Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:42, реферат
Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п
Введение.................................................................................................3.
1.Понятие и виды издержек производства............................................4
2. Прибыль: сущность и ее формирование..........................................13
3. Прибыль как экономическая категория...........................................17
4. Эффективность использования факторов производства.................21
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы...................................................26
По К. Марксу, прибыль — это превращенная форма прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость т — это функция переменного капитала f(v), который авансируется на рабочую силу, т. е. v : т = f{v). Прибыль Р — это функция авансированного капитала:
Р = f(c + v),
где с — капитал, авансированный на покупку средств производства.
Многие западные экономисты при объяснении прибыли используют теорию трех факторов производства Ж. Б. Сея, в соответствии с которой участие в создании стоимости принимают труд, земля и капитал. Например, прибыль они рассматривают как доход от использования средств производства (капитала) и как плату за труд предпринимателя по управлению и организации производства и, следовательно, доход на капитал отличают от предпринимательского дохода.
Критикуя теорию факторов производства, К. Маркс обосновал положение, что новую, увеличенную стоимость создает живой труд. Однако при этом он показал, что производительность труда зависит от технологической оснащенности труда, плодородия, размещения земельных угодий и т. п. Вместе с оснащенностью труда и плодородием земли растет качество труда, следовательно, за единицу времени создается большая стоимость. Так капитал и земля способствуют созданию большей стоимости.
Величина прибыли, по Марксу, зависит от средней общественной нормы прибыли. Это означает, что до определенного предела прибыль можно рассматривать как функцию капитала, поскольку фактором роста массы прибыли является размер капитала.
где М — масса прибыли; р — нормаприбыли; Ка. — размер авансированного капитала.
Что касается прибыльности, доходности предприятия, следует различать, во-первых, прибыльность всего предприятия как получение дохода на весь авансированный капитал (процентное отношение прибыли к авансированному капиталу), во-вторых, прибыльность изделий конкретной партии, т.е. получение дохода на издержки производства (себестоимость) для изготовления этого количества продукции (процентное отношение прибыли к себестоимости).
Общая прибыльность предприятия определяет норму прибыли как процентное отношение прибыли к авансированному капиталу. Если прибыль Р — это разница между ценой и себестоимостью, — авансированный капитал, то формула нормы прибыли будет такой:
Поскольку в бывшем СССР не существовало рыночных отношений, то соответствующим было и отношение к прибыли. Считалось, что ее можно достичь корректированием цен и тарифов. Поскольку цена фактически рассматривалась как административный норматив, то прибыль была продуктом нормирования. До начала 60-х годов господствовало мнение, что в цену достаточно заложить рентабельность как отношение прибыли к себестоимости на уровне 4 — 5 процентов. В соответствии с этим осуществлялось ценообразование на практике. В 60-е годы в централизованную цену начали закладывать рентабельность до 15 процентов.
В условиях современной мировой рыночной экономики прибыль и норма прибыли являются главными ориентирами и одновременно показателем состояния производства, критерием его эффективности. Норма прибыли показывает эффективность использования всего капитала, степень его возрастания.В таком случае прибыль выступает не только как излишек над издержками, но и как прирост авансированной стоимости, т.е. отражает процесс создания новой стоимости.
Прибыль — это результат действия многих факторов сферы производства, распределения и обращения. В условиях свободной конкуренции при неизменной норме прибавочной стоимости норма прибыли может снижаться или повышаться в зависимости от строения, скорости его оборота и экономии на постоянном капитале. Однако необходимо обратить внимание на некоторые новые аспекты факторов, влияющих на величину прибыли.Предпринимательскую деятельность следует рассматривать как фактор роста нормы прибыли. По определению И. Шумпетера, предприниматели — это новаторы, которые разрабатывают новые технологии. Именно благодаря их вкладу в организацию производства увеличивается прибыль. В современных условиях ежегодная норма прибыли промышленных корпораций в США составляет 11 — 13 процентов, в Западной Европе 8—10 процентов. При этом прибыль растет за счет увеличения не ее нормы, а развития, расширения масштабов производства.
Поскольку прибыль является практически разницей между общей выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью, абсолютная величина прибыли прямо пропорциональна количеству изготовленной и реализованной продукции и обратно пропорциональна ее полной себестоимости.Рост прибыли обеспечивается прежде всего посредством снижения себестоимости продукции. На себестоимость продукции влияют производительность труда, экономия материалов и сырья, уровень накладных (постоянных) затрат. Себестоимость зависит также от объема реализованной продукции. Именно здесь выявляются результаты маркетинговой деятельности предприятия.Западные ученые-экономисты, исходя из концепции предельных издержек, изучают возможности получения максимальной прибыли с наименьшими издержками в условиях совершенной конкуренции, монополии, олигополии и т. п. Так, в условиях совершенной конкуренции максимальный уровень прибыли достигается при производстве такого количества продукта, которое обеспечивает одинаковый предельный доход и предельные издержки.
В экономике России существуют специфические факторы, влияющие на уровень прибыли. Прежде всего, это высокая степень монополизма: около 96 процентов средств производства в промышленности на начало 90-х годов принадлежали государству. Разгосударствление и приватизация, основанные на экономической целесообразности, формирование рыночной среды и соответствующее антимонопольное законодательство должны преодолеть обусловленные этим негативные явления. Фактором повышения нормы прибыли все больше должна выступать производительность труда.
4. Эффективность использования факторов производства
В широком понимании эффективность производства является соотношением результатов производства и затрат.
Наиболее обобщающим оценочным показателем работы предприятия, характеризующим уровень хозяйствования, использования живого и овеществленного труда, является прибыль. Она растет или уменьшается в зависимости от эффективности производства. Конкуренция побуждает предпринимателей к совершенствованию производства и коммерческой деятельности. Таким образом, их субъективные намерения совпадают с объективной потребностью общества. Если предприниматель не может удовлетворить эту потребность, он освобождает место счастливому конкуренту.Эффективность использования отдельных факторов производства определяют такие показатели, как производительность труда, фондоотдача и материалоемкость продукции. Производительность труда показывает эффективность использования рабочей силы. На уровне отрасли или отдельного предприятия производительность труда определяется как количество произведенной продукции на одного работника за единицу времени. На макроуровне более адекватно отражает производительность труда категория "валовой национальный продукт". При этом в число работающих включают также занятых в нематериальном производстве.Эффективность использования средств труда характеризует фондоотдача — выпуск продукции на 1 грн. использованных основных производственных фондов. С 60-х годов в экономике России обнаружилась тенденция к снижению фондоотдачи. Главная причина этого — старение производственных фондов, а также их нерациональная структура. В условиях современного общего экономического кризиса эта тенденция не изменилась.
Затраты топлива, сырья, энергии, материалов, т. е. предметов труда, на 1 грн. продукта выражаются показателем материалоемкости продукции. Он показывает реальную величину затрат предметов труда. Если предприятие смогло приобрести производственные элементы по ценам, более низким, чем рыночные, то это для предприятия будет экономией средств, а не самих элементов и не скажется на масштабах производства. Различное соотношение количественных значений рассмотренных показателей отражает возможные варианты динамики эффективности производства. С точки зрения предприятия нет необходимости наперед определять показатель эффективности производства. Форма показателя эффективности зависит от конкретных задач предприятия. Если оно работает стабильно и имеет устойчивые позиции на рынке, показателем эффективности является снижение затрат на единицу продукции; если начинает свою деятельность — увеличение продажи продукции. Форма показателя эффективности для работника вытекает из того, какую работу он выполняет в фирме.
Например, в США показатель производительности труда используется как один из аналитических инструментов на уровне отдельной фирмы. При решении глобальных экономических проблем главное внимание уделяют совершенствованию не расчетных показателей, а рынка.
Заключение
В курсовой работе рассмотрены вопросы, касающихся важнейших категорий экономики - прибыли и издержек.
Итак, прибыль является важнейшим финансовым показателем, характеризующим абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия, и составляет основу экономического развития предприятия.
Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от вне реализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.
Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Следовательно, на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; повышение эффективности производства; расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
По итогам этой работы можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Рассмотренные в работе вопросы и проблемы издержек позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы к лучшему. Конечно перечисленные аспекты не панацея от всех бед, но ту роль какую они играют в процессе производства они должны выполнять правильно, тем самым, разгружая остальные этапы производства. Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии.
Издержки производства имеют большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается из финансового результата от реализации продукции и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.
И в заключении следует добавить, что в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Список использованной литературы
1. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. \\ Жур. «Российский экономический журнал», №3, 1993, с.119-130.
2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для студентов. – М.: Юристъ, 2002.
3. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. - М., 2001.
4. Канаева В.Д. Экономическая теория. Учебник М. ГИЦ ВЛАДОС 2005
5. Радаев В.В. Политическая экономия. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
6. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.
7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М., 1996.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Эффективность использования факторов производства