Издержки производства в долгосрочном и краткосрочном периодах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием издержек в краткосрочном периоде. Предметом исследования является определение значимости издержек производства, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об издержках производства для принятия краткосрочных управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Издержки производства в краткосрочном периоде………………...…5
1.1 Сущность издержек………………………………………………………..5
1.2 Постоянные, переменные, средние и предельные издержки…...………8
Глава 2. Издержки производства в долгосрочном периоде………………..…15
Глава 3. Поведение предприятия на рынке совершенной конкуренции…..…19
3.1 Рынок совершенной конкуренции………………………………..……..19
3.2 Понятие предприятия как экономического субъекта. Место предприятия на РСК………………………………………………..……………22
Заключение………………………………………………………….……………30
Список использованной литературы…………………………….……………..32

Файлы: 1 файл

издержки производства в долгосрочном и краткосрочном периодах (2).docx

— 154.45 Кб (Скачать файл)

Движущие  силы конкуренции:15

  1. изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиции;
  2. изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг;
  3. технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимальный размер предприятия;
  4. изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм;
  5. глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления;
  6. изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики;
  7. перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм.

Рынок совершенной  конкуренции представляет собой  рыночную структуру, характеризующуюся  большим числом небольших фирм, которые  не оказывают влияния на рыночную цену.

Определяющими его признаками являются:16

  1. автоматизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;
  2. стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы продукции другой;
  3. прозрачность рынка, подразумевающая, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;
  4. свободный вход в отрасль и выход из неё указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим – прекратить операции;
  5. автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.

 

3.2 Понятие предприятия как экономического субъекта. Место предприятия на РСК

 

В обыденной  жизни мы часто используем слово  предприятие, чаще всего мы имеем  в виду некоторую организацию, в  рамках которой осуществляется промышленное производство товаров, предприятие  имеет ещё и значение некоторого плана действий. Предприятие - это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

Существует  огромное количество определений предприятий, которые сильно рознятся по своему содержанию. Эти различия объясняются  просто -каждая наука исследует различные  стороны предприятий и его  деятельности, что, естественно находит  выражение в терминологическом  аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.

Первое  определение наиболее очевидное, оно  скорее основано на "здравом смысле", и предназначено в первую очередь  для общего понимания этого явления.

"Предприятие,  фирма, компания, корпорация - все  эти понятия можно определить  как экономический субъект, организующий  производство материальных благ  или услуг с целью получения  прибыли".17

Приведённое выше определение страдает рядом  недостатков, которые не позволяют  принять данное определение.

Начнём  с того, что предприятие, фирма, компания и корпорация, действительно, являются экономическими субъектами, в рамках которых осуществляется процесс  производства, конечная цель которых  является реализация продукции с  прибылью, т.е. цель деятельности всех перечисленных субъектов является получение прибыли. Это все перечисленные  признаки, которые объединяют перечисленные  в определении объекты, и только на их основании подобное определение  имеет право на жизнь. Но следует отметить, что в определении указывается на то, что предприятие, фирма, компания и корпорация организуют производство товаров и услуг, этот признак никак не относится ни к одному перечисленному объекту. Дело в том, что ни одно предприятие в классическом его понимании не организует производства продукции. Как с позиции классической политэкономии, так и других экономических школ, предприятие выступает только как форма организации производства, а ведущей, организующей силой выступает предприниматель с его капиталом и способностью соединить ресурсы таким образом, что бы можно было получить прибыль. Строго говоря, мотив прибыли присущ не предприятию как таковому, а предпринимателю, а не его предприятию, предприятие является только средством достижения этой цели.

Предприятие и фирма могут функционировать  как на базе частного единоличного капитала, акционерного или государственного, компания и корпорация это организационно-правовые формы предприятий и фирм, работающих на основе коллективного капитала, поэтому понятия предприятия  и фирмы отнюдь не идентичны понятиям компания и корпорация, это частные  случаи предприятий и фирм.

Таким образом, существенными элементами определения  являются: предприятие и фирма - экономические  субъекты, являющиеся формами организации  производства материальных благ или  услуг с целью получения прибыли.

Основные  черты предприятия:

1) Организационное  единство: предприятие – это определенным  образом организованный коллектив  со своей внутренней структурой  и порядком управления. Базируется  на иерархическом принципе организации  экономической деятельности;

2) Определенный  комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

3) Обособленное  имущество: предприятие имеет  собственное имущество, которое  самостоятельно использует в  определенных целях;

4)Имущественная  ответственность: предприятие несет  полную ответственность всем  своим имуществом по различным  обязательствам;

5) Предприятие  предполагает единоначалие: основывается  на прямых, административных формах  управления;

6) Выступает  в хозяйственном обороте от  собственного имени: (наименования);

7) Оперативно-хозяйственная  и экономическая самостоятельность:  предприятие само осуществляет  разного рода сделки и операции, само получает прибыль или  несет убытки, за счет прибыли  обеспечивает стабильное финансовое  положение и дальнейшее развитие  производства.

Предприятие на рынке совершенной конкуренции.18

Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество  относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный  продукт, покупаемый множеством покупателей.

Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов  его покупать. Поэтому на таком  рынке нет оснований для ценовой  конкуренции.

Условия возникновения:

- Свободный  доступ всех производителей к  производственным ресурсам по  одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

- Положительный  эффект масштаба достигается  при объемах производства значительно  меньших, чем имеющийся рыночный  спрос. Этим предопределяется  экономическая целесообразность  действия в отрасли множества  мелких производителей.

- Цены  на продукцию не зависят от  объемов производства и ценовой  политики отдельного производителя.  В ценообразовании фирмы, действующие  в отрасли, выступают в роли  “Price-Taker”, поскольку цена определяется  рынком (цена рыночного равновесия).

 

Рис. 5. Равновесие предприятия на рынке совершенной  конкуренции

 

Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя  является совершенно эластичным.

Конкурентная  фирма, предприятие в краткосрочном  периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать  прибыль путем изменения объемов  производства, варьируя переменными  факторами (труд, материалы и т.п.).

Равновесное положение фирмы – это позиция  фирмы на рынке, при котором она  достигает своей цели, т.е. максимизирует  прибыль.

Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении  объемов производства (табл.)

Введем  два показателя, характеризующие  доход фирмы:

Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции

 

(5)

 

 

Предельный  доход MR – прирост дохода фирмы  от продажи дополнительной единицы  продукции

 

(6)

 

Поскольку на рынке совершенной конкуренции  цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и  предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:

 

 Û  (7)

 

Таблица 119

Объем производ-ства (Q)

Доход (R) при цене Р=180

Валовые затраты (TC)

Прибыль при цене Р=180

Доход (R) при цене Р=130

Прибыль при цене Р=130

0

0

200

-200

0

-200

1

180

400

-220

130

-270

3

540

600

-60

390

-210

6

1080

800

280

780

-20

8

1440

1 000,00

440

1040

40

9

1620

1 200,00

420

1170

-30


 

Вывод:

Фирма наращивает объемы производства до тех пор, пока каждая дополнительная единица товара приносит ей дополнительную прибыль, определяемую как разность предельного дохода и предельных издержек. Увеличение объемов производства выше точки Q=8 ед. (точка А), свидетельствует, что  дополнительная единица товара становится для фирмы убыточной, хотя валовая прибыль является при этом величиной положительной.

Таблица 220

Объем производ-ства (Q)

Предельные издержки (МС)

Предельный доход (MR1) при  цене 180

Предельный доход (MR2) при  цене 180

(MR1 - MC)

(MR2-MC)

0

 

200

 

180

 

130

 

-20

 

-70

1

3

100,0

180

130

80,0

30,0

6

66,7

180

130

113,3

63,3

8

100,0

180

130

80,0

30,0

9

200,0

180

130

-20,0

-70,0


 

Математическое  обоснование оптимизации прибыли:

 

(8)

 

Следовательно, при 


(9)

 

Условие равновесного положения фирмы:

Фирма максимизирует  прибыль, производя продукцию в  объеме, при котором предельный доход  равен предельным издержкам.

Это условие  действует для любой фирмы, вне  зависимости от конкурентной структуры  рынка, на котором эта фирма действует (см. далее).

Для фирмы, действующей в условиях совершенной  конкуренции, это условие может  быть дополнено следующим специфическим  условием:

 

, (10)

поскольку на этом рынке, как было показано ранее, выполняется условие:

 

. (11)

Информация о работе Издержки производства в долгосрочном и краткосрочном периодах