Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:17, реферат
Цель моей работы – описать и проанализировать трактаты и деятельность идеологов Древнего Рима, а также их влияние на историю.
Введение 3
1. Экономическая мысль в Древнем Риме 4
1.1 Экономическая мысль Катона Старшего 8
1.2 Экономическая мысль Марка Тёренция Варрона 11
1.3 Экономическая мысль Марка Туллия Цицерона 15
1.4 Экономическая мысль Луция Аннея Сенеки 19
2. Экономическая политика древнеримских императоров 22
2.1 Экономическая политика Октавиана Августа 22
2.2 Экономическая политика Диоклетиана 22
2.3 Экономическая политика Константина 23
Заключение 25
Список использованной литературы: 27
Санкт-Петербургский
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра национальной экономики
Реферат
на тему
Экономическая мысль Древнего Рима
Выполнила студентка группы 1076/1
Солдатова Екатерина
Проверила: Рытова Е.В.
Санкт-Петербург 2011
Оглавление
Введение 3
1. Экономическая мысль в Древнем Риме 4
1.1 Экономическая мысль Катона Старшего 8
1.2 Экономическая мысль Марка Тёренция Варрона 11
1.3 Экономическая мысль Марка Туллия Цицерона 15
1.4 Экономическая мысль Луция Аннея Сенеки 19
2. Экономическая политика древнеримских императоров 22
2.1 Экономическая политика Октавиана Августа 22
2.2 Экономическая политика Диоклетиана 22
2.3 Экономическая политика Константина 23
Заключение 25
Список использованной литературы: 27
История Древнего Рима завершает историю античного мира и рабовладельческого способа производства в Европе - классической законченной формы рабовладения. Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Изучение истории экономической мысли Древнего Рима - прослеживание основных закономерностей его экономического развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.
Именно специфика
Объектом исследования в моем реферате является экономическая мысль Древнего Рима. Предмет исследования - экономические воззрения Катона Старшего, Марка Тёренция Варрона, Марка Туллия Цицерона, Луция Аннейя Сенеки, а также экономическая политика древнеримских императоров.
Таким образом, цель моей работы – описать и проанализировать трактаты и деятельность идеологов Древнего Рима, а также их влияние на историю.
Древний Рим (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем - средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину.
Продолжительность римской
истории исчисляется 12 веками. На протяжении
столь длительного
1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).
2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.).
3. Императорский период (I-V вв. н.э.).
Хотя Римское государство сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов.
Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходивших в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство.
Распределение доходов и
имущества в раннюю эпоху Древнего
Рима было крайне неравномерным. Небольшая
группа людей, входящих в элиту империи,
возглавляла общество и экономику
империи, население которой составляло
около 50 млн. человек. В данную элиту
входили несколько сот
Несмотря на то, что все
вышеперечисленные признаки экономической
системы встречаются в
В раннюю эпоху Римской Империи население Рима насчитывало около 1 млн. человек.. Экономика Рима в 1-2 веках нашей эры была достаточно интегрирована в торговую систему Средиземноморья (например, хлеб поступал из Египта и Черноморского бассейна, вино - из Малой Азии, Греции и Иберии - современной Испании и т.д.) и, следовательно, могла использовать сравнительные преимущества региональных стран.
Рынок зерна был, в основном, частным, где торговцы активно использовали кредиты, услуги агентов и пр. В специальных документах по морским перевозкам (морские перевозки обходились гораздо дешевле наземных вплоть до изобретения железной дороги) указывались принадлежность груза, данные о его получателе и специфические характеристики зерна. Торговцы часто посылали запечатанные горшки или сумки с пробной порцией зерна, чтобы покупатель мог сравнить образец с поступившей партией зерна. Это требовалось для выявления порчи, подмены или обмана со стороны перевозчиков.
В Древнем Риме существовали также высокоразвитые рынки капитала и труда. Об этом свидетельствуют различные виды компенсаций, выплачиваемых римским работникам.
Зарплаты в армии Рима были фиксированными и часто не изменялись на протяжении многих десятилетий. В мирное время солдаты римской армии занимались строительством дорог и монументов вблизи мест своей дислокации.
Сельскохозяйственным
Кроме рынка труда, в Римской
Империи существовал также
В области фискальной политики
Рима заметны значительные различия
с системой, сложившейся в Англии
и Нидерландах 17-18 веков. В европейских
странах государственная
Сельскохозяйственный налог составлял 10% от полученной продукции. Поступления от налога тратились на содержание армии. Но намного более весомыми инъекциями в экономику Рима были трофеи и рабы. Данный факт объясняет, почему Рим был богаче, чем провинции, однако не отвечает на вопрос о причинах эффективности и продуктивности римской экономики. Важнейшим атрибутом римской системы была безопасность индивидуумов. Когда общество делает переход от системы, где правитель требует дань взамен на безопасность, к системе с более умеренным правителем, собирающим налоги в рамках существующего законодательства, появляются благоприятные условия для экономического роста. Экономический рост обеспечивался также наличием четких законов для бизнеса, в рамках римского права, которое стало основой для создания правовой базы для многих современных стран Европы. Существование большого количества социальных и неформальных институтов дополняли юридическую и рыночную базу Древнего Рима.
Правящий класс – патриции
- владели крупными наделами земли,
рабами и имели так называемых
клиентов. Низший класс-плебей - владели
мелкими и средними участками
земли, занимались ремеслом. На протяжении
целых столетий шла упорная борьба
беднейших слоев свободного населения
за землю, нередко принимавшая
Катон Старший, или Марк Порций Катон Цензор (Marcus Porcius Cato Censorius, 234-149 гг. до н.э.) был известным римским политиком, оратором и писателем.
Истории известны два наиболее ярких момента из жизни Катона старшего – это его строгость нравов и приверженность идее окончательного уничтожения Карфагена. Именно Катону принадлежит известнейшая фраза «Карфаген должен быть разрушен». Катон родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, происходил из всаднического рода (эквитов). Его семья владела собственным поместьем. Воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ранней молодости Катон готовился заниматься сельским хозяйством, работая в поле, зачастую вместе с рабами. Возможно именно это оказало влияние на его будущую деятельность.
Катон - идеолог римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком.
Главное его сочинение – «О земледелии». В своем произведении он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
Прежде чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе прессов, а также сосудов для хранения земледельческой продукции. Необходимо, «чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе (будущему владельцу — Авт.) не израсходоваться на имении». По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад.
Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать». Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли. Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград. Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат робко и не убедительно. Эта противоречивость воззрений Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы была очень типична для начала II в. до н. э., когда специализация поместий только начиналась. Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье «задание»- работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой — двое суток. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он «первым встанет с постели и последним ляжет в постель». Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе». Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.