Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:32, контрольная работа
Экономика любой страны функционирует как самостоятельная, большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое ее звено - компонент системы - может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находиться с ними во взаимосвязи и взаимозависимости. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
В марксистской науке также развивались исследования неоднородной экономики, известные как теория переходного периода. Глубокие изменения,
происходящие в современном обществе, которые приобрели уже устойчивый характер, делают возможным и необходимым более полное познание сущности смешанной экономики.
Экономические системы не находятся в статическом состоянии, а постоянно изменяются и развиваются. Каждая система в своем движении проходит этапы возникновения, формирования, развития, прохождения, разложения, исчезновения. При этом, когда одна система находится на стадии прохождения, одновременно возникает новая система. Этап разложения старой системы координируется с формированием новой системы, а исчезновение старой системы предполагает переход в развитое состояние системы, идущей ей на смену. Таким образом, элементы старого и нового постоянно присутствуют и сосуществуют в экономике. Общество всегда включало в себя в той или иной мере элементы различных технико-технологических, организационных, экономических и других систем. И в этом широком смысле смешанная экономика существовала всегда. Однако соотношение различных систем на различных ступенях развития общества неодинаково. В предшествующем историческом развитии смешанная экономика была характерна для перехода от одной экономической системы к другой. Наиболее отчетливо смешанный характер экономики проявляется на таком этапе развития общества, когда одна экономическая система находится в стадии формирования, а вторая – в стадии разложения.
Система производственных отношений, являющихся общественной формой функционирования определенного технологического способа производства, находящаяся на стадии формирования или разложения и сосуществующая с другой системой называется укладом. Поэтому смешанную экономику называют многоукладной. Сущность каждого уклада раскрывается через присущие ему отношения собственности. А смешанная экономика характеризуется, следовательно, многообразием отношений собственности, которые реализуются в многообразии форм хозяйствования. Между укладами существуют противоречия. Разрешение их определяется развитием внутриукладных противоречий. При этом, определяющим развитие смешанной экономики является движение основного противоречия уклада.
Завершение перехода к господствующему положению одной из систем приводит к утверждению общества более или менее «чистого типа» (например, феодализма, капитализма и пр.). Однако в современных условиях возникает принципиально новая ситуация в которой общество не развивается в направлении вытеснения одной системы другой, а в определенной мере на разных уровнях использует различные системы, и это является существенной чертой нового типа развития. Происходит переход от развития общества за счет смены одной системы другой (формационный, воспроизводственный тип развития) к развитию за счет постоянного процесса обновления и сочетания различных систем (процессуальный, инновационный тип развития). Раньше смешанность экономики была характеристикой ее переходного состояния, неразвитости новой системы, теперь же наоборот – смешанность экономики характеризует ее развитость, внутреннюю способность к самообновлению и самосовершенствованию. Можно сказать, что раньше смешанная экономика характеризовала переходное состояние общества, теперь она характеризует новый тип его развития.
Термин «смешанная экономика» может употребляться в различных смыслах. Он может означать соединение технико-производственных систем (например, аграрного и индустриального общества), организационно- управленческих (саморегулирование и государственное регулирование), экономико-функциональных (план и рынок), социально-экономических (капиталистический, мелкотоварный, социалистический уклады) и т. д. Он также отражает и соединение всех этих аспектов.
2.2. Модели современной рыночной экономики
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержании стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.
Западноевропейская модель сформировалась в послевоенное время, в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Характеризуется позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры, а также ряде отраслей добывающей промышленности. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманская, шведская и другие.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них. Высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура). Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и иновационность продукции.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии. Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей. Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы. Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развитии рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.
Заключение
Экономическая система — сложное, многоструктурное и полифункциональное социально-экономическое явление. В экономической литературе определяют различные модели, типы экономических систем. Классификация их зависит от разных критериев. Хотя деление экономических систем в определённой мере условно.
Ни для одной страны нет однозначных и общепринятых путей развития и безболезненных рецептов достижения благосостояния и прогресса. В строительстве современной экономической системы следует всесторонне использовать достижения и опыт функционирования мировой цивилизации, учитывая при этом собственные специфические условия, возможности и ментальность.
Центральная проблема любой современной экономики - обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налоги, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.
Особого внимания требует внедрение современных методов бухгалтерского учета и аудита. Необходимо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи также целесообразно расширить возможности и компетенцию специального государственного органа в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных. От его внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания издержек, создания излишних посреднических звеньев в процессе движения товаров и услуг на рынке.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые находятся в постоянном развитии.
Список использованной литературы
1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие под ред.А.В. Сидоровича-М.ДИС
2. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2011.
3. Нуреев Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Учебное пособие для вузов. - М., 2012.
4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство Норма, 2010.
5. Экономическая теория: Учебник /Под общ. В. И. Видяпина и др. - М., 2009.
6. Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г. Грязновой- М.,2010