Экономическая модель Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:27, доклад

Описание работы

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта.

Файлы: 1 файл

Экономическая модель Франции.docx

— 13.64 Кб (Скачать файл)

 

  Экономическая модель Франции

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 – 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 – 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции – отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров.

Этатистская модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую. Франция  является  одним  из  примеров  стабилизации  экономики  за   счет  государственного влияния, что является  довольно  характерным  для  развитых стран.   

  Функционирование экономической системы происходит под мощным  воздействием

государства на воспроизводственный процесс.  По  степени  активного  участия государства в регулировании и программировании экономики, в  распространении государственной  собственности   Франция   выделяется   среди    крупнейших

промышленно развитых стран. В государственном секторе  обеспечивается  70%  производства  энергии,  он включает  около  60%  транспорта  и   связи,   свыше   80%   авиакосмической промышленности,  дает  40%  автомобилей  и  т.  д.  Государственный   сектор является важным инструментом экономической  политики.  Обновление  основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих  отраслях  хозяйства непосредственно решается государством.  

 

 


Информация о работе Экономическая модель Франции