Экономическая природа, цели, мотивы и эволюция предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:22, реферат

Описание работы

Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Обзор литературы..docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматах христианства печать морально-этической неполноценности предпринимательской деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную работу.

 

Обзор существующей литературы по теме: «Развитие предпринимательства в Республике Беларусь»

Предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения.

Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями.

Данная тема широко освещена в трудах отечественных экономистов. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь рассматриваются в исследованиях А.Н. Сенько, А.И. Агеева, Ю.Н. Голубева и других.  При написании курсовой работы была использована статистическая информация Министерства экономики Республики Беларусь, статьи из периодических изданий белорусских и российских экономистов: Л.Ф. Догиль, С.И. Мазоль, М.И, Балашевич и других авторов, аналитические отчеты о малом и среднем бизнесе в Республике Беларусь, а также данные из электронных ресурсов.

 

Список литературы

 

  1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2003. – с. 304
  2. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2000 - №8. – с. 51
  3. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №9 – с. 48 – 51
  4. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» – с. 13
  5. Экономический бюллетень научно-исследовательского экономического института министерства здравоохранения Республики Беларусь. – 2013 - №1. – с. 4-8
  6. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива - с. 95
  7. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – с. 80 – 88
  8. Романчук Я. Лицо Белорусского бизнеса // Белорусская газета – 2000 - №18 – с. 11 – 12
  9. Гриб В. Предпринимательство – болезнь, которую не надо лечить // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 11 – 16
  10. Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 21 – 24
  11. Национальная экономическая газета – 2000 - №10 – с. 7
  12. Радаев в. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики – 1996 - №7 – с. 4-5
  13. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. – с. 29
  14. Никитенко, П. Предпринимательство в белорусской институциональной модели / П. Никитенко // Общество и экономика. - 2005. - № 9. - С. 82 - 112.
  15. Борисов, С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. - 2004. - № 1. - С. 37 - 39.
  16. Бусыгин, А. В. Предпринимательство: учебник / А. В. Бусыгин. - М.: Дело, 2009. - 640 с.
  17. Бусыгин, А. В. Предпринимательство: учебник / А. В. Бусыгин. - М.: Дело, 2009. - 640 с.
  18. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. - Минск: Высшая школа, 2008. - 264 с.
  19. Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / С. И. Мазоль. - Минск: Книжный Дом, 2004. - 272 с.
  20. О состоянии и развитии предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/
  21. Об экономическом положении малого и среднего бизнеса в 2011г. [Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://research.by/

 

 


Информация о работе Экономическая природа, цели, мотивы и эволюция предпринимательства