Изменение роли малого и среднего бизнеса в международном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, ин-фраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами

Содержание работы

1. Место и роль и малого и среднего бизнеса в современной экономике. 3
2. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. 7
3. Аспекты регионального развития малого и среднего предпринимательства. 13
4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике. 16
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ КУРСАЧ.docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИя»


Кафедра «Экономическая теория»

Дисциплина: Мировая экономика

Курсовая работа

на тему:

«Изменение роли малого и среднего бизнеса в международном предпринимательстве»

 

 

 

Выполнила студентка 

Факультета экономики  и социального управления

 

  

                  13-ФКк-04

Номер зачетной книжки

 

 

 

______________  / Беляева Т.Н.

Преподаватель: Телегина Н.В.

 

Санкт-Петербург 2013


 

Оглавление

«Изменение роли малого и среднего бизнеса в международном предпринимательстве» 1

1. Место и роль и малого и среднего бизнеса в современной экономике. 3

2. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. 7

3. Аспекты регионального развития малого и среднего предпринимательства. 13

4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике. 16

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место и роль и малого  и среднего бизнеса в современной  экономике. 
Малое и среднее предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, ин-фраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства. 
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами 
компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма. 
Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по сравнению с крупными объектами. 
В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действовавшему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве - до 200 человек, в науке и научном обслуживании -до 100, в других отраслях производственной сферы -до 50, в отраслях непроизводственной сферы - до 25, в розничной торговле -до 15 человек. 
Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению к тем или иным видам малых предприятий политику налогообложения, льготного финансирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития. 
Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название - Малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство. 
Однако небольшой численный состав и юридическая самостоятельность - не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое и среднее предпринимательство, как нам представляется, утверждается не столько как количественно, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности. Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах. 
Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. 
 
Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения. 
 
Обращает на себя внимание следующий факт: пусть медленно, но все же улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это очень важно, поскольку эффективность вложений в Малый и средний бизнес, связанный с производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение продукции. Здесь, на наш взгляд, необходима государственная политика стимулирования малого предпринимательства с учетом приоритетности его главных производственных направлений. На нынешнем этапе развития необходимо отдавать предпочтение сфере производства (что нельзя, конечно, понимать как игнорирование сферы обращения) при детальной дифференциации самого производства на основе изучения общественного спроса, происходящих в нем изменений и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны формироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. 
Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребность в тех или иных видах продукции и услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. О возможности влияния региональных властей на развитие предпринимательских структур свидетельствует опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие. Достаточно отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более 200 тыс. являются негосударственными. Это - прежде всего малые предприятия, 27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый четвертый работоспособный москвич занят в частном бизнесе. 
Тенденция такова, что малый и средний бизнес в Москве численно увеличивается, однако медленнее, чем в предыдущие годы. Руководство Московского департамента развития и поддержки малого предпринимательства связывает это прежде всего с несовершенством законодательной базы, большими налогами и нехваткой помещений. С последними дело обстоит особенно сложно. Московские власти намерены в ближайшие полтора года увеличить число малых предприятий вдвое, до необходимого городу количества. На эти цели будет выделено примерно 45% общей потребности из средств городского бюджета, более 1 млрд. рублей из федерального бюджета, 4,5 млн долл. из фондов зарубежных инвесторов. Эти средства будут выдаваться в виде кредитов с учетом приоритетов, определенных комплексной программой. 
Приоритетными направлениями деятельности малого и среднего бизнеса и предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благоустройство города, производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма. В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, 6 деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразделений. Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных структур. Так, на базе Московского фонда подцержки малого предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой - обеспечить малый и средний бизнес необходимым оборудованием.  
В заключение отметим, что развитие малого и среднего бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период. 

 

 

 

 

 

 

 
2. Содержание, методы и формы  государственной поддержки малого  и среднего предпринимательства. 
 
Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет исключительно важное значение для переходной экономики России, поскольку, как отмечалось выше, конкурентоспособное в международных масштабах народное хозяйство фактически не может существовать без эффективно функционирующего малого предпринимательства, В современных условиях, когда для мелкого бизнеса инфляция и нехватка заемного капитала являются еще более серьезными проблемами, чем для крупных предприятий, такая поддержка особенно важна. 
Объективности ради следует отметить, что формально государственная поддержка малого предпринимательства уже несколько лет признается в правительственных документах одним из главных направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей. 
Без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. 
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия "поддержка" и в своих действиях исходить из его реального содержания. Иначе всякие рассуждения на эту тему могут принять достаточно условный характер, а главное, они могут отдалиться от практических нужд политики централизованного государственного регулирования и стимулирования этой сферы предпринимательства. 
Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом под поддержкой нельзя понимать все ресурсы, так или иначе вкладываемые в развитие предприятий малого и среднего предпринимательства или привлекаемые для текущей хозяйственной деятельности. В качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах либо безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит). Следует отметить, что на начальном этапе в формировании малого предпринимательства во многом преобладал упрощенный подход, обусловленный стремлением форсировать процесс. Имевшая место на этом этапе реформ государственная поддержка малого и среднего бизнеса напоминала скорее компанию по созданию сети малых предприятий любой ценой. В некоторых отраслях - сфере обслуживания, торговле, общественном питании - эта поддержка вылилась в ускоренное насаждение новых форм хозяйствования. В результате одна монополия начинала сменяться другой. Пользуясь ослабленностью государственных структур, малые предприятия получают возможность, поднимая цены на свою продукцию, работы и услуги, безнаказанно снижать их качество, создавая практически новую монополию - частную. Все это породило не структурную перестройку экономики, не использование дополнительных резервов, формирование инвестиционного поля и встраивание малого и среднего бизнеса в существующие государственные структуры, а привело к существенному разрушению государственного сектора, усилению теневой экономики и мафиозных образований. 
Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого и среднего бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации его подлинной природы и дискредитирует прогрессивные формы предпринимательства. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике. Здесь низка конкурентность производства, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками. В экономике продолжается спад производства. Далеко не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений. Для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях Малый и средний бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран. 
Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государство должно стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики. Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Что касается государственной поддержки, то она должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования и т.д. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных условий для малого и среднего бизнеса в высокоразвитых странах Запада показал непредсказуемость возможных результатов, нередко создающих анти-эффект ожидания. Да и поддержка в течение длительного времени как крупных, так и небольших неэффективных государственных предприятий в нашей стране дала прямо противоположный результат. Размеры предприятий в данном случае существа не меняют. 
В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого и среднего бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. Это, прежде всего, создание условий равноправия в конкурентном рыночном соревновании, равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости, предоставления прав и четко обозначенной ответственности, возможностей и риска. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого и среднего бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает подцержку малого предпринимательства неэффективной. 
Государственная поддержка малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов развития России на основе рыночных механизмов организации системы ее хозяйствования. Поэтому общие и этапные социально-экономические цели развития страны являются одновременно целями государственной поддержки малого предпринимательства. Подлинная цель экономических реформ -достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе. Заметим, что сегодняшняя ситуация в стране не является оптимистичной предпосылкой для реализации этой высокой цели. 
 
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности н сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности; формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства. 
Становление малого и среднего бизнеса - достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечению экономической и правовой информацией, консультированию, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъекта малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования. 
Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются и производство эффективно развиваться не может. На практике наблюдается немало случаев, когда при вложении средств критерием служит сиюминутный интерес предпринимателя, а не долгосрочные интересы и перспективы производства и рынка. 
В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволяет высвободить производственные мощности для их перепрофилирования под нужды малого и среднего бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядчиков среди малых предприятий. 
Развитие сети малых предприятий, их техническое оснащение во многом зависит от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия должны выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может также осуществляться в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Аспекты регионального развития  малого и среднего предпринимательства. 
 
К приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона, 
Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов. Регионы в последнее времяявышли из-под опеки центральных государственных органов, получили большую самостоятельность. Именно в регионах в условиях формирующегося рынка решается задача социального и экономического развития территорий. Эффективное рыночное хозяйствование в регионах возможно лишь при условии, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры дополняются и в какой-то мере уравновешиваются необходимым числом предприятий частного, в том числе малого, предпринимательства. Такие предприятия обеспечивают сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, спо- 
собствуют решению социальных проблем региона. В связи с этим проблемы развития российского предпринимательства, разносторонняя поддержка этой сферы должны быть отнесены к числу важнейших задач государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и региональном уровнях. 
Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя: 
- прямое финансовое субсидирование; 
- льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; - предоставление льгот по местному налогообложению; - передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора; - обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР; - участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании; - формирование и регулирование рынка труда; - частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами; - предоставление выгодных региональных госзаказов; - упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций; - юридический и экономический льготный консалтинг; - содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; - обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.; - содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей. Но главное - чтобы все это происходило на основе объективных критериев, с должной "прозрачностью" и гласностью, а не стало еще одной питательной средой для развития коррумпированности. Конкретный комплекс мер для развития региональной государственной поддержки предпринимательства зависит, с одной стороны, от размеров имеющихся в распоряжении государственных властных структур региона финансовых, материальных, организационных ресурсов, и от конкретных целей развития предпринимательства в регионе - с другой. При этом нельзя не учитывать социально-экономические условия, от которых регион начинает движение к рыночной системе хозяйствования, а также природно-климатические характеристики. Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности административно-территориальных образований. Малый и средний бизнес должен стать основной базой формирования региональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей данного региона. Совершенно очевидно, что центр тяжести малого предпринимательства должен быть перенесен на региональный уровень. Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос преимущественно в данной местности, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-техничесяие и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников. В настоящее время в большинстве регионов страны для обеспечения финансирования мероприятий по созданию новых и развитию действующих предприятий образованы фонды и центры поддержки предпринимательства. В целом ряде регионов России - в Москве, Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Тюменской и других областях - разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса при долевом участии средств местного бюджета. Такие программы включают в себя законодательно-правовые акты, разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы и другие формы финансовоэкономической поддержки. Законодательство США, например, предусматривает для малого и среднего бизнеса две налоговые ставки - в 15% и 28%, в то время как для корпораций они составляют 34% и 46%. На государственные средства создана сеть "инкубаторов" - специальных центров, где начинающие бизнесмены на несколько лет получают на льготных условиях помещение, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу помогают крупные фирмы, акционерные общества и концерны, причем как непосредственно в сфере производства, так и при создании системы обучения и переподготовки кадров малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике.

Для привлечения  ресурсов крупных предприятий в  целях развития малого предпринимательства  можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический  эффект систему контрактных отношений  крупных и мелких фирм ("франчайзинг"), особенно в торговле и сфере услуг. Ее суть состоит в том, что крупная  головная фирма предоставляет малой  фирме за плату исключительное право  использовать свою торговую марку, при  необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в  аренду оборудование и т.п. Малый  и средний бизнес обладает заметно  большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода  поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация  выдвинутых оригинальных предложений - вот далеко не полный перечень отличительных  черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств Малый и средний  бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Экономическая  мысль и практика Запада сумела найти  и создать механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки  организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства. В  его основе лежит способность  предприятий аккумулировать из различных  источников финансовые средства под  прогрессивные научно-технические  проекты, потенциально оцениваемые  как высокоприбыльные. Венчурные предприятия оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства нововведений. Подсчитано, что на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, в связи с чем правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений через малые венчурные предприятия. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого и среднего бизнеса с бюджетом более 100 долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков. В России пока нет экономических условий для использования в полной мере преимуществ венчурного предпринимательства. Однако это не означает, что нужно ждать созревания таких условий. Развитие данной формы предпринимательства должно проходить вместе с реформированием всех сфер народного хозяйства, вместе с развитием всех форм рыночного хозяйствования. Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки в том числе льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда. В действующей рыночной экономике потенциальный предприниматель при выборе характера нового предприятия руководствуется многолетним опытом функционирования и сложившимися традициями в конъюнктуре рынка. В условиях становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции предприниматели не имеют ориентиров для выбора направления своей деятельности и исходят из собственных соображений.  
Сектор малого предпринимательства, в развитых странах активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. Осуществляется активная диверсификационная политика внедрений малого и среднего бизнеса в новые отрасли производства - машиностроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. К малому бизнесу в развитых странах относится 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины ноу-хау , ими создается 60-70% новых рабочих мест. Помимо чисто экономических задач он помогает оздоровлению политической и социальной обстановки в обществе, поскольку создает в широких масштабах новые рабочие места и увеличивает занятость населения. 
Таким образом, интенсивное развитие малого предпринимательства наяЗападе стало возможным благодаря широкомасштабной и всесторонней государственной поддержке, соответствующей, в свою очередь, той роли, которую оно играет в современной экономике. В условиях рынка Малый и средний бизнес обеспечивает необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна высокая эффективность. Он продемонстрировал способность быстро заполнять потребительский рынок товарами, сравнительно быстро окупаться, применяя самые современные технологии и оборудование. 
Малые предприятия создают необходимую для рынка конкуренцию, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладают готовностью реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Хотелось бы подчеркнуть и важную социальную роль малых предприятий: созданием новых рабочих мест они смягчают жесткость безработицы, когда крупные предприятия сокращают свой персонал. И, наконец, Малый и средний бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Список литературы

  1. Борисов С.Р., Васильев В.Н. Основы предпринимательства и организации производства. – М., 2000.

 

 
 
 

 

 


Информация о работе Изменение роли малого и среднего бизнеса в международном предпринимательстве