Экономическая безопасность и экономический рост России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:29, реферат

Описание работы

Богатство страны создается производительным трудом ее граждан. Секрет «экономического чуда» многих стран, добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост и вполне очевиден. Для всех этих стран характерны высокие и устойчивые в течение длительного периода темпы развития национальной экономики, что обеспечивало занятость трудоспособного населения, рост доходов и потребления каждого работающего.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
1. Экономическая безопасность России
1.1. Общее понятие экономической безопасности…………………........5
1.2. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации….....9
1.3. Необходимые меры для повышения экономической безопасности России………………………………………………………………….......13
2. Экономический рост России
2.1. Общее понятие экономического роста…………………………….18
2.2. Проблемы экономического роста в России………………………20
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

 

3. Возрастание  неравномерности социально-экономического  развития регионов.

 

 Важнейшими  факторами этой угрозы являются:

 

    • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
    • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
    • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

 

4. Криминализация  общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими  факторами, как: 

 

    • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
    • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
    • ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

 

 Основными  причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз, являются неустойчивость  финансового положения предприятий,  неблагоприятный инвестиционный  климат, сохранение инфляционных  процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией  в экономике. 

 

 Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

 

 

 

1.3. Необходимые меры для повышения экономической безопасности России

 

Разница в размерах прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая  и России свидетельствует о разнице  отношения иностранцев к России и Китаю. Конфронтация Китая и  США не мешает последним вкладывать в десятки раз большие суммы  в экономику Китая. Стали бы вы развивать экономику будущего конкурента и военного противника? Нет. Это означает, что Россию Запад воспринимает иначе, чем Китай, хотя по прозрачности экономики  Китай идёт следом за Россией. Об этом свидетельствует и инвестиционная деятельность (точнее отсутствие таковой) крупнейших ТНК в России. Главной  их задачей является захват той или  иной доли российского рынка для  расширения сбыта собственной продукции. Совокупность фактических и объявленных  инвестиций крупнейших ТНК в российскую экономику составляет к общему объёму загранактивов чуть более 1%. Это означает, что никаких крупных инвестиций крупнейшие инвесторы в Россию не вложили, и вкладывать не собираются (конечно если не будет совсем дармовых предложений, но для дешёвых приобретений больших денег и не требуется). Это означает, что Россию рассматривают как очень сильного потенциального соперника, в развитие экономики которого лучше не вкладываться – себе дороже будет. Так что большие инвестиции, которые вот-вот хлынут из-за рубежа широким потоком вслед за открытием и либерализацией рынка – это миф, от которого надо быстрее избавиться. Страны «семёрки» вкладываться в экономику России не будут (разве что купят по дешёвке «Газпром» да самые экономически выгодные генерирующие электростанции, либо что-то ещё). Ну что ж, в принципе не мы первые, немы последние. Ведь происходит активное растаскивание электроэнергетики и газовой промышленности в Восточной Европе и в странах Балтии по бросовым ценам, до нас просто пока не добрались.

 

В России на сегодняшний день практически нулевая капитализация. Государство за годы реформ несколько раз «опускало» своих сограждан и собственную промышленность на деньги. В результате компания РАО «ЕЭС», стоившая на момент своего образования 425 млрд. долларов, во время обвала Гайдаром рубля – 102 млрд., сейчас стоит 4 – 6 млрд. долларов. «ЛУКойл» стоит 10 – 12 млрд. долларов, тогда как схожая по размеру активов компания «Шеврон» – 70 – 80 млрд. долларов. «Газпром», стоимость которого должна колебаться от 150 до 300 млрд. долларов стоит 8 млрд. И так со всеми российскими компаниями, точнее со всеми компаниями стран – участниц варшавского договора. Противник НАТО погиб в конце 80-х, теперь идёт активное поедание павшего.

 

Надо  честно признать, что экономический  курс был навязан извне. Ведь как  показала практика, практически у  всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью  МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться  до уровня «большой семёрки» не удалось. Более того, внешняя задолженность  таких стран как Мексика, Аргентина  и Бразилия сегодня сопоставима  с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счёт экспорта.

 

Значит, можно надеяться только на собственные  силы. А скрытые резервы имеются, ведь по разным оценкам из страны утекло за последние годы только в денежной форме от 150 до 350 млрд. долларов.

 

Государство должно взять управление развитием  экономики на себя, ведь США при  проповедовании либерализации в  других странах  у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным  тарифам, защите собственного рынка, поддержке  производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство  своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент.

 

Ни в  коем случае нельзя сейчас вступать в  ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу  таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний. 

 

Важной  задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и  странами СНГ, необходимо вернуть рынки  сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА.

 

Необходимы  жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.

 

Фондовый  рынок, в своей сегодняшней форме  сильно зависит от спекулятивной  игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения.

 

В ближайшее  время ожидается спад мировой  экономики, поэтому необходимо развивать  внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

 

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как  это происходит сейчас. А увольнять  тех менеджеров, которые это советуют.

 

Необходимо  провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий  с тем, чтобы приватизированные  с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а  по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать  все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены  в том, что это их собственность  и государство больше не предъявит  претензий за старые правонарушения.

 

Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.

 

Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. Причём делать это умнее, чем созданная  льгота для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с  квартальным оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками, вследствие невозмещения государством НДС.

 

Пересмотреть  план рестуктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.

 

Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы  бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.

 

Построение  государственной политики в области  взаимодействия с национальными  ТНК, путём приобретения в них  блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.  

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ


 

2.1 Общее понятие экономического роста

 

Категория экономического роста является важнейшей  характеристикой общественного  производства при любых хозяйственных  системах.

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного  продукта за определенный период времени.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени  облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным  удовлетворение более широкого круга  потребностей человека.

 

В самом  общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение  результатов производства и его  факторов (их производительности).

 

Свое  выражение экономический рост находит  в увеличении потенциального и реального  валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической  мощи нации, страны, региона.

 

Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП  или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический  рост, является годовой темп роста  ВНП в процентах.

 

Проблемы  экономического роста занимают в  настоящее время центральное  место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

 

В связи  с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический  рост, хотя это лишь один из критериев  экономического развития.

 

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит  в увеличении реального ВВП, как  в абсолютном объеме, так и на душу населения.

 

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный  экономический рост не всегда говорит  о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической  деградации.

 

Тем не менее, при всех недостатках экономический  рост остается наиболее употребляемым  критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост).

 

Первый  способ более надежен (так как  позволяет исключить воздействие  инфляции), но не универсален (при расчете  темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для  производства разных изделий).

 

Второй  способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца “очистить” его от инфляции.

 

Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста  производства наиболее важных для экономики  товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

 

 

2.2. Проблемы экономического роста в России

 

Из-за кризиса, 2009 года от которого наша экономика  до сих пор не совсем оправилась, экономический рост по прогнозам  специалистов может начаться только в 2012 г.

 

Рост  ВВП в 2011 году составил 4,2%, уже в  следующем, 2012 году, он снизится до 3,5%. Снижение связано с тем, что эффект восстановительного роста к этому  времени будет исчерпан. По прогнозам, уже к концу 2011 года Россия выйдет на докризисные показатели. В дальнейшем предполагается выйти на «траекторию  роста» в пределах 4,2-4,6% в год. Но для того чтобы войти в пятерку  лидеров по росту ВВП (см. 1 главу) т.е. хотя бы чтобы дорасти до нынешнего  уровня Франции, ВВП России должен увеличиться  на 73%, то есть расти в среднем  на 7,3% ежегодно.

 

Но по оценкам экспертов такие темпы  для России недостижимы. Аналитики  считают, что устойчивый рост, который  с учетом структурных сдвигов, повышения  эффективности российская экономика  может достичь- это от 5% до 6%, но не 7-8%. Да и этого Россия сможет добиться не раньше 2015 года при условии, что не случится еще какого-нибудь кризиса.

 

Устойчиво развиваться такими темпами Россия могла в 2000-е годы, когда из примерно 7-7,2% роста почти треть приходилась  на фактор, связанный с большими неиспользуемыми мощностями и, главным  образом, притоком сырьевых доходов. Сейчас, даже в условиях быстро растущих цен, таких легких темпов роста мы уже не получим, уверен замминистра.

 

С отрицательной  стороной кризиса все более менее ясно, об этом пишут много, а вот как России извлечь из него выгоду, как трансформировать кризис в экономический рост, почему-то дискутируют меньше. Теперь уже поздно говорить, что благоприятное время упущено, необходимо оперативно реагировать на происходящее.

 

Если  посмотреть на Россию беспристрастным  взглядом, то хорошо видны те пласты потенциальных возможностей, которые  таятся в ней. Основной фактор экономического роста - региональный. Необходимо поднимать  малый бизнес на местах. Не важно, как  это будет называться, необходимо выделить деньги, пока они еще есть, и создать консалтинговые службы для того, чтобы помочь потенциальным  предпринимателям из глубинки составить  бизнес-планы и начать реализовывать  свой предпринимательский талант, тогда  и экономический рост не заставит себя долго ждать. Можно в рамках этой же программы, начинать активно  возрождать сельское хозяйство. В Европе сельское хозяйство, по большей части  убыточно, но правительства тратят огромные дотационные средства на поддержку  и стимулирование сельскохозяйственного  сектора экономики. Там понимают, что сельское хозяйство один из основных факторов экономического роста, на котором  стоит фундамент государственности. В России сельскохозяйственный вопрос хронический. Со времен Столыпина им никто всерьез не занимался. Времена  Советского Союза не в счет, потому что колхозы и хрущевская кукуруза это скорее геноцид сельского  труженика, нежели реформа. Вопрос тяжелый  еще и потому, что в течении столетия подрывался генофонд сельскохозяйственного предпринимателя. Тем важнее привлекать, оберегать и всячески стимулировать сельское хозяйство вообще, и попытки предпринимательской деятельности в нем, в частности.

Информация о работе Экономическая безопасность и экономический рост России