Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:54, доклад
Нерациональное природопользование, интенсивное загрязнение дорог и придорожных территорий, поверхностных и подземных вод, атмосферы, почвы и растительности привели к тому, что, несмотря на огромные внутренние резервы экологических систем к самовосстановлению, многие из них уже сегодня исчерпали свои резервы и нуждаются в срочной помощи.
Нерациональное природопользование ведет к истощению ( и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.
Экономическая оценка ущерба от нерационального природопользования
Нерациональное природопользование, интенсивное загрязнение дорог и придорожных территорий, поверхностных и подземных вод, атмосферы, почвы и растительности привели к тому, что, несмотря на огромные внутренние резервы экологических систем к самовосстановлению, многие из них уже сегодня исчерпали свои резервы и нуждаются в срочной помощи.
Нерациональное природопользование ведет к истощению ( и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.
Нерациональное природопользование - хозяйственная деятельность человека, ведущая к истощению ( и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.
Нерациональное
природопользование отрицательн
Нерациональное природопользование, интенсивное загрязнение дорог и придорожных территорий, поверхностных и подземных вод, атмосферы, почвы и растительности привели к тому, что, несмотря на офомные внутренние резервы экологических систем к самовосстановлению, многие из них уже сегодня исчерпали свои резервы и нуждаются в срочной помощи.
Вследствие нерационального природопользования, химического загрязнения воздуха, воды и почвы, а также воздействия деструктивных природных процессов в мире ежегодно безвозвратно теряется и выходит из хозяйственного оборота 6 млн. га земель. Еще 20 млн. га приходят в негодное для сельскохозяйственного использования состояние и требуют для рекультивации таких затрат, которые делают ее проведение экономически невыгодной.
Чем отличаются рациональное и нерациональное природопользование.
Возмещение народнохозяйственного ущерба от нерационального природопользования может осуществляться только непосредственно за счет работников предприятий, когда имеет место восстановление потерь в едином фонде государственной социалистической собственности за счет личной собственности трудящихся. Однако при этом возникают проблемы количественной и качественной несоизмеримости народнохозяйственного ущерба и заработной платы конкретных виновников нарушений. Компенсация ущерба за счет виновных работников предприятий возможна только в отдельных случаях и не может иметь определяющее значение при установлении экономических санкций за нерациональное природопользование.
Главная задача экономических санкций за нерациональное природопользование заключается в создании условий, в которых нарушения народнохозяйственных требований в области природопользования были бы во всех случаях невыгодны с позиций хозрасчетных интересов предприятий.
Изложенный методический подход к установлению экономических санкций за нерациональное природопользование реализован при подготовке предложений Госкомцен СССР, Госплана СССР, Минфина СССР и других заинтересованных министерств и ведомств об усилении материальной ответственности предприятий ( объединений) за рациональное использование минеральных ресурсов при добыче, переработке и транспортировке, которые были направлены в 1986 г. в Совет Министров СССР.
Это положение целиком относится и к экономическим санкциям за нерациональное природопользование, регулирующим взаимоотношения хозрасчетных предприятий, являющихся государственной собственностью, непосредственно с государством как собственником всех природных ресурсов общества. Возможное уменьшение прибыли предприятия на размер народнохозяйственного ущерба от нерационального природопользования и перевод этой суммы в госбюджет является с данной точки зрения простой бухгалтерской операцией, не увеличивающей суммарный чистый доход общества, сокращающийся в результате допущенного нарушения, а лишь изменяющей форму проявления такого сокращения чистого дохода. Невозможность возмещения ущерба, понесенного народным хозяйством в целом по вине отдельного государственного предприятия, за счет этого предприятия особенно очевидна, когда допущенное нарушение не ведет к каким-либо отрицательным последствиям за пределами данного предприятия, а народнохозяйственные и хозрасчетные последствия нарушения совпадают. Требование возмещения народнохозяйственного ущерба вырождается в таком случае в необходимость компенсации своих убытков самому себе.
Накопленный практический опыт однозначно показывает неэффективность существующих мер экономической ответственности за нерациональное природопользование. Это связано не только с санкциями как таковыми, но и с эффективностью контроля за соблюдением установленных требований, с недостаточной обоснованностью и упорядоченностью ряда действующих в этой области правил и нормативов, а также с более общей причиной: второстепенностью финансовых показателей предприятий в существовавших ранее условиях оценки эффективности их деятельности. В то же время очевидными являются и недостаточная разработанность самих экономических санкций.
Принципиально изменяется ситуация при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, полученного вследствие нерационального природопользования, во взаимоотношениях между хозрасчетными предприятиями, являющимися юридически равными партнерами. На практике наиболее целесообразным, видимо, будет не параллельное применение мер экономической ответственности перед государством и перед другими хозрасчетными предприятиями, а учет фактически осуществленной компенсации хозрасчетного ущерба при определении размеров штрафных платежей, подлежащих выплате в госбюджет.
Угроза - форма опасности в природной и техногенной сферах, которая представляет собой непосредственную опасность возникновения природных бедствий и техногенных катастроф, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти явления. В их качестве могут выступать природные и техногенные закономерности, обусловливающие опасность: технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки системы безопасности, намерения нанести ущерб, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование.
Возмещение народнохозяйственного ущерба от нерационального природопользования может осуществляться только непосредственно за счет работников предприятий, когда имеет место восстановление потерь в едином фонде государственной социалистической собственности за счет личной собственности трудящихся. Однако при этом возникают проблемы количественной и качественной несоизмеримости народнохозяйственного ущерба и заработной платы конкретных виновников нарушений. Компенсация ущерба за счет виновных работников предприятий возможна только в отдельных случаях и не может иметь определяющее значение при установлении экономических санкций за нерациональное природопользование.
Он должен также отслеживать геологический риск, технологические и экономические возможности его предупреждения, например, в природно-технических системах геологическая среда - объекты газовой промышленности. В таких системах наблюдается тесная взаимосвязь и взаимозависимость обеих ее составляющих. С одной стороны, непрерывно развивающаяся геологическая среда воздействует на состояние объектов газовой промышленности, особенно на подземные объекты и оборудование; с другой - указанные техногенные системы при нерациональном природопользовании способны вызывать негативные последствия, например, искусственно возбудить геодинамические процессы и нарушить тем самым природное геодинамическое равновесие.
Информация о работе Экономическая оценка ущерба от нерационального природопользования