Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. Платон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучение экономической мысли Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
Основными задачами контрольной работы является:
1. Дать характеристику экономической мысли Древней Греции;
2. Изучение взглядов Платона, Ксенофонта, Аристотеля

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть: Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель……………………………………………………………………….5
1. Экономическая мысль Древней Греции……………………………………..5
1.1. Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э…………………………………………5
1.2. Греческая экономика классического периода (V-IV вв. до н.э.)…………7
1.3. Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)………………………10
2. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей ………………….12
2.1. Экономические взгляды Ксенофонта ………………………………….12
2.2. Экономические взгляды Платона ………………………………………14
2.3. Экономические взгляды Аристотеля……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

3 (1).doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер.

Также важную роль в экономическом  развитии сыграл обмен опытом между древними греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле.

В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпательную машину и многое другое.

 В эпоху эллинизма  центр экономической жизни переместился  из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленными центрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на реке Оронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э. эллинистические полисы переживали эпоху расцвета[2 с. 56] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические взгляды  древнегреческих  мыслителей

2.1. Экономические взгляды Ксенофонта

Ксенофонт - современник  Платона, предшественник Аристотеля, написал  большое количество разнообразных  произведений. В силу жизненных условий, связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником. Его экономическое благополучие покоилось на земельном пожаловании, полученном в награду из рук спартанской олигархии. Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении "Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты - программа действий для греческих рабовладельцев:

1. Коллективные формы рабовладения, поскольку они усиливают единство  рабовладельческой общины, нейтрализуют противоречия внутри нее.

2. Уравнительность потребления (общий стол).

3. Спартанская система физического  воспитания, лагерный режим обязательный для рабовладельцев, строгая дисциплина. (Умалчивая о существовании террористического режима для рабов - криптиях, во время которых молодым спартанцам разрешалось безнаказанно убивать по ночам илотов - рабов, встреченных на дорогах).

Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой» ("Экономикос"), подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области  хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.

Трактат Ксенофонта «О земледелии» - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, состоящая из 12 томов.

Сельское хозяйство - наиболее ценимая сфера деятельности. Ксенофонт разделяет изречение: «земледелие - мать и кормилица всех профессий». Земледелие - гуманное дело: «если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно».

В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Интенсивно развита  в Древних Афинах торговля. Источники  государственных средств - налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней  торговли. Денежное богатство Афин - основа их военного могущества.

Экономические идеи, практические вопросы хозяйствования еще не получили самостоятельного статуса. «Экономика» как отрасль знаний не выделилась.

Экономические рассуждения  греческих писателей «сливались с их общей философией государства  и общества, и они редко рассматривали  какой-либо экономический вопрос ради него самого».

Ксенофонт стал одним  из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как  важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком.

 

2.2. Экономические взгляды Платона

Платон (428-347 до н.э.) - видный аристократ и решительный противник  афинской демократии. Как и Ксенофонт, он придерживался натурально-хозяйственной концепции, как об этом свидетельствуют его сочинения «Государство» " (380-370 гг. до н.э.)  и «3аконы» (366,347 гг. до н.э.) - период сомнений в "благости человеческой природы".

Модели идеального государства, лишенного противоречий, присущих Афинам, строилась на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

1. Философская опора  для власти греческой аристократии  в высшей мудрости, совершенной  нравственности. Демос лишен и  того и другого, по мнению  Платона и потому должен быть лишен права на участие в государственном управлении. Во главе общества должны стоять философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий, поэтому они не имеют частной собственности.

2. В таком же положении  по отношению к собственности  находится и другое сословие - воины, чья обязанность - защищать  народ. Для них устанавливаются  лагерные порядки, общий стол  по Спартанскому образцу. "Стражи не должны ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно сделать женщин общим достоянием, а золото - предметом презрения. Осуждение обогащения военной касты - за это ее будет ненавидеть народ.

3. Третье сословие, к которому относятся земледельцы и ремесленники, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ, не могут обходится без личной заинтересованности в результатах своего труда и им разрешено иметь частную собственность.

Проект Платона, изложенный в "Политике", претерпел неудачную  попытку осуществления (с помощью  Дионисия Младшего). Сам Платон сказал о нем, что он годился "только для  богов и детей богов". "Ответить на обвинение Платона в том, что  он ни разу не поднялся с места и ни слова не произнес: "Платон слишком поздно родился для своей страны и застал народ постаревшим и вдобавок приученным его предшественниками делать многое, не соответствовавшее его мнениям"

В «3аконах» дан другой проект государственного устройства - «второй по достоинству». Все граждане делятся на четыре класса в зависимости от материальной обеспеченности. По жребию они получают у государства дом и надел. Земельный надел считается собственностью государства, граждане пользуются им на правах владения и могут передавать по наследству одному из детей. Стоимость надела объявлялась «пределом бедности». Стоимость же имущества, которое могли приобретать граждане, не должна была превышать этот минимум более чем в четыре раза. Предполагалось, что граждане будут обеспечены рабами. Запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством, вести роскошный образ жизни.

Затрагивая вопросы  товарного производства, Платон высказал ряд оригинальных идей. Так, он подошел  к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров. Были у него предположения, что деньги выполняют не только функции средства обращения и образования сокровищ, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем, как и Ксенофонт, он был против использования денег для накопления богатства, резко осуждал ростовщичество.

Одним из первых в истории  античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Платона называют первым в истории коммунистом за его  представления государства. "Коммунист" Платон: "Наилучшим является первое государство, где у друзей все общее. Общие жены, дети, все имущество, частная собственность повсюду устранена из жизни"; "Пусть граждане разделят землю и жилища".

Реальное противоречие экономической жизни Греции нашло  отражение во взглядах Платона. Рабовладельческая знать IV века до н.э. боялась городов, но не могла оторваться от их культуры. Она ориентировалась на сельское хозяйство, но одновременно не могла обойтись без промышленности. 

2.3. Экономические взгляды Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э.) - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины. Наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений. У него отсутствуют привычные нам термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Кризис строя зашел  еще дальше, и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

Экономическая концепция:

1. Проблемы рабства:  преимущественно иноземцев, доказывал  грекам, что рабство само по  себе их не касается и не  несет угрозы для свободного гражданства.

Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник  рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов  и свободных, воспринимая его  как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что  касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

2. Примирение демоса  и знати на базе ограбления  аграрной периферии и эксплуатации  рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной  собственности (отрицать ее уже  было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

(Добродетель земледельца  - прикован к своему участку,  всегда занят хозяйственными  делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной  торговли, запрет спекуляции и  ростовщичества, мелкая торговля  для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатства - совокупность  полезных вещей, то, что служит  удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ  обмена, стоимости, денег. Аристотель  справедливость обмена уже ищет  в арифметической пропорции. "Обмениваемые  товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи" - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров.

Признается влияние  редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. Платон