Экономическая мысль древнего востока
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:04, реферат
Описание работы
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.
Содержание работы
Введение;
Экономическая мысль древнего востока;
Источник экономической мысли;
Понятие богатства;
Заключение;
Список литературы;
Файлы: 1 файл
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Московский государственный
университет»
Севастопольский филиал
Реферат
По дисциплине: экономике
На тему: экономическая мысль
древнего востока;
Выполнил: Толстопятенко Евгений
г.Севастополь
2014 г.
Содержание
Введение;
- Экономическая мысль древнего
востока;
Источник экономической мысли;
Понятие богатства;
Заключение;
Список литературы;
Введение
История древневосточных государств,
возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии,
Египте, Китае позволяет изучить важнейший
этап в развитии человечества - распад
родового строя, возникновение классов
и древних рабовладельческих обществ,
создание государств, начало цивилизаций
и экономики, как организованной сферы
деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия,
развитие сельского хозяйства и выделение
из него ремесел, возникновение металлургии
вызывали потребность в дополнительной
рабочей силе. Ею становились главным
образом пленные, которых обращали в рабство.
Рост производства дал избыточный продукт,
ставший объектом обмена. Появилась торговля,
а затем и деньги. Родовая община постепенно
распадается. Войны и торговля увеличивали
имущественное расслоение. Возникает
первое деление общества на классы - рабовладельцев
и рабов. Для охраны интересов собственников,
имущества, рабовладельцев и защиты от
внешней опасности создается государство.
Первые государства, возникшие
на Древнем Востоке, принимают форму деспотии
- вся верховная власть принадлежит царю.
Формально и вся земля в государстве принадлежала
царю, но фактически значительная ее часть
находилась в руках свободных людей - общинников,
отстаивавших в борьбе с центральной
властью свои права.
- Экономическая мысль
древнего востока
Выразители экономической мысли древнего
мира - крупные мыслители (философы) и отдельные
правители рабовладельческих государств
- стремились идеализировать и сохранить
навсегда рабовладение и натуральное
хозяйство. Доказательства идеологов
древнего мира основывались преимущественно
на категориях морали, этики, нравственности
и были направлены против крупных торгово-ростовщических
операций, то есть против свободного функционирования
денежного и торгового капитала. В первобытности
была экономическая мысль, но не было письменности.
И когда она возникла в 4 тыс до н. э., то
это событие и отделило первобытную варварскую
эпоху от эпохи цивилизации. Эпоха Древнего
мира и Древнего востока началась в 4в.
до н. э. и закончилась эпохой Древнего
востока 1-3 в. н. э.
Государство существует
в форме древневосточной династии – это
значит глава государства обладает абсолютной
властью над всем государством. И воля
или произвол этого высшего лица, а не
экономические законодатели, как правило,
определяют хозяйственную жизнь. Общество
жило по принципу - личное ничто перед
государством или права личности не защищены
коллективом, никак не защищена частная
собственность (земля). Формально земля
принадлежало государству, а реально она
принадлежала главе и он мог ею распоряжаться
по своему усмотрению. Основными производителями
были свободные крестьяне и ремесленники,
объединенные в общины. Они платили налоги
и выполняли трудовые повинности. Рабы
составляли незначительную долю трудящихся
и использовались в основном либо для
услуг, либо на самых тяжелых работах (в
рудниках и каменоломнях). Отсюда некоторые
особенности экономической мысли на востоке.
Основные экономические трактаты Древнего
Востока посвящены организации государственного
хозяйства и практически нет сочинений,
посвященных частным хозяйствам.
В соответствии с этими источниками
для азиатского способа производства
характерны:
1. Чрезмерное регулирование
хозяйства посредством регламентации
сферы ссудных операций и торговли;
2. Ведущая роль в экономике
отводится собственности государства;
3. Неприкосновенность частной
собственности.
Древний Китай существовал
с 1 тыс. лет до н.э. до 6 века до н. э. В Китае
распространено Конфуцианство (Основатель
учения Конфуций (Кун-цзы) жил в 551 - 479 гг.
до н. э.) и оно окажет сильное влияние на
развитие Китая.
Экономические идеи
Конфуцианства: государство это большая
семья император это отец народа, а народ
его дети. Богатство императора основывается
на богатстве народа и для того что бы
быть богатым следует больше работать
и меньше потреблять. Обмен должен быть
эквивалентным и не допустимо что бы в
результате обмена выгоды одних были больше
чем у других. В целом народ должен трудится
одинаково и потреблять все поровну. Государство
высшая ценность. Государству принадлежит
самая активная роль в экономики регулирования
хозяйственной жизни граждан.
Экономические функции государства:
налоговая, организация общественных
работ, регулирование цен, создание запаса
на случай Ч.П., регулирования кредита.
Источник экономической мысли
Основными источниками экономической
мысли Древнего Востока, были юридические
документы того времени и сочинения о
государственном управлении, одной из
сфер которого была экономика. Поэтому
предметом экономической мысли в них была
макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения
в масштабах государства. Метод этих сочинений
был преимущественно
нормативный, они были написаны в основном
в форме рекомендаций о том, как лучше
управлять государством. Нормы социально-экономических
отношений в значительной степени обосновывались
существующими традициями и религиозными представлениями.
Основные теоретические
положения, древневосточных мыслителей
можно свести к следующим положениям.
Понятие богатства
Главной проблемой
экономической науки на всех стадиях ее развития является
богатство (или его разновидности - выгода, прибыль,
полезность).. В экономической
теории проблема богатства рассматривается
на различных уровнях — человека, фирмы,
общества.
Древневосточная
экономическая мысль рассматривала, прежде
всего, богатство государства. Так, в древнеиндийских
сочинениях богатство определяется как
«земля, населенная людьми»,
которые платят налоги. Поэтому достаток
у народа гарантирует
богатство государя. В древнекитайских
трактатах считалось необходимым «сделать
государство богатым и народ довольным». Эта задача
возлагалась на государя и его чиновников.
Способы увеличения
богатства определялись достаточно просто
– наиболее полный сбор налогов, поскольку
речь шла, прежде всего, о богатстве
государства, пополняемого за счет фискальной
политики. Поэтому в древневосточных сочинениях
давались рекомендации, как сделать поступление
налогов наиболее полным. Эти рекомендации относились
к разным слоям общества, из которых выделялись
земледельцы, торговцы и чиновники. На Древнем Востоке
крестьяне считались основой государства
не только потому, что они были производителями
главных предметов потребления и основными
налогоплательщиками. Одной из наиболее
результативных форм управления земледельцами
восточные мыслители считали «круговую
поруку», т.е. взаимную ответственность
членов крестьянской общины, прежде всего
при уплате налогов. Он даже
предлагал распространить принцип «круговой
поруки» на все сферы государственного
управления.
Несмотря на признание необходимости
торговли, все авторы древневосточных
сочинений проявляли антипатию к торговцам,
поскольку считалось, что это злостные
неплательщики налогов. В качестве контрмеры
государство обкладывало купцов самой
высокой ставкой налогообложения. Кроме
того, чтобы доходы торговцев могли быть
легче определены, а также для стабилизации
положения на рынке древневосточными
авторами предлагалась государственная
фиксация цен. Это нередко было и на практике
— в некоторых сводах законов древневосточных
государств прямо указывались цены на
основные товары.
Третьи налогоплательщики –
чиновники. Авторы древневосточных сочинений
прекрасно видели, что сбор налогов —
только половина дела. Важно также, чтобы
их не растаскивали по дороге в царскую
казну. Против чиновников-казнокрадов
рекомендовалось применять, наряду с официальным
контролем, тайный контроль путем внедрения
правительственных агентов под видом
слуг, торговцев и тому подобное.
И, наконец, большое место в
трудах восточных поднимался вопрос о
государственном регулировании экономики.
Для древневосточных обществ было в основном
типично прямое государственное регулирование
экономических отношений путем законов
и указов даже в сфере рыночных отношений.
Выше уже говорилось о применении фиксированных
государственных цен. Типичным было также
использование государственной монополии
на производство и продажу или только
на продажу определенных товаров. Помимо конкретных
рекомендаций в области рыночного регулирования
в восточных трактатах (особенно китайских)
присутствует и идея общетеоретического принципа экономического
равновесия, проявляющегося в соотношении
спроса и предложения на рынке: «Рынок
— это то, по чему знают порядок или беспорядок
в состоянии хозяйства».
Заключение
Развитие экономической
мысли Древнего Востока происходит
на основе обострения
экономических противоречий вместе
с развитием рабства и образованием
деспотических государств. Возникали
острые проблемы, которые
и пыталась решить экономическая
мысль. Она отражалась и в хозяйственном
законодательстве и в экономических
требованиях народных масс, философских
системах и даже в специальных
сочинениях.
Одним из важнейших противоречий
экономического строя Древнего
Востока была незавершенность
процесса разрушения крестьянской
общины (рабство - лишь экономический
уклад). Община удерживала свои
позиции в области сельского
хозяйства: распределение воды, ремонт
каналов. Порабощение иноземцев,
а тем более местных жителей
встречало большое сопротивление
(восстания рабов находили поддержку
у бедноты, государства находились
в состоянии перманентной
гражданской войны). Возникает
проблема морального оправдания
рабства.
С момента появления государства
оно играло исключительно важную
роль в экономической истории.
Деспотическое и назойливое
вмешательство государства нарушало
экономику, ущемляло интересы как
господ, так и средних слоев
населения. Впервые в истории
экономической мысли возникает сложная
проблема определения пределов вмешательства
государства в экономическую жизнь
страны.
Хозяйство государств Древнего Востока
было в основном натуральным, но
уже получила значительное развитие
торговля . Основные проблемы,
которые стояли перед ранней
экономической мыслью Древнего Востока:
- рабство;
- община;
- государство;
- натуральное
и товарное производство.
Список литературы
- http://www.irkutsker.com/labs/econom/vopros2.html
- http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Feos.ibi.spb.ru%2Ffile.php%2F307%2F2_3%2F5%2Fprint%2F5_R1_T2.doc
- http://www.coolreferat.com/Экономическая_мысль_Древнего_Востока
Информация о работе Экономическая мысль древнего востока