Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:58, курсовая работа
История Древних веков не оставила достаточно полных сведений о том когда возникли банки, какие операции они выполняли, что явилось побудительной силой их развития. В настоящее время сохранились сведе¬ния о первых деньгах древних народов (ракушках, мехах, золотых слит¬ках, первобытных монетах), но не о банках. Иными словами, современ¬ная история накопила немалые материальные свидетельства древнего денежного обращения, но не дала ответа на то, какова при этом была роль простейших кредитных учреждений. Более того, сам период возник¬новения банков не определен в экономической литературе, не ясна их истинная природа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7
2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
10. Отказ со стороны государства
от финансирования
Подобный прием широко применялся в Италии, когда каждый из коммерческих банков страны обязан был иметь в своих активах определенный пакет государственных целевых облигаций по поддержке сельского хозяйства с гарантированной правительством доходностью. Деньги непосредственно направлялись Министерству сельского хозяйства, которое и было эмитентом этих облигаций. Учитывая необходимость поддержки белорусского сельского хозяйства при условии его радикального реформирования, подобную практику можно применить и в Беларуси, установив ежегодную норму приобретения облигаций Минсельхозпрода для белорусских банков (примерно 10% от всех активов - по состоянию на 1 сентября т.г.). Правительство должно, в свою очередь, гарантировать доходность по этим облигациям за счет средств бюджета в размере не менее ставки рефинансирования. Учитывая, что номинально активы коммерческих банков растут с темпов не менее 50% в год, это позволит иметь стабильный источник для финансовой поддержки АПК. Аналогичный прием можно распространить и на жилищное строительство, выпустив облигации целевого займа для предприятий, работники которых нуждаются в улучшении жилищных условий.
11. Введение жесткой зависимости
процентных ставок по срочным
депозитам и краткосрочным
Введение регулирования
12. Развитие факторинговых
Данный блок мероприятий связан, прежде всего, с развитием малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточно залоговых ценностей для получения банковских ссуд. Но он может применяться и для кредитования крупных предприятий, особенно в части предоставления в лизинг дорогостоящего оборудования.
13. Ужесточение контроля за
Передача залога в собственность кредитора при несвоевременном возврате ссуды - это основа любого кредитования. Если такая практика отсутствует или имеется масса исключений из общего правила, то кредитный процесс в экономике автоматически затухает или принимает искаженные формы. Для Беларуси это особенно актуально, т.к. преобладание в ее экономике неплатежеспособного государственного сектора порождает высокий объем просроченной задолженности по кредитам банков, что грозит безопасности уже всей банковской системе. Поэтому необходимо срочно разработать соответствующее законодательство, предполагающее наличие судебной и внесудебной (согласительной) процедуры по реструктуризации имеющейся просроченной задолженности по банковским кредитам.
Блоки институциональных и собственно финансовых мероприятий необходимо дополнить мероприятиями организационного характера, среди которых, прежде всего:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное изучение проблематики курсовой работы позволяет сделать следующие выводы.
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
Главная слабость сегодняшней белорусской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП страны. В Беларуси он примерно в 2,5 раза ниже.
Наши банки не выдерживают
сравнения не только в международном
плане, но н в сопоставлении с
крупными российскими промышленными
предприятиями или
Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения Беларуси в развитую страну с конкурентоспособной экономикой.
Прямые факторы, которые затрудняют процесс реструктуризации банковской системы — это и дискриминационное налогообложение по сравнению с международной практикой, так как у нас из после налоговой прибыли идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.
Есть множество и других проблем, созданных государством, т. е. во многом мы сами себе мешаем двигаться по пути нормализации, восстановления банковской системы и соответственно развития экономики.
Что нужно для того, чтобы лучше
вписаться в международную
К вопросу о банках с государственным участием. В стране есть успешно развивающиеся банки частного сектора, но их не так много. Банки с государственным участием сейчас обеспечивают до половины кредитных вложений в экономику страны, и не надо бояться их укрупнять, следует их активно использовать для целей обслуживания государственных проектов, решения государственных задач. Однако уже сейчас следует иметь в виду, что такое положение отвечает определенному этапу развития страны. На мой взгляд, все коммерческие банки, с участием государства или полностью частные, должны работать по одним правилам, не допускающим искажения условий конкуренции, и под одинаковым жестким контролем Национального Банка Республики Беларусь.
Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.
Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам Беларуси, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.
Второе направление
Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.
В заключение необходимо отметить, что слабость белоруской банковской системы, приведшая ее к тому, что белорусские банки фактически превратились в расчетно-кассовые центры, не выполняющие функций накопления и перераспределения сбережений, и тем более не способных привлекать внешние инвестиции, предопределена не только несовершенством существующего законодательства, но и его несоблюдением.
Обновленное государственное регулирование банковского бизнеса в стране должно строиться не только в направлении контроля, но, прежде всего, с целью создания условий для быстрого наращивания капиталов в стабильном правовом поле и открытой информационной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Анулова Г.Н. Денежно-
2.Антипова О.
Н. Зарубежная практика
3.Афанасьев М. Стратегия и практика банка. -М: «Финстатинформ», 1998
4.Банковское дело / под ред. О. И. Лаврушина, М. 1998.
5.Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 2001- №1.
6.Беланже Ж. Вопросы
7.Булатова А.С. Экономика.
8.Булатова А.С. Экономическая теория. 2-е издание, Москва, 1997.
9.Банки и банковские операции. Под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 1997.
10.Банковская система. Настольная книга банкира. под ред. А.Г. Грязнова. М.: «ДЭКА», 2003.