Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:08, реферат
В смешанной экономике общественный сектор призван участвовать в решении задач, которые условно делятся на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.
Доклад студентки 1 курса магистратуры Аджиевой Г. А.
На тему: «Изъяны рынка»
В смешанной экономике общественный сектор призван участвовать в решении задач, которые условно делятся на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.
Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников. При анализе конкретных ситуаций экономика общественного сектора стремится выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.
Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.
Когда речь идет о Парето-оптимизации,
экономика общественного
Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. В качестве синонимов этого термина используются словосочетания: «провалы рынка», «ошибки рынка», «неэффективности рынка». Общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка.
Характер государственного
вмешательства должен в каждом случае
точно соответствовать
Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.
Последствия монополизации
подробно изучаются в общем курсе
экономической теории. Поскольку
монополия ведет к
Сложнее дело обстоит в ситуации естественной монополии.
В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства.
Если предельные издержки
быстро снижаются с увеличением
масштабов производства, его концентрация
экономически эффективна. Если экономически
оптимальный уровень
Ограниченная конкуренция,
не обеспечивающая оптимального использования
ресурсов, имеет место не только,
когда рынок полностью Необходимо подчеркнуть значение конкретных масштабов рынка, или, иными словами, его емкости.
На практике контроль над ограниченным рынком обычно сохраняет тот поставщик услуг, который первым сумел в приемлемой степени удовлетворить весь предъявляемый спрос: компания, первой построившая водопровод, врач, успевший завоевать репутацию, и т.п. Чтобы завладеть рынком, предполагающим естественную монополию, как правило, требуются значительно большие затраты, чем чтобы удержать его.
Естественная монополия
чаще всего характерна для рынков
услуг, поскольку они не поддаются
транспортировке и в
Предоставление
В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсы, не неся издержек в размере их альтернативной стоимости, а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость каждого товара. Только в этом случае обеспечивается оптимальная аллокация ресурсов, цены соответствуют предельным полезностям, а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики. Альтернативная стоимость – это потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов использования данного ресурса (блага), которые были принципиально возможны, но остались не реализованными.
Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект. Пример. Предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живут ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Вместе с тем нередки позитивные проявления внешнего эффекта. Пример. Фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.
Примеры позволяют
понять, что предприятие, деятельность
которого порождает негативные внешние
эффекты, перекладывает часть издержек
на других, а те, кто создают позитивные
внешние эффекты, берут на себя часть
издержек по реализации чужих интересов.
В основе проявления эффектов всегда
лежит явное или скрытое
Там, где имеют место негативные внешние эффекты, возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов. Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством, поскольку для тех, кто обусловливает их своей деятельностью, результаты оказываются неадекватными затратам.
Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.
Вместо того чтобы гарантировать
взимание платы с проезжающих
для каждого, кто задумает построить
дорогу, государство может полностью
или частично взять на себя заботу
о развитии и эксплуатации дорожной
сети, тем более что во многих
случаях это позволяет
Государство не может оставаться индифферентным, сталкиваясь с существенными экстерналиями. Выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять различные варианты решения задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками.
Функционирование рынка
зависит от того, насколько участники
сделок владеют информацией о
потребительских свойствах
Информационные проблемы лежат в основе такого феномена, как неполнота рынков. Имеются в виду ситуации, когда потребности в отдельных видах услуг не могут быть удовлетворены, поскольку потенциальным производителям пришлось бы действовать в условиях чрезмерно высокой неопределенности. В ответ на запросы потенциальных потребителей не появляется адекватное предложение. Соответственно рыночный механизм оказывается неспособным реализовать потенциальные Парето-улучшения.
Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка.
Уместно отметить, что распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.
На идеальном рынке
совершенной конкуренции и
Однако рынки некоторых товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, то есть неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. В условиях информационной асимметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из соучастников. Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства.
Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других изъянов рынка, это оправдано, так как общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, насколько общественный сектор подконтролен рядовым избирателям и насколько успешно он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно иметь в виду, определяя рациональные формы и методы функционирования общественного сектора.
В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собственной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Естественная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порождать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информированность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу продукции.
Однако именно в зонах
провалов рынка последнее условие
не выполняется. В то же время изъяны
рынка возникают главным
Некоммерческими организациями
чаще всего бывают учебные заведения,
больницы, научно-исследовательские
центры фундаментального профиля, симфонические
оркестры, музеи, а также религиозные
организации, благотворительные фонды
и др. Такие организации, будучи субъектами
рыночной экономики, заботятся о
собственных доходах, но их экономические
интересы подчинены стремлению реализовать
свои конкретные миссии. Чтобы добиться
этого, экономические интересы некоммерческих
организаций сознательно
Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли – отличительные черты некоммерческих организаций.
В результате некоммерческие
организации менее чем
Для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые миссии, характерно пользование налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам. |