Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:44, реферат
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
Экономическая безопасность |
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности. Раньше считалось,
что экономическая безопасность
— прерогатива органов развитие системы
рыночных отношений при государственном
контроле, противодействие проявлениям
монополизма; структурная перестройка экономики на основе целевой поддержки передовых, наукоемких, конкурентоспособных и жизненно важных для экономического прогресса отраслей и предприятий; защита российского производства от иностранной экономической “интервенции”, активная поддержка национального российского предпринимательства с приоритетом обрабатывающих отраслей и предприятий; конверсия военно-промышленного комплекса до уровня обеспечения стратегической оборонной достаточности при сохранении его кадровых, технологических и организационных возможностей и их нарастающем использовании для модернизации гражданского производства, увеличения его объемов и коммерческой выгоды; повышение эффективности финансовой системы на основе поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства, усиление сдерживания инфляционных процессов, противодействие “бегству” российского капитала за границу, стимулирование иностранных долгосрочных капиталовложений в сферу производства; укрепление общероссийского рынка, противодействие развитию регионального экономического сепаратизма; расширение внешнеэкономических связей России, оптимизация структуры экспортно-импортных отношений в сторону значительного увеличения в экспорте удельного веса конечной продукции промышленного производства (включая продукцию ВПК), а в импорте — продукции и технологий, необходимых для модернизации производственной базы страны; создание правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование системы социально ориентированного народнохозяйственного комплекса, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств. Что же угрожает
сейчас национальным интересам России
в области экономических ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ:
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:
Говоря об экономической безопасности следует отметить, что она имеет как собственный объект — экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими сферами: военной, информационной, экологической и др. Поэтому проблему экономической безопасности рассматривают: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами: военно-экономическая, защиты научно-технического и интеллектуального потенциала страны; взаимодействия экономики и природы и т.д. Сложность, комплексность самого явления экономической безопасности позволяет в понятийном плане давать его лишь через системный метод, в обобщенном виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. В этом смысле трудно не согласиться с известным специалистом в этой сфере В.Тамбовцевым: “Понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно вполне ясны, а с другой — трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме. Не претендуя на универсальность, примем следующую “рабочую” трактовку: под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей всей системы”. В качестве ключевых можно выделить некоторые системные свойства экономики, состояние которых рассматривается как решающее для обеспечения экономической безопасности. В частности, в качестве такого системного элемента можно выделить уровень материально-производственных связей страны, предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, позволяющий достигнуть поставленной цели, к которой относится развитие страны и ее народов без ущерба своим интересам и ценностям. Экономику следует рассматривать как систему, в которую включены как собственно производители, так и другие подсистемы (научные и финансовые учреждения), которые взаимодействуют с производственной подсистемой. Однако уровень связей — это только один из элементов экономической безопасности, который не отражает ни уровня самого производства, ни эффективности взаимодействия с другими подсистемами, которые могут и не обеспечивать в полной мере эффективности производства. Главная роль во всей экономической системе принадлежит производственной подсистеме, а другие, по логике вещей, играют обеспечивающую роль. Однако с точки зрения обеспечения экономической безопасности даже, условно говоря, блестящее, на какой-то момент времени, состояние производственной подсистемы, может быть разрушено в очень короткий промежуток времени, например, через кредитно-финансовую подсистему, если последняя будет выполнять не обеспечивающую роль, а функционировать самостоятельно с целью лишь накопления капиталов в банковских структурах, и источником которых будет служить та же производственная подсистема. Ее может разрушить непродуманная налоговая или таможенная политика, утрата контроля за сырьевыми ресурсами страны и т.д. Как раз такого рода процесс мы и наблюдаем в настоящее время в России. Проблема экономической безопасности — комплексная, качественно решать ее необходимо во взаимосвязи со многими вопросами и особенно с учетом необходимости защиты ресурсов (материальных, интеллектуальных, информационных, правовых) производственно-хозяйственных комплексов, которые должны гарантировать стабильность функционирования производственно-хозяйственной организации в существующих условиях. Однако следует четко понимать, что производственно-хозяйственный комплекс может функционировать, но весь вопрос в том, в чьих интересах. Они могут быть не национальными, если утеряна независимость в управлении экономикой. Следует отметить, что в настоящее время, и это очевидно, обеспечение экономической безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего воздействия институтов власти. Да и практика многих стран (Германия, Япония, Южная Корея, Китай и др.) подтверждает это. Однако, как представляется, регулирующее воздействие государства должно быть направлено и на то, чтобы постепенно уменьшать влияние государства на ту часть экономики (по мере того, как создаются возможности и условия для создания относительно самостоятельной системы защиты экономическими субъектами), которая не является каркасообразующей. Применяемые государством
защитные, регулятивные и меры прямого
воздействия должны быть направлены
на поддержание качественного Поскольку экономика является сложной системой, то в ней можно выделить иерархию подсистем. Главной подсистемой является производственная, которая, помимо всего прочего, должна поддерживаться соответствующим уровнем материально-производственных связей между предприятиями. Другой подсистемой, правда, довольно условно является сырьевая, без которой производственная не может существовать. Технологическая подсистема обеспечивает высокий уровень производства, перспективу его развития, эффективность и конкурентоспособность. К одной из важнейших подсистем относится и кредитно-финансовая, без которой также не может быть здоровой экономики. Таковы основные подсистемы экономики. Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи между ними, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер. С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать понятие “экономическая безопасность”, то оно могло бы выглядеть следующим образом. Экономическая безопасность
— составная часть общей |