривает фирму как сеть контрактов, как организацию.

Различия между теориями действительно имеют место, однако все они с разных сторон анализируют предпосылки становления, развития и упадка экономических организаций на базе контрактной парадигмы. Так что есть предпосылки для становления уже в недалеком будущем комплексной институциональной науки об организациях.

Основные формы  деловых предприятий.

Основными формами деловых  предприятий являются частнопредпринимательские  фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские  кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Если мы сравним эти  формы друг с другом, то окажется, что на частнопредпринимательские  фирмы приходится свыше 70% общего числа фирм, но только 6 – 7% совокупного выпуска частных фирм США, на партнерства – 10% общего числа и 4—5% выпуска на корпорации – соответственно 18 – 20% и 88 – 90% 1

Подобный парадокс легко  объясним, если мы подробнее познакомимся с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов деловых предприятий.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности). Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т.е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем обладает, передать все свои права другому лицу. Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т.д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцам фирмы являются талантливые работники.

Достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

  1. свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);
  2. сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
  3. простота организации (учреждения, управления и т.д.);

Недостатки частнопредпринимательской фирмы следует назвать:

  1. ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
  2. Отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (в условиях мелкого и среднего производства, типичного для данной формы собственности);
  3. Существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Информация о работе Издержки производства ,доходы ,экономическая прибыль :их взаимосвязь и проблемы максимизации прибыли