Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:59, реферат
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью усиления позиций российской экономики в современном мире, особенно в период экономического кризиса, а так же, проведения более активной экономической политики.
Введение_________________________________________________3-4
Глава 1. Экономическая политика государства и экономическая
безопасность______________________________________________5-11
1.1 Понятие, структура и элементы концепции экономической
безопасности государства____________________________________5-8
1.2 Нормативно-правовая основа экономической
безопасности РФ__________________________________________8-11
Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики___________12-20
2.1 Современное состояние экономической безопасности России___12-15
2.2 Основные направления повышения экономической
безопасности страны_______________________________________16-20
Заключение_______________________________________________21
Список использованной литературы__________________________22-23
2.1 Современное состояние экономической безопасности России
Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. К этим угрозам можно отнести необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов; сложности с идентификацией положения системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и как следствие, невозможность принятия оптимальных управленческих решений. Также на территории ряда субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом угроз, присущим эпохи глобализации.
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях:
- долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП;
- повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
- рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.
Практический опыт разных стран, в том числе России, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что стране ничего не угрожает или, что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов.
Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.
Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%.
Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.
Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.
В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер.
Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.
В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрым развитием возможностей информационной техники и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп населения, интересами и потребностями клиентов и поставщиков.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
2.2 Основные направления повышения экономической безопасности страны
Основные задачи и меры в области обеспечения национальной безопасности
В Концепции национальной
безопасности Российской
1. Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.
2. Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению угроз.
3. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.
4. Подъем экономики страны, проведение независимого социально- ориентированного экономического курса.
5. Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.
6. Обеспечение на территории Российской Федерации личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод.
7. Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление порядка и сохранение социально-политической стабильности общества. 2
8. Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.
9. Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего с ведущими странами мира.
10. Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства.
11. Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
12. Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против Российской Федерации.
Основные задачи и меры во внутриэкономической деятельности государства.
1.Правовое обеспечение
реформ и создание
2.Усиление государственного регулирования в экономике.
3.Принятие необходимых
мер по преодоление
4.Переход к экономическому
росту при снижении
5.Повышение
6.Устранение деформаций
в структуре экономики с
7.Поддержка отраслей, составляющих
основу расширенного
8.Усиление государственной.
поддержки инвестиционной и
9. Укрепление банковской системы.
10.Обеспечение доступа
предприятий к долгосрочным
11.Опережающее развитие
конкурентоспособных отраслей, расширение
рынка наукоемких технологий. В
этих целях должны быть
12.Концентрация финансовых
и материальных ресурсов на
приоритетных направлениях
Основные меры для достижения поставленных целей, формулируются следующим образом. 3
1.Важнейшей мерой является
поддержка ведущих научных
2. Привлечение частного
капитала, в том числе, путем создания
фондов и использование
3.Создание и поддержка
государственной
4. Развитие общедоступной
сети научно-технической
5. Поддержание жизнедеятельности
и экономического развития
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла и в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая безопасность России — это наиболее важная подсистема национальной безопасности государства, представляющая собой состояние защищенности экономической системы страны, при котором обеспечивается ее устойчивое существование, развитие и гарантированная защита экономических интересов многонационального народа Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.