Изучение индексов потребительских цен и инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.

Содержание работы

Введение стр.3
Глава 1. Статистика инфляции и цен стр. 5
1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции стр. 5
1.2 Инфляция и ее статистическое изучение стр. 14
1.3 Система показателей статистики цен стр. 16
Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции стр. 19
2.1 Изучение индексов потребительских цен стр. 19
2.2 Оценка инфляции стр. 20
Заключение стр. 22
Список литературы стр. 24

Файлы: 1 файл

цены, инфляция.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости ( ) на общее количество изучаемых единиц ( ). Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины используется формула средней арифметической взвешенной

Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной

Определение средней цены как простой арифметической допускается лишь в случаях расчета рыночных средних цен за месяц.

Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены "старого" и "нового" товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

1) вначале определяются  сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

2) затем рассчитываются  сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;

3) на заключительном этапе  рассчитываются сводные индексы  цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса

 

где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

Полученные сводные данные поступают в государственную отчетность.

Важное место в статистике цен отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.

Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:

где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.

Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

 

 

Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции

2.1 Изучение индексов  потребительских цен

Индекс потребительских цен является относительным показателем, измеряющим общее изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, или потребительской корзины среднего потребителя.

Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов при помощи, которых можно решать задачи различной трудности. Можно сказать, что эту систему образуют:

сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение фиксированного полного набора товаров и услуг;

сводный индекс потребительских цен характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг;

индекс стоимости прожиточного минимума;

индексы потребительских цен для отдельных социально-демографических групп.

На практике, как правило, расчёт индекса потребительских цен производится на основе модификации формулы Ласпейреса:

Уp = 56,60· 6,3· 46,29 + 11,44· 7,77· 30 + 6,46· 5,90· 39,1

46,29 7,77 5,90 =

5,90· 39,1 + 7,77· 30 + 46,29·

= 1,22· 6,3· 46,29 + 1,47· 7,77· 30 + 1,09· 5,90· 39,1 =

230,69 + 233,1 + 291,62

355,8 + 342,7 + 251,5 = 950,0 = 1,25 или 125%

755,41 755,41

Данный расчёт производился по трём товарам: говядине, молоку и муке. В среднем по трём товарам цены выросли в 1,25 раз или рост составил 125%.

В результате увеличения цен на 25% покупатели заплатили 194,59 млн. рублей больше в 2007 году, чем в 2006 г, т. е 950руб. - 755,41руб. =194,59 руб.

В данном случае отчётным периодом является октябрь 2007 года, а базой октябрь 2006 года.

 

2.2 Оценка инфляции

Оценка инфляции основывается на использовании системы показателей. С помощью этой системы показателей определяют уровень и динамику инфляции в целом по экономике и отдельных её отраслях.

На практике для наиболее общей характеристики уровня инфляции целесообразно использовать два показателя:

Индекс потребительских цен; данный показатель позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Исчисляется он по формуле Ласпейреса:

Ур = 56,60· 6,3 + 11,44· 30 + 6,46· 39,1 = 356,58+343,2+ 252,586

46,29· 6,3 + 7,77· 30 + 5,90· 39,1 291,627 + 233,1 +230,7

= 952,366 = 1,26 или 126%

755,417

В период с октября 2006 года по октябрь 2007 года инфляция составила 26% или цены на продукты питания в Астраханской области увеличились на 26%.

Скажем можно по данной формуле найти инфляцию за любой временной промежуток. Так, если рассматривать период с октября 2005 по октябрь 2006 года, то инфляция в Астраханской области составила:

Ур = е p1· q0

е p0· q0

Ур = 14157· 8,1 + 2375· 39,9 + 3540· 26 = 114671,7 + 94762,5+

12116· 8,1 + 1953· 39,9 + 2853· 26 98139 + 76362,3 +

92040 = 301474,2 = 1,21 или 121%

74178 248679,0

цены увеличились, и инфляция составила 21%.

2) дефлятор валового внутреннего  продукта; он позволяет оценить  уровень инфляции по всей совокупности  благ, производимых и потребляемых  в государстве, включая инвестиционные  товары, экспорт, импорт.

Дефлятор ВВП можно определить по формуле Пааше:

Ур = е p1· q1

е p0· q1

Размер же инфляции рассчитывается:

(Ур - 1) 100

В 2007 году инфляция за месяц (октябрь) в Астраханской области составила:

Ур = 1,25 или 125%, инфляция = 25%

 

Существует ещё и такой показатель как индекс покупательной способности денег, поскольку нужно объяснить такой факт, что когда растут цены на потребительские товары, то это в свою очередь приводит к обесцениванию денег, т.е. снижается их покупательная способность (имея на руках туже сумму денег, что и до инфляции мы можем купить гораздо меньше продуктов или каких-либо других товаров).

Упсд = 1/Ур

Ур = 125%

1: 1,25 = 0,8 (Упсд-1) 100 = (0,8 - 1) 100 = - 20%,

т.е. покупательная способность денег снизилась на 20%.

При изучении динамики уровня инфляции используют показатель - норма инфляции, выраженный в процентах:

N = In - In-1 · 100,

Где In-1

In и In-1 - индексы цен за  текущий и предыдущий периоды.

 

 

Заключение

Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.

Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. 1

Индексы цен могут быть полезны во многих сферах деловой жизни. Так при анализе эффективности инвестиционных проектов индексы цен необходимы для инфляционной коррекции денежных потоков и стоимости основных средств рассматриваемого предприятия, для выявления иллюзорной инфляционной составляющей в доходности и росте стоимости капитала. При этом прогнозируемые значения индексов цен могут служить в качестве одного из количественных показателей степени риска: чем выше будет темп инфляции, тем неустойчивее будет ценовая и общая деловая ситуация с рассматриваемым проектом.

Только на основе индексов цен возможна оперативная корректировка стоимости производственных фондов предприятий. От этого в условиях инфляции сильно может зависеть эффективность их функционирования. Например, от стоимости основных фондов зависит объем амортизационных затрат в издержках производства. Чем больше амортизационные затраты, тем меньше объем добавленной стоимости и прибыли, и, соответственно, меньше налоги предприятий с этих показателей. Отставание с переоценкой стоимости основных фондов ведет к увеличению по указанным причинам инфляционной составляющей в налогах.

В периоды инфляции для поддержания прежнего физического объема обратных фондов (запасов, материалов, топлива, нереализованной продукции и др.) требуется увеличение их номинальной стоимости. Важно, чтобы эта инфляционная компенсация не проходила по налогооблагаемой статье "чистые инвестиции". (Впрочем, даже без реальных налогов, затраты предприятий на увеличение оборотных средств из-за роста цен будут по сути неявным "инфляционным налогом")

 

 

Список литературы

Аллен Р. Экономические индексы. - М.: Статистика, 2001.

Амосов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. // Экономист, 2005, №1

Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М. - Финансы и статистика. - 2001

Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред.И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2003

Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: ИНФРА-М, 2003

Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. - М.: ИНФРА-М, 2003

Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен. - М.: Владос, 2003

Кильдишев Н.Н. Общая теория статистики, - М, - Статистика. - 2003

Ковалевский Г.В. Индексный метод в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2003

Общая теория статистики. Под редакцией Башиной О.А. и Спирина А.А. - М. - 2003

Ряузов Н.Н. Общая теория статистики, - М. - Финансы и статистика, - 2003

Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2003.

Статистика рынка товаров и услуг/ под Ред. д. э. н., профессора Белявского И.К. - М.: Финансы и статистика, 2003

Информация о работе Изучение индексов потребительских цен и инфляции