Экономическая мысль античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическая мысль Древнего Рима.

Файлы: 1 файл

2 раздел.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  АНТИЧНОГО МИРА

2.1 Экономические учения Древней Греции

Древняя Греция дала миру замечательную  плеяду ученых во многих областях науки — математике, астрономии и механике, истории и философии. Именно  у величайших древнегреческий философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную» часть научного наследствия, оставленного нам древними греками.

Экономическая мысль Древней  Греции, занимает особое место в  истории экономической науки. В этот период происходит зарождение экономической мысли. Прежде всего необходимо отметить,что само слово «экономика» возникло в Древней Греции. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей можно условно назвать началом экономического анализа. Принципиальная новизна экономической мысли древних греков состояла в том, что они первыми пытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Именно мыслители Древней Греции перешли от «натурфилософского» миропонимания к анализу отдельных экономических категорий и даже попытались построить систему их взаимосвязей.

Лучшими достижениями экономической  мысли периода античности являются труды древнегреческих философов  Ксенофонта,Платона и Аристотеля.Именно они подошли ближе всего к  созданию определенной экономической «теории», анализируя элементы домашнего хозяйства, которое было основой хозяйственного строя античного общества.

Характер экономического строя Древней Греции изложен  в трудах Ксенофонта Афинского (430—355 гг.до.н.э.).Главные его работы: «Домострой», «О доходах», «О земледелии».

Экономические возрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой». В нем Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось все,что нужно для жизни. В своих работах Ксенофонт  всячески восхвалял  земледелие и осуждал ремесла и торговл. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Для гражданина полиса более достойным является умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду—земледелие,которое является ведущей отраслью экономики.

 «Домострой» содержал  многочисленные советы рабовладельцам  в области хозяйственной деятельности. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду,квалифицируя его как занятие,пригодное только для рабов.«Домострой» состоял из следующих положений:

-разделение труд на  умственный и физический , а людей—на свободных и рабов имеет естественное происхождение;

- природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

-производительно может  выполняться «наиболее простая работа»;

-степень разделения труда  обусловлена,как правило,размерами ранка сбыта;

-всякому товару присущи  полезные свойства (потребительная  стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

-деньги изобретены людьми для того,чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Одним из первых среди мыслителей древности Ксенофонт уделил большое  внимание вопросам разделения труда,рассматривая его как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и размеров рынка. По его мнению,от обьема рынка зависит разнообразие профессий. Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считол производство полезных вещей. Ценность товара он объяснял, как вещь, обладающую двумя свойствами — полезностью и способностью к обмену.

Экономические проблемы Древней  Греции  периода кризиса рабовладельческого строя нашли своё отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 гг.до.н.э).

Платон стал свидетелем глубокого  кризиса и упадка полисной системы  Древней Эллады. Эволюция форм хозяйственной деятельности в сторону преобладания крупного землевладения, развитие и усложнение товарно-денежных отношений  подрывает устои полиса, базисом которого являются мелкое и среднее землевладение, натуральные формы хозяйствования. Дальнейшему упадку полиса , как оригинальной системы государственного устройства способствовало стремление Афин превратить своих союзников в подданных. Ограничение свободы их торговли, увеличение числа податей, взимаемых с импортируемых товаров, борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции, все это привело к кровопролитной Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.). Поражение Афин в войне со всей очевидностью обнажило дальнейшую нежизнеспособность полисной системы государственного устройства. В создавшихся условиях кризиса «полисной демократии» как основы государственной стабильности Древней Эллады Платон создает социально-экономическую концепцию «нового», «идеального» государства, нашедшую отражение в двух его работах – «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального  государства» не ставится Платоном под сомнение,но рабство должно быть уделом других народов. Платон осуждает тех, кто владеет рабами греческого происхождения, и делит свободное население на три сословия: философы, управляющие государством, воины и работники—земледельцы, ремеслинники, купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, именно оно связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей каждого человека. Платон подчеркивает особо важную роль аристократического сословия философов и сословия воинов в обеспечении общественных интересов. По его мнению, именно они, олицетворяют аппарат управления «идеального государства. Философам и воины могли полностью отказаться от собственности, жить в лагерях, совместно питаться, не иметь индивидуальных жен. Производство всех благ ложилось на плечи «третьего сословия», обладающего и распоряжающегося собственностью. Рабы приравнивались к собственности свободных граждан.

В концепции «идеального государства» Платон уделяет особое внимание роли торговли и денег. Он подчеркивает необходимость торговли как механизма, обсуживающего разделение труда между городом и деревней. По мнению Платона, деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения, т.е. необходимы исключительно для обмена. Платон выступает против торговли в кредит, что позволяет отметить отрицание философом использования денег как средства платежа.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона  представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Платон отстаивал необходимость сохранения натуральных форм хозяйственных отношений и считал рабовладение неотъемлемой составляющей современного ему общества.

В условиях значительного влияния  крупной земельной аристократии в греческом обществе оригинальный проект Платона не мог найти признания - утопичной являлась мысль о полном отказе от собственности. Именно поэтому Платон создает обновленную, усовершенствованную модель «идеального государства», описывая её в фундаментальном труде «Законы». Обновленная модель государства содержит развернутую аргументацию в части осуждения ростовщичества; обоснование ведущей роли земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Особое внимание уделяется аппарату управления, гражданам высших сословий. Согласно новой модели, они будут наделены правом владения и пользования, предоставляемым им государственным домом и наделом (неполное право собственности).

В условиях развития торговли, занимающей все более значительное место  в жизни общества, выходящей за пределы Эллады, Платон уделяет внимание и регламентации товарно-денежных отношений. По мнению философа, граждане не должны владеть драгоценными металлами, но для внутреннего обращения предполагались монеты государственного образца. Платон продолжал отрицать ростовщичество, покупку товаров в кредит. В целом, признавая мелкую торговлю необходимой, Платон рекомендовал полностью поставить её под контроль государства, устанавливая пределы колебания цен, списки импортируемых и экспортируемых товаров.

«Законы» Платона, являясь усовершенствованной  моделью «идеального государства», по ряду позиций представляли собой компромисс между консервативными взглядами философа и все более усложнявшейся экономической активностью общества.

Подводя итог, необходимо отметить, что  экономические взгляды Платона можно признать первой попыткой создания упорядоченных моделей социально-экономического устройства.

Значительный шаг вперед в осмыслении экономических отношений сделал ученик Платона, выдающийся древнегреческий  философ Аристотель (384—322 гг.до.н.э).

Аристотель жил в обществе и дышал воздухом цивилизации, жизненно важным институтом которой было рабство.Тем более что к тому времени рабство превратилось в социальную и экономическую проблему. Аристотель подробно рассматривал проблемы рабства, трактуя его как естественное явление, основу всей экономической системы. При этом деление людей на свободных и рабов философ связывает с разделением труда на физический и умственный, труд по исполнению и труд по управлению, привлекая идею о необходимости и важности разделения труда для обоснования рабства.

Древняя Греция во времена  Аристотеля фактически стала центром  мировой торговли. Аристотеля, как и других мылителей экономистов того времени интересует вопросы о ценности товара и рыночной цене.

Анализируя процесс обмена, Аристотель различает у товара два  свойства, или характеристики,- потребительную ценность и меновую ценность.Он понимает, что меновая ценность каким-то образом связана с его потребительной ценностью. А ристотель видит в процессе обмена  некое равенство,понимает,что если один товар обменивается на другой,значит, в них есть что-то общее,они имеют оющую меру. Такая постановка вопроса сама по себе уже была колоссальным шагом вперед, поскольку знаменовала собой переход от простого описания явлений к поису внутренних зависимостей, к их теоритическому объяснению. Этим Аристотель дал толчок последующему развитию экономической мысли.

Проблему рыночного обмена и цены, как и прочие экономические  проблемы, Аристотель стремится трактовать с позиции справедливости. В частности, он рассматривает на примере монополий и делает вывод о несправедливости подобной ситуации, поскольку монополист устанавливает цену, выгодную для себя.

Аристотель вводит различия между двумя видами справедливости – «коммутативной» и «дистрибутивной». Коммутативная справедливость заключается в установлении равенства ценностей веще, являющихся объектами договора, дистрибутивная—в наделении равными благами людей с одинаковыми заслугами. Для Аристотеля критерием справедливости в обмене выступает его эквивалентность: если кто-то в результате обмена получает больше, чем имел ,- он наживается, а если меньше- терпит убытки. Необходимо, чтобы цена вещей, выступающая объектом договора, устанавливалась по взаимному согласию покупателя и продавца.

Экономика, где сложилось разделение труда, предполагает наличие не случайного обмена,а постоянной торговли,которая,в свою очередь, не может нормально развиваться на бартерной основе, без денег. Не осталась незамеченной для Аристотеля тема происхождения и роли денег в развитии хозяйства.

Экономике как естественной хозяйственной деятельности, связанной  с управлением домашним хозяйством, Аристотель противопоставляет так называемую хрематистику, под которой он понимал искусство наживать состояние.Этот термин придумал сам Аристотель.

Хрематистика—это деятельность, направленная на увеличение богатства, прежде всего в денежной форме. Посредническая торговля и особенно ростовщичество имеют своей целью не получение необходимых потребительских товаров, а деньги как таковые и их прирост; а у этой цели нет количественного предела. Такую деятельность Аристотель считает противоестественной и осуждает.

Исходя из концепции экономики  и хрематистики, Аристотель подходит к пониманию сущности денег. Деньги, по его мнению, возникают как средство,облегчающее обмен товара на товар, деньги должны выполнять функции средства обращения и меры стоимости. Аристотель исходит из товарной природы денег, но в результате деньги неизбежно становятся ценностью сами по себе, из средства они превращаются в цель,порождает в людях страсть к накоплению—хрематистику,которую Аристотель осуждал.

В целом,оценивая наследие великого древнегреческого философа,необходимо подчеркнуть ,что Аристотель занимает особое место в истории экономических учений.Он впервые подвергнул анализу основныеэкономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу,первым экономистом в истории науки.

2.2 Экономические учения  Древнего Рима

 Основу экономики Древнего  Рима во все периоды его  развития составляло земледелие, а торговля и ремесло не играли той роли, какую они играли в Древней Греции, особенно в Афинах.

В середине ІІ в.до.н.э. Рим, подчинивший себе большую часть стран Средиземноморского бассейна,стал центром колоссальной рабовладельческой державы. Значительная часть населения завоеванных стран обращалось в рабство,численность рабов превышало число свободного населения.В Риме труд рабов использовался главным образом в сельском хозяйстве, где крупные землевладельцы создавали обширные плантации, получившие название латифундий. В Древнем Риме сложилось крупное рабовладельческое сельскохозяйственное производство.

Эксплуатация рабов в  крупных масштабах порождала  серьезные проблемы и требовала особых форм рациональной организации производства. Поэтому римская экономическая мысль особое внимание обращает на проблемы сельского хозяйства и рабовладельческих латифундий. Так называемые писатели-аграрии пытались их решить, создавая специальные трактаты.

Марк Порций Катон  (234—149гг. до.н.э) в своем трактате   «О земледелии» называет занятие сельским хозяйством наиболее достойным делом для свободного гражданина . По мнению Катона именно из земледельцем выходят самые мужественные воины, а доход земледельца самый чистый, самый верный и меньше всего возбуждает зависть.Помимо советов по выбору имения и чисто агрономических наставлений, Катон дает рекомндации хозяину поместья, как сделать эксплуатацию рабов наиболее эффективной. Среди таких рекомендаций: установление нищенских норм продовольствия и одежды,что позволяло повысить доходность латифундий;жестая регламентация ежедневного труда,в том числе по праздникам и в непогоду;определение высоких норм выработки для разного рода работ.Основной путь повышения эффективности рабовладельческой латифундии Катон видел в четкой организации производства при высоком уровне эксплуатации рабов.

Информация о работе Экономическая мысль античности