Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является выявление факторов ,влияющих на уровень национального производства, одним из которых является мультипликационный процесс .Выяснить соответствует ли равновесному состоянию экономики –равновесный объем национального производства.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МГТУ МИРЭА
Кафедра Экономической теории
Макроэкономика
«Изменение равновесного уровня национального производства под влиянием мультипликационного процесса»
Выполнил(а) студент(ка)
1 курса
группа
дневное отделение
факультет экономики и управления
Руководитель
к.э.н., доцент Людмила Трофимовна
Москва, 2012г.
Одной из наиболее актуальных тем макроэкономического анализа в наше время считается тема национального производства, потому что комплексными показателями его являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. А ВВП применяется для международных сопоставлений степени развития экономики страны, определения производительности труда, измерения благосостояния граждан страны. ВВП является обобщающим фактором национального производства.
Задача данной работы -исследование формирования уровня национального производства ,его составляющие и влияние мультипликационного процесса на все его части и конечный результат этой деятельности.
Целью данной работы является выявление факторов ,влияющих на уровень национального производства, одним из которых является мультипликационный процесс .Выяснить соответствует ли равновесному состоянию экономики –равновесный объем национального производства.
Глава 1:Формирование уровня национального производства .Влияние мультипликационного процесса.
1. Совокупный
спрос и масштабы
Простейшая модель формирования уровня национального производства. В этой модели выделяются важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства, и в общем виде объясняется механизм воздействия совокупного спроса на уровень ВНП и национального дохода. Она известна также как стандартная кейнсианская модель совокупного спрос.
Если коротко суммировать, то основные идеи этой модели совокупного спроса состоят в следующем:
Совокупный
спрос рассматривается в
Важнейшим положением кейнсианской модели совокупного спроса является положение о необходимости государственного макроэкономического регулирования. Доказывается, что с помощью мер государственного регулирования, в частности, с помощью государственных расходов, можно стимулировать или тормозить расширение совокупного спроса и тем самым воздействовать на уровень национального производства.
Предполагается, что экономика функционирует на кейнсианском отрезке кривой совокупного спроса. Это означает, что в экономике имеются неиспользуемые ресурсы, в частности, существует безработица и незагруженные производственные мощности.
С изменением совокупного спроса цены не меняются, являются постоянными. Этот означает также, что в модели совокупного спроса анализируется короткий период. В макроэкономическом смысле коротким считается период, когда цены негибкие, т.е. не меняются.
Структура совокупного спроса - это структура совокупных расходов. В открытой экономике, с участием государства совокупные расходы включают в себя потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные закупки (G), чистый экспорт (NX):
AD = C + I + G + NX
В данной модели,
которая является краткосрочной
макроэкономической моделью, инвестиционный
спрос рассматривается как
Модель совокупного
спроса исходит из того, что существует
тождество совокупных расходов (AD),
объема производства (GDP), совокупного
дохода (Y). В частности, это означает,
что мы будем использовать понятия
продукт и доход как
.Выделим в
составе совокупного спроса
AD = C + I
Это означает, что мы абстрагируемся от государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX). Исключение последних двух элементов совокупного спроса на начальном этапе анализа мало что меняет. Потребительские и инвестиционные расходы составляют 75-85% совокупного спроса в развитых рыночных экономиках, то есть его большую долю. Впоследствии мы усложним модель совокупного спроса, включим в анализ государство и внешнеэкономический сектор.
2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
Потребительский спрос
Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг, то есть таких товаров и услуг, которые удовлетворяют личные потребности человека.
Потребительские
расходы населения
Большую часть
своих доходов люди тратят на потребление,
но не все доходы идут на потребление.
Часть доходов сберегается
Y = C + S,C = Y - S
Очевидно, что
в масштабах экономики
Рассматривая
масштабы потребления, необходимо иметь
в виду, что в конечном потреблении
потребительские расходы
Важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:
уровень доходов населения, его благосостояние;
ожидания потребителей;
задолженность потребителей;
изменения в налогообложении.
С учётом того, что было сказано об использовании доходов населения на потребление и сбережения, мы можем выделить ещё один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к потреблению путём деления прироста потребительских расходов на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а потребительские расходы выросли при этом на 75 млрд. руб., то предельная склонность к потреблению (с) будет равна 0,75. Очевидно, что (с) больше нуля, но меньше единицы ( 0 < c < 1 ). Предельная склонность к сбережениям (s) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение сбережений. Другими словами, это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к сбережениям путём деления прироста сбережений на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а сбережения выросли при этом на 25 млрд. руб., то предельная склонность к сбережениям (s) будет равна 0,25. Поскольку дополнительный доход используется только на потребление и сбережения, то можно утверждать, что предельная склонность к сбережениям представляет собой разницу между единицей и предельной склонностью к потреблению ( s = 1 - 0,75 = 0,25).
s = 1 - c,c = 1 - s
Главным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, является уровень дохода домашних хозяйств. Чем больше доход, тем больше потребительский спрос. Вместе с тем, мы помним о том, что не весь доход идёт на потребление. Доля дохода, идущая на потребление, зависит также от предельной склонности к потреблению. С учётом этого фактора можно утверждать, что потребительские расходы равны доходу, умноженному на предельную склонность к потреблению. Если с = 0,75, тогда С = 0,25 х Y.
C = c x Y
Данная зависимость
потребительских расходов от уровня
личного располагаемого дохода представляет
собой функцию потребления.(
Инвестиционный спрос
После потребительских
расходов важнейшим элементом совокупног
Физический
капитал предприятий
Факторы, влияющие на масштабы инвестиционного спроса:
В реальной действительности величина инвестиционного спроса чрезвычайно изменчива, особенно в коротком периоде. Её изменчивость связана с множеством взаимосвязанных между собой перечисленных выше факторов. Главными факторами, определяющими уровень инвестиционных расходов, выступают ставка процента по кредитам, предоставляемым предприятиям для финансирования инвестиций, изменения совокупного спроса и дохода.
Примем масштабы
инвестиционного спроса независимыми
от ставки процента и дохода и неизменными,
то есть находящимися на прежнем уровне
при изменении совокупного
Совокупный спрос
Напомним, что совокупный спрос - это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом. Он состоит их запланированных домашними хозяйствами расходов на потребление и запланированных предприятиями расходов на инвестиции.
В нашей простейшей модели совокупного спроса выражение AD = C + I мы можем несколько изменить, учитывая вышеизложенное. То есть учитывая то, что потребительские расходы зависят от уровня дохода и предельной склонности к потреблению ( C = c x Y), а инвестиционные расходы являются автономными (I)- т.е запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
AD = c x Y + I
Зависимость между величиной совокупного
спроса и уровнем доходов представляет
собой функцию совокупного
Графически эта функция представлена на рис. 8.6. Инвестиции автономны, то есть неизменны и постоянны, представляют собой одну и ту же величину. С изменением уровня доходов изменяется только инвестиционный спрос. Прямая C = c x Y является функцией потребительского спроса. Спрос на инвестиции добавляется к величине потребительского спроса, и мы получаем величину совокупного спроса. Функция совокупного спроса представлена прямой AD = c x Y + I.