Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 23:48, курсовая работа
Одно из величайших изобретений человечества – деньги. Это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счета во всех, кроме самых начальных экономических системах.
В настоящее время тема денег является самой актуальной в нашей жизни, так как без наличия денег ни один человек не сможет прожить в этом мире. Эта тема является и современной в нашей жизни, так как постоянно экономическая система пополняется все новыми видами денег, которые просты в обращении и в какой-то степени облегчают жизнь человека, делая его наиболее совершенным в жизни.
Введение……………………………………………………………………...
3
1. Исторический процесс появления и развития денег.………………….
5
1.1 Зарождение денег……………………………………………………….
5
2. Сущность и функции денег……………………….. …………………….
8
2.1 Деньги как средство обращения…………..……………………………
8
2.2 Деньги как средство платежа ………………………….………………
8
2.3 Причины появления бумажных денег……………………………………
10
4.Виды денег……………………….………………………………………….
12
5. Валюта…………………………………………………………………….
15
Заключение…………………………………………………………………….
17
Заключение…………………………………………………………………….
19
Приложение А. Определения……….. ………………………………………
21
Список использованной литературы…………………………………………
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность денежных средств, обращающихся в стране на данный момент.
Денежная масса – совокупность всех денежных платежей, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые «денежные агрегеты». К ним относятся следующие:
Валюта.
Валюта – это денежная единица страны, а также денежные знаки иностранных государств. В первом случае речь идёт о национальной валюте, во втором – об иностранной (валюте)
Каждая страна имеет национальную валюту. Для обслуживания движения товаров, услуг и капиталов валюты разных стран должны конвертироваться (обмениваться друг на друга). Режим обратимости определяют три группы валют. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) без ограничений обменивается на все инвалюты. Десяток с небольшим самых развитых стран мира обладает СКВ, которую ещё называют твердой валютой в силу её относительной стабильности по сравнению с иными денежными знаками, а также мировыми деньгами.
Около полусотни стран мира владеют мягкой валютой, или частично конвертируемой, когда применяются некоторые ограничения по ряду валютных операций. Наконец, неконвертируемая валюта – замкнутая валюта, имеющая обращение в пределах своей страны и не обмениваемая на инвалюты. Переход к конвертируемости национальной валюты – не техническая операция. Это сложный и постепенный процесс, идущий параллельно с повышением эффективности экономики и конкурентоспособности на мировом рынке производимых товаров.
Курс валют позволяет определить соотношение, в котором валюты могут обмениваться, он устанавливается на валютных биржах, на которых разные валюты продаются и покупаются. Валютный курс – цена национальной валюты, выраженная в национальной валюте. Отечественная валюта обесценивается, когда растет цена единицы инвалюты в пересчете на национальную валюту. И наоборот.
В современной международной валютной системе валютные (обменные) курсы свободные, плавающие, добровольно «привязываясь» друг к другу в зависимости от спроса и предложения. Валютный курс всегда конкретен и оптимальном (наилучшем) случае выражает паритет (равенство) покупательной способности альтернативных (обмениваемых) денежных единиц. Валютные курсы, помимо прочего, зависят от уровня конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внешнем рынке, темпов инфляции, от характера внешнеэкономической политики правительства.
Валютный бизнес – особая сфера предпринимательства. Для получения здесь весомой прибыли нужны профессиональные знания, опыт, талант и призвание. Валютный брокер, дилер – особый тип деловых людей, соединяющих деловую компетентность с обостренной интуицией, чутьем неуловимых изменений на валютном рынке.
История бумажных денег в России достаточно
интересна и насыщена и заслуживает подробного
рассмотрения. В данной работе представлены
основные этапы развития и реформы, относящиеся
к бумажным деньгам России.
В СССР была монополия на международную торговлю, которая осуществлялась соответствующими организациями. Предприятия доступа к реальной валюте не имели. То есть, они имели рублевые счета, эквивалентные по сумме, валютным. И более того, деньги на эти счета поступали на целевое финансирование (закупка станков, материалов, оборудования), а не так, что "у меня там валютка скопилась, на что бы ее потратить?". Предприятия через соответствующую организацию типа "Внешстанкоимпорт" или как она там называлась, заключала договор на поставку оборудования, переводила рублевуюсумму на счет этой организации, и уже эта организация осуществляла все манипуляции с реальной валютой (долларами, маркам, фунтами).
Конец 1920-х - начало 1930-х годов в Советском Союзе было временем кардинальной трансформации хозяйственного механизма. Руководство страны взяло курс на индустриализацию. Отсутствие реальных источников ее финансирования сначала привело к необеспеченной эмиссии денежных знаков, а затем к изменению форм организации денежного обращения, в частности, порядка эмитирования и регулирования денежной массы.
Источников, из которых черпались денежные средства для модернизации промышленности в индустриально развитых странах Запада, ? внутрипромышленных накоплений, внутренних и внешних займов ? в СССР в этот период не было. Единственным реальным способом финансирования проводимой сверхбыстрыми темпами индустриализации была эмиссия бумажных денежных знаков. Запланированных накоплений в промышленности достичь не удалось, поскольку промышленный рост обеспечивался главным образом за счет увеличения численности работающих при опережающем росте зарплаты. Денежно-кредитная политика государства в это время целиком подчинялась задаче изыскания средств для проведения индустриализации. Между тем уже к началу 1929 г. появились явные признаки недоверия населения к советской валюте и нежелания граждан участвовать в финансировании государственных программ индустриализации. С середины 1930 г. население практически перестало добровольно покупать облигации госзаймов.
Работа аппарата Наркомфина и Госбанка СССР в этих условиях в значительной степени сводилась к сбору налогов, дополнительному изъятию средств у населения и распределению их в госсекторе в соответствии с кредитными планами. Подписка на займы стала коллективной и фактически обязательной. Увеличение доходов бюджета за счет подписки населения на займы происходило на фоне роста денежных доходов населения. По официальным данным, за первую пятилетку они возросли в 3,5 раза, при этом денежные доходы рабочих и служащих ? в 4 раза. За это же время оборот государственной и кооперативной торговли увеличился примерно в 2,5 раза Основной причиной медленного роста товарооборота было резкое сокращение производства в сельском хозяйстве. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность и репрессии против крестьян привели к тому, что за пять лет (1928?1932 гг.) почти вдвое уменьшились объемы продукции животноводства и птицеводства. Производство мяса, молока, яиц в 1934 г. было ниже, чем в 1919 году. Сократился валовой сбор зерна, снизилась средняя урожайность зерновых (в 1932 г. она составляла 5,7 ц с гектара против 8,2 ц в 1913 г.).
В результате торговый оборот заполнился массой ?пустых? денег. В перечень дефицитных товаров вошли продукты питания и товары массового спроса ? текстиль, металлические изделия, обувь, кожаные изделия.
В целях борьбы с продовольственным кризисом и товарным дефицитом с 1929 г. во всех городах была введена карточная система. Приоритет в снабжении принадлежал индустриальным центрам. Власти рассчитывали таким образом обеспечить снабжение всех горожан в равной степени, но в условиях обострения продовольственного дефицита и угрозы голода снабжение было дифференцированным. Только рабочие ведущих промышленных объектов получали по карточкам все товары.
Карточная система предусматривала разные цены на основные продукты массового спроса в зависимости от принадлежности владельца карточки к той или иной социальной группе, его местожительства, профессии и места работы. Нормы выдачи продуктов по карточкам также были различными. Они определялись как важностью предприятия и города, так и значимостью конкретного цеха и степенью выполнения плана.
Одновременно с введением карточной системы были созданы закрытые формы распределения товаров. В крупных городах были организованы коммерческие магазины, где можно было купить продовольственные товары любого ассортимента по ценам, превышающим карточные в 5?6 раз.
В денежной сфере страны с 1930 г. отмечались явления, характерные для периодов усиления инфляции. Повсеместно наблюдалось так называемое ?бегство от денег?, когда население стремится любыми путями превратить их в товары, цены на которые все время повышаются. Оживился подпольный фондовый рынок, цены на Поскольку рост эмиссии значительно опережал увеличение товарооборота, разрыв между покупательной способностью денег и предложением товаров постоянно увеличивалсязолото и иностранную валюту резко возросли. Огромные капиталовложения в тяжелую промышленность, сознательное ускорение темпов ликвидации частного сектора и нарушение пропорций в развитии отраслей промышленности, производящих средства производства и товары народного потребления, сохранение дисбаланса в развитии промышленности и сельского хозяйства неизбежно должны были привести к дестабилизации денежного обращения. Опасность возврата к гиперинфляции, от которой страна избавилась за несколько лет до этого, была реальной. Поэтому еще в 1929 г. начался поиск экономических моделей, которые позволили бы осуществить в СССР ускоренную модернизацию промышленности при отсутствии для этого реальных денежных средств.
Одним из первых шагов в этом направлении было осуществление в стране в 1929?1933 гг. экономических реформ ? налоговой, кредитной и тарифной. Созданные в результате их проведения экономические механизмы позволили принудительно изымать денежные средства у промышленных предприятий и населения с целью их перераспределения в соответствии с кредитными планами.
Налоговая реформа оградила государство от возможных последствий уменьшения платежей населения в казну. После вытеснения из розничной торговли частника Наркомфин начал контролировать большую часть товаропотоков (предметов первой необходимости и продуктов питания)
Постановлением СНК СССР от 16 августа 1930 г. для предприятий и организаций ?обобществленного сектора? вместо системы множественных налогов были введены две основные формы платежей в бюджет ? налог с оборота (именно он стал основой доходной части бюджета)5 и отчисление от прибылей государственных предприятий на образование специального капитала в учреждениях долгосрочного кредита. Введение двух форм платежа госпредприятий в бюджет позволило создать механизм перераспределения доходов и финансового контроля за ходом выполнения предприятиями производственных планов и планов реализации.
Целью хозяйственных и финансовых реформ начала 1930-х годов было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса.
Денежная система, которая сформировалась в СССР после проведения кредитной реформы, была полностью оторвана от мирового рынка. В то время как денежные знаки экономически развитых стран обеспечивались золотом, советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством. Золотой запас страны стал рассматриваться как неосновной вид обеспечения советских денег, необходимый прежде всего для внешнеторговых операций государства.
Планирование денежного обращения перестало ограничиваться общим определением количества денег в обращении и его косвенным регулированием. Оно стало прямым и охватывало основные потоки налично-денежного оборота, которые сводились в основном к выплатам наличных средств на заработную плату, по заготовкам и со счетов колхозов, а также к возврату этих денег через торговую сеть и посредством финансовых мероприятий государства (налоги, займы). Налично-денежный оборот практически свелся к обороту денежных доходов и расходов населения. Он проходил главным образом через кассы государственных и кооперативных предприятий и организаций и через кассы Госбанка СССР.
Еще одной особенностью советских денег было наличие у одной денежной единицы нескольких покупательных способностей. Покупательная способность рубля зависела от того, где его отоваривали: в рабочей столовой на предприятии ?ударной? отрасли промышленности, на базаре или в закрытом распределителе.
Регулирование наличного денежного оборота стало осуществляться за счет изменения цен в государственной розничной торговле, повышения налогов и широкого использования принудительных займов. Все это снижало покупательский спрос на товары группы ?Б? (производство которых сдерживалось) и отчасти ослабляло негативные последствия непокрытой эмиссии, являвшейся результатом дефицита бюджета. Увеличение расходов на финансирование обороны создало большое напряжение в бюджете. Для обеспечения растущих затрат был проведен ряд мероприятий по сокращению государственных расходов и дополнительной мобилизации ресурсов как за счет народного хозяйства, так и за счет доходов населения.
Показатели денежного обращения особенно заметно ухудшились в период с конца 1938 г. до середины 1940 года. Непосредственной причиной этого явилось недостаточное увеличение товарных фондов для продажи населению. Были введены ограничения отпуска товаров населению, установлены нормы отпуска продовольственных товаров в одни руки. В 1940 г. многие промтовары практически нельзя было купить по государственным ценам. Они поступали в особые магазины, которые продавали их по повышенным ценам. На местах в ряде случаев возникали замаскированные попытки возрождения закрытых форм торговли и возврата к карточной системе Рост производства промышленной продукции, в частности, товаров группы ?Б?, а также серьезное снижение себестоимости продукции позволили значительно повысить доходы бюджета за счет налога с оборота и отчислений от прибылей.