Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:12, контрольная работа
За последнее десятилетие Россия достаточно глубоко интегрировалась в мировую хозяйственную систему. Это привело к качественному усилению зависимости России от внешнего рынка. Доля доходов от внешней торговли в федеральном бюджете составляла в последние годы более трети от всех налоговых поступлений, а более 40% розничного товарооборота формировалось за счет импорта.
За
последнее десятилетие Россия достаточно
глубоко интегрировалась в
В этих условиях проблема экономической безопасности приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики российского государства. Поэтому разрешение экономических проблем возможно только путем создания и надлежащего функционирования правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения в области экономических отношений, соответствующие требованиям экономической безопасности.
Экономическая безопасность - это состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от угроз, внутреннего и внешнего характера, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями) и надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.
Функционирование
механизма обеспечения
Наиболее
вероятные угрозы экономической
безопасности Российской Федерации, на
локализацию которых должна быть
направлена деятельность федеральных
органов государственной
Динамика развития общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ с точки зрения экономической безопасности может носить как позитивный, так и негативный характер. Направленность этих отношений позволяют оценить определенные качественные критерии и параметры (пороговые значения).
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономических отношений с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
В приложении №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», одобренному Указом Президента Российской Федерации от 29апреля 1996г. №608, приводится перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. В соответствии с ним критериями экономической безопасности Российской Федерации являются:
-
способность экономики
-
зависимость экономики от
-
уровень внешнего и
-
обеспеченность экономики
-
уровень бедности, имущественной
дифференциации населения и
-
устойчивость финансовой
- рациональная структура внешней торговли;
-
доступность для населения
-
поддержание научного
-
сохранение единого
-
обеспечение необходимого
Обеспечить
непрерывное информационно-
Система мониторинга экономической безопасности создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система (АИС-Мониторинг) предназначенная для формирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности.
Основными задачами системы мониторинга являются:
-
сбор, обработка и накопление
статистической и другой
-
комплексная оценка
- ситуационный факторный анализ состояния экономики в разрезе отдельных индикаторов для своевременного выявления изменений состояния экономики и причин этих изменений, статистического изучения закономерностей и особенностей развития (появления) возможных угроз экономической безопасности;
- разработка краткосрочных прогнозов развития ситуации, отражаемой отдельными индикаторами экономической безопасности;
-
выработка рекомендаций по
Основным функциональным звеном АИС-Мониторинга, ответственным за ведение мониторинга экономической безопасности России в целом, является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (бывшее Российское статистическое агентство).
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) осуществляет регулярный сбор и накопление информации, ведение и актуализацию информационной базы системы мониторинга в целом по России и в территориальном разрезе, обеспечивает защиту и конфиденциальность информации, координацию функционирования системы мониторинга в целом.
Таким образом, система государственной экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по выходу страны из зоны опасности, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В целях определения, систематизации и группировки конкретных направлений обеспечения государственной экономической безопасности её целесообразно подразделить на составные части (элементы). Основными элементами, или видами, государственной экономической безопасности являются: продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, безопасность в производственной сфере, безопасность в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли. При этом в современных условиях повышенных рисков возникновения финансовых кризисов одним из важнейших элементов экономической безопасности страны является ее финансовая безопасность.
Финансовая безопасность России является основным условием ее способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности России можно определить как состояние ее экономики, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.
Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований.
Все
перечисленное также можно
Значимость валютного контроля для экономической безопасности страны подчеркивается, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации: «Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала» Концепция утверждена Указом Президента РФ от 17 августа 1997 г № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N° 24) (СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909).
Нельзя не отметить наличие значительных пробелов как в сфере нормативно – правового регулирования валютных отношений, так и в целом в системе валютного регулирования и валютного контроля. Препятствия развитию экономики страны можно классифицировать следующим образом:
-
правовой нигилизм всех сторон,
участвующих в валютных
-
несовершенство действующего
- коррупция сотрудников органов и агентов валютного контроля;
- вывоз капитала.
Для
обеспечения экономической
Таким
образом, рассмотренный правовой механизм
обеспечения экономической