Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование экономической политики государства, анализ её видов.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики.
2. Исследовать объекты и субъекты государственной политики
3. Проанализировать основные подходы и формы реализации экономической политики государства
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЁ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ 6
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 8
1.3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЁЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 19
2.1 НАПРАВЛЕНИЯ (ВИДЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 19
2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 20
3 НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В настоящее время Беларусь находится в стадии перехода от централизованной экономики к рыночной. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда.
Неэффективность централизованной бюрократической системы особенно сильно проявилась в конце 80-ых годов, когда административные воздействия все чаще оказывались безуспешными. Деградация централизованной экономической системы сопровождалась сбоями в производстве и потреблении, социально-экономическая система становилась все более неустойчивой.
В отличие от централизованной, административно управляемой экономики, рыночная хозяйственная система учитывает приоритетное стремление человека к приумножению своего личного благосостояния. Но здесь удовлетворить свои личные потребности можно лишь продав на рынке результаты своего труда, которые тем самым получают общественное признание.
Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой однако показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа.
Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. Такая позиция, исходящая из менталитета белорусского народа, его истории и традиций, получила отражение в главных стратегических государственных документах, принятых после избрания первого президента страны.
Главные черты целевой белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики – сочетание преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.
В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.[8]
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов. Фактически все разделы ОНСЭР – 2000 посвящены путям реализации модели социально-ориентированной рыночной экономики в Беларуси.
Дальнейшее развитие идея социальной ориентации белорусской экономики получила в НСУР – 2010. В нем увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.
Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. НСУР – 2010 одобрена национальной комиссией по устойчивому развитию 21 января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. Основные положения НСУР – 2010 были представлены на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, состоявшейся 16-18 апреля 1998 г. в г.Минске и проведенной при сотрудничестве с ООН. На конференции был признан высокий уровень НСУР – 2010.[9]
Наиболее важной идеей НСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.
Перед государственными органами управления ставятся такие крупные цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.
В НСУР – 2010 получил углубленное раскрытие экологической аспект социально ориентированной рыночной экономики. В ней указывается, что решение задач социально-экономического развития должно исходить из условия неухудшения состояния окружающей среды и, более того, содействовать ее неуклонному оздоровлению. В этих целях НСУР – 2010 предписывает необходимость осуществления следующих мер:
Социально ориентированная модель рыночной экономики требует последовательного реформирования всей системы социально-экономических отношений в стране. И хотя в Беларуси в условиях централизованной экономики существовали сильные институты социальной поддержки населения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм их функционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основам хозяйствования.
Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той причине, что обеспечение всей гаммы социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночного производства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси.
Заключение
В результате написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Экономическая
политика государства –
2. Все экономические функции государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.
3. Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
4. В Республике Беларусь вопросы стратегии и тактики экономических реформ, также как и долгосрочные и среднесрочные приоритеты социально-экономического развития, постоянно находятся в центре внимания Главы государства и Правительства. В результате реализации государственной экономической политики удалось не только преодолеть спад производства, но и достигнуть, начиная с 1996 года, ежегодных приростов ВВП, производства промышленной продукции и других показателей.
5. Власти
Беларуси достигли заметных
6. В ближайшее
время государству предстоит
решать важные задачи по
7. Необходимо в кратчайшие сроки решить проблему легализации теневого капитала, осуществить комплекс мер правового и экономического характера по преодолению коррупции, что создаст дополнительные возможности для увеличения ВВП и национального дохода, расширения производства высоко конкурентной продукции и увеличения ее экспорта, для реформирования агропромышленного производства.
8. Интегрированный
интеллект нации - главное средство
обеспечения экономического
Список использованных источников