Экономическая политика. Взаимосвязь экономической политики и экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.
Объясняется это тем, что изучение экономической теории - это реализация объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. [3]
Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира - преимущественно экономикой, которая является основой для выработки экономической политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………5
1.1 Понятие, предмет и метод экономической теории ……………………..5
1.2 Функции экономической теории…………………………………………9
2. Экономическая политика.
Взаимосвязь экономической политики
и экономической теории……………………………………………12
2.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты …………….12
2.2 Взаимосвязь экономической теории и экономической политики ……..17
2.3 Основные направления экономической политики
на современном этапе ...………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….28

Файлы: 1 файл

Готовая версия (1).doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных  структур, обеспечивающих поддержание  общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции  является монополия. При возникновении  монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

В странах Запада правительства  устанавливают контроль над монополиями, и это оно делает двумя способами.

Во-первых, правительство с помощью «естественных монополий» оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических  и антитрестовых законов с  целью защиты свободы предпринимательства  в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

В развитых капиталистических странах  существует глубокая дифференциация населения  по величине получаемых доходов, что  является причиной определенного социального  неравенства во взаимоотношениях различных  классов в обществе. [14].

С целью снижения этой напряженности  правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических  мер, предпринимаемых правительствами  стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения  доходов является вмешательство  правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем  гарантийных цен на продукцию  фермеров, а также законодательства о минимальных ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует  спрос и предложения товаров  и услуг, потребление которых  приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые рыночная система не склонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного  блага предоставляемого обществу со стороны государства служат организации  экологического назначения, навигационные системы — строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают  некомпенсируемые издержки, то есть затраты  больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и  поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

Воздействие государства на экономику  наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существует много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих  необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях — это вмешательство федерального правительства, правительств в штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

Доходы федерального бюджета формируется  за счет нескольких статей: личных подоходных налогов — 46%, налогов с фонда  заработной платы — 35%, налогов на прибыль корпораций —10%, других налогов  — 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по пенсионному  обеспечению, бесплатной медицинской  помощи), выплачивают работодатели и лица наемного труда. Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин.

Расходы федерального бюджета характеризуются  широким разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных средств:

1. Помощь престарелым, безработным,  инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что составляет 40%.

2. Национальная оборона —28%.

3. Процент по государственному  долгу — 14%.

Доходы местных органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в  основном поступают от поимущественных  налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и акцизов (11%). В настоящее время статьей доходов местных органов власти стали так называемые «неналоговые поступления» в виде лотерей и субсидий федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование образования — 43%, здравоохранения и социальной защиты — 12%, потребности в сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы — 11%. [8].

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона.

 

2.3 Основные направления экономической  политики в РФ на современном  этапе

 

 

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной  политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической  конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.

Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия преимущественно  экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось  в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

Сегодня, когда российской экономике  в определенной степени удалось  преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо ясное понимание  последствий реализации любых мер  бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения  к достижению поставленных целей.

Новые расходные обязательства  должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На экономической теории основывается  целая система наук, занимающихся  изучением современных экономических  процессов, поэтому чрезвычайно  важным является знание экономической  теории как базиса системы  экономических наук.

2. Экономическая теория анализирует экономические явления на двух уровнях - на микро- и на макроуровне. Для этого используется система методов, таких как метод анализа, синтеза, системный, графический, компьютерного моделирования и др.

3. Экономическая теория служит  основой для выработки экономической политики. Экономическая политика - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.

4. Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей. Конечными целями экономической политики любого государства являются экономический рост и максимизация жизненного уровня населения.

На современном этапе в экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Агапова Т.А. Экономика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспек, 2008. – 425 с.
  2. Бальцерович Л. Экономическая политика. М.: 2007. – 367 с.
  3. Булатов А.С. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2006. – 219 с.
  4. Зименкова Е. Р. Политика перераспределения доходов в России. //ЭКО - 2010. - №6. – С. 49-52.
  5. Кузнецов Т.Б. Современная экономическая теория. М.: Дрофа, 2008. – 210 с.
  6. Матвеенко В.Д. Экономика. Интенсивный курс. М.: Инфра-М, 2008. – 605 с.
  7. Овчинников Г.П. Учебник по экономике. М.:КНОРУС, 2007. - 489 с.
  8. Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов //Вопросы Экономики. - 2010. С. 25-34.
  9. Самуэльсон П. Экономикс. М.: Республика, 2007. - 287 с.
  10. Серегина С.Ф. Экономика. Учебник. 2-е изд. М.: 2008. – 417 с.
  11. Суворов Б. Введение в экономику. М.: ПИТЕР, 2008. – 269 с.
  12. Туманова Е.А. Современная экономика. Учебник для вузов. М.: 2008. – 513 с.
  13. Шагас Н.Л. Экономика. Учебник. М.: Вершина, 2009. – 387 с.
  14. Шляпентох В. Э. Виновата ли русская модель? (О книге А. П. Прохорова Русская модель управления) //ЭКО. - 2011. - № 9. – С.14-20.
  15. Яковлева Е.Б. Экономика. Учебник для вузов. М.: Приор, 2009. – 381 с.

Информация о работе Экономическая политика. Взаимосвязь экономической политики и экономической теории