Экономическая безопасность в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:59, реферат

Описание работы

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью усиления позиций российской экономики в современном мире, особенно в период экономического кризиса, а так же, проведения более активной экономической политики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3-4
Глава 1. Экономическая политика государства и экономическая
безопасность______________________________________________5-11
1.1 Понятие, структура и элементы концепции экономической
безопасности государства____________________________________5-8
1.2 Нормативно-правовая основа экономической
безопасности РФ__________________________________________8-11
Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики___________12-20
2.1 Современное состояние экономической безопасности России___12-15
2.2 Основные направления повышения экономической
безопасности страны_______________________________________16-20
Заключение_______________________________________________21
Список использованной литературы__________________________22-23

Файлы: 1 файл

реферат эк без.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

2.1 Современное состояние экономической безопасности России

Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. К этим угрозам можно отнести необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов; сложности с идентификацией положения системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и как следствие, невозможность принятия оптимальных управленческих решений. Также на территории ряда субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом угроз, присущим эпохи глобализации.

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях:

- долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП;

- повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;

- рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.

Практический опыт разных стран, в том числе России, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что стране ничего не угрожает или, что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрым развитием возможностей информационной техники и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп населения, интересами и потребностями клиентов и поставщиков.

Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

2.2 Основные направления повышения экономической безопасности страны

Основные задачи и меры в области обеспечения национальной безопасности

 В Концепции национальной  безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента  Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300. (в редакции Указа президента  Российской Федерации от 10 января  2000 N 24), в разделе IV Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации определяются следующие основные задачи:

1. Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.

2. Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению угроз.

3. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.

4. Подъем экономики страны, проведение независимого социально- ориентированного экономического курса.

5. Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.

6. Обеспечение на территории Российской Федерации личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод.

7. Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление порядка и сохранение социально-политической стабильности общества. 2

 

 

8. Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

9. Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего с ведущими странами мира.

10. Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства.

11. Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

12. Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против Российской Федерации.

Основные задачи и меры во внутриэкономической деятельности государства.

1.Правовое обеспечение  реформ и создание эффективного  механизма контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации.

2.Усиление государственного  регулирования в экономике.

3.Принятие необходимых  мер по преодоление последствий  экономического кризиса, сохранению  и развитию научно-технического, технологического и производственного  потенциала.

4.Переход к экономическому  росту при снижении вероятности  техногенных катастроф.

5.Повышение конкурентоспособности  отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния народа.

6.Устранение деформаций  в структуре экономики с обеспечением  опережающего роста производства  наукоемкой продукции.

7.Поддержка отраслей, составляющих  основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.

8.Усиление государственной. поддержки инвестиционной и инновационной  активности.

9. Укрепление банковской  системы.

10.Обеспечение доступа  предприятий к долгосрочным кредитам, создание реальных целевых программ  структурной перестройки промышленности.

11.Опережающее развитие  конкурентоспособных отраслей, расширение  рынка наукоемких технологий. В  этих целях должны быть приняты  меры, стимулирующие передачу новых  военных технологий в гражданское  производство, введен механизм выявления  и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке.

12.Концентрация финансовых  и материальных ресурсов на  приоритетных направлениях науки  и техники.

Основные меры для достижения поставленных целей, формулируются следующим образом. 3

 

1.Важнейшей мерой является  поддержка ведущих научных школ, ускорение формирования научно-технического  задела и национальной технологической  базы,

2. Привлечение частного  капитала, в том числе, путем создания  фондов и использование грантов, реализацию программ развития  территорий, обладающих высоким  научно-техническим потенциалом,

3.Создание и поддержка  государственной инфраструктуры, обеспечивающей  коммерциализацию научно-исследовательских  разработок с одновременной защитой  интеллектуальной собственности  внутри страны и за рубежом,

4. Развитие общедоступной  сети научно-технической информации.

5. Поддержание жизнедеятельности  и экономического развития кризисных  районов Севера.

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла и в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая безопасность России — это наиболее важная подсистема национальной безопасности государства, представляющая собой состояние защищенности экономической системы страны, при котором обеспечивается ее устойчивое существование, развитие и гарантированная защита экономических интересов многонационального народа Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.

Информация о работе Экономическая безопасность в 21 веке