Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:44, реферат
Законодательство РФ предусматривает ответственность лиц, завладевших чужим имуществом путем мошенничества. Однако существующие нормы в Гражданском и Уголовном кодексах РФ вряд ли удовлетворят пользователей электронных систем платежей. Для обеспечения того, чтобы сообщения в банк не передавались неуполномоченными лицами, в договорах на расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы электронных платежей необходимо устанавливать процедуры безопасности, обычно включающие использование электронной цифровой подписи и системы шифрования. Такая возможность предусмотрена п.3 ст.847 ГК РФ, в соответствии с которой договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
В статье под названием "Правовые аспекты организации электронных платежей", опубликованной в N 4 журнала "Российская юстиция" за этот год, к сожалению, не был освещен такой важный и существенный вопрос - как должно быть подписано платежное поручение, переданное в электронной форме.
Этот аспект заслуживает специального рассмотрения.
Электронный документооборот, несмотря
на свою прогрессивность, в силу ряда
технических причин создает дополнительные
возможности для нарушения
Для наглядности рассмотрим следующую
ситуацию. Некий мошенник, выдающий
себя за должностное лицо компании
"N", направляет банку последней
посредством средств
Законодательство РФ предусматривает ответственность лиц, завладевших чужим имуществом путем мошенничества. Однако существующие нормы в Гражданском и Уголовном кодексах РФ вряд ли удовлетворят пользователей электронных систем платежей. Для обеспечения того, чтобы сообщения в банк не передавались неуполномоченными лицами, в договорах на расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы электронных платежей необходимо устанавливать процедуры безопасности, обычно включающие использование электронной цифровой подписи и системы шифрования. Такая возможность предусмотрена п.3 ст.847 ГК РФ, в соответствии с которой договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Документ, исходящий от организации, должен отвечать определенным требованиям, в том числе иметь соответствующие реквизиты и быть подписан компетентным должностным лицом. Что касается подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, то при их отсутствии ни один расчетно-кассовый документ не может считаться оформленным надлежащим образом. Однако если документ изготовлен в электронной форме, он не может быть подписан обычным способом (физическая подпись). Практика выработала иную систему подписи - электронную цифровую подпись (ЭЦП). В соответствии с п.2 ст.160 ГК РФ использование при совершении сделок ЭЦП допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ЭЦП представляет собой набор байтов, который является результатом работы программы генерации цифровой подписи ЭЦП. ЭЦП является аналогом физической подписи и обладает двумя основными свойствами: воспроизводима только одним лицом, а подлинность ее может быть удостоверена многими; она неразрывно связана с конкретным документом и только с ним. ЭЦП предназначена для обеспечения подлинности, целостности и авторства документов, обрабатываемых с помощью вычислительной техники. ЭЦП жестко увязывает в одно целое содержание документа и секретный ключ подписывающего и делает невозможным изменение документа без нарушения подлинности этой подписи.
Суть процедуры использования ЭЦП состоит в том, что каждый пользователь программного обеспечения имеет возможность изготовить пару индивидуальных ключей: секретного - для формирования цифрового аналога подписи под документом и парного с ним, открытого - для проверки достоверности цифровых подписей, вычисленных с помощью данного секретного ключа. С помощью открытого ключа пользователя можно гарантированно подтверждать подлинность и авторство электронных документов, что именно данная последовательность бит была передана и подписана обладателем секретного ключа, соответствующего открытому ключу проверки.
Секретный ключ для электронной цифровой подписи может храниться в виде файла на дискете или на специальном устройстве - "таблетке" (Touch-Memory). Их называют носителями секретного ключа.
Для обеспечения целостности и достоверности сообщений, циркулирующих в системе Центрального банка Российской Федерации, приказом ЦБ РФ от 21 сентября 1993 г. N 02-159 был введен в действие стандарт Центрального банка Российской Федерации "Подпись цифровая электронная".
Для обеспечения безопасности электронных
платежей наряду с использованием ЭЦП
может дополнительно
Поскольку применение ЭЦП в современном деловом обороте Российской Федерации стало реальностью, закономерно поставить вопрос о доказательственной силе заверенных ЭЦП документов. В связи с использованием таких документов на практике могут возникать споры, в процессе рассмотрения которых такие документы будут представляться сторонами в качестве доказательств по делу. Сейчас можно достаточно уверенно признать за документами в электронной форме, подписанными с помощью ЭЦП, доказательственную силу.
Следует отметить, что этот вопрос был положительно решен в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике". В договоре между сторонами об использовании во взаимоотношениях между ними документов в электронной форме должна быть предусмотрена процедура согласования возможных разногласий. Если же между сторонами возник спор о наличии договора и других документов, подписанных цифровой (электронной) подписью, арбитражному суду предлагается запросить у сторон выписку из договора, в котором указана процедура порядка согласования разногласий, на какой стороне лежит бремя доказывания тех или иных фактов и достоверности подписи. С учетом этой процедуры арбитражный суд должен проверить достоверность представленных сторонами доказательств, а при необходимости вправе назначить экспертизу по спорному вопросу, используя при этом предусмотренную договором процедуру. В случае отсутствия в таком договоре процедуры согласования разногласий и порядка доказывания подлинности договора и других документов, а одна из сторон оспаривает наличие подписанного договора и других документов, арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательств документы, подписанные цифровой (электронной) подписью. Еще до появления указанного выше разъяснения в практике были случаи признания в качестве доказательств документов в электронной форме, подписанных с помощью ЭЦП.
Первым в России использовал
электронную подпись
Аналогично расценили итоги судебного разбирательства и некоторые другие заинтересованные лица. В конце 1993 года к договору о коллективном использовании системы цифровой (электронной) подписи в рамках МФД присоединились первые 10 банков Москвы, столько же банков начали работу на базе Южнороссийского межбанковского финансового дома. Таким образом, еще до введения в действие части первой ГК РФ практика решительно высказалась за правомерность использования ЭЦП. Опасения относительно законности применения ЭЦП окончательно исчезли после вступления в силу нового Гражданского кодекса Российской Федерации, в ст.160 которого одинаковая юридическая сила признается как за сделками, имеющими физические подписи сторон, так и заключенными с использованием ЭЦП.
На наш взгляд, указанные выше нормативные акты явно недостаточны для надлежащего правового регулирования электронных расчетов в Российской Федерации. Этот вопрос должен быть урегулирован либо в законе, либо в соответствующей инструкции ЦБ РФ. Второй вариант нам представляется наиболее приемлемым, так как позволяет оперативно реагировать на изменения и прогресс в сфере электронных расчетов и вносить соответствующие корректировки в текст документа. Тем более, что в соответствии с Законом РФ "О Центральном банке России" одной из функций Центрального банка РФ является установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов в Российской Федерации. Отсутствие нормативной базы, регулирующей сферу электронных расчетов, является серьезным недостатком банковского законодательства РФ, который необходимо исправить в самое ближайшее время.