Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:47, курсовая работа
В современный период экономической науки делается упор на системные представление об экономике в учебниках "Экономика" ("Экономическая теория") под редакцией Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева, Лемешевской, Баликоева. Главной проблемой современного периода формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Экономические системы…………………………………4
1.1 Понятие экономической системы и ее составные элементы…..4
1.2 Классификация экономических систем…………………………6
Глава 2. Типы экономических систем……………………… . …17
2.1 Традиционная система……………………………………….…17
2.2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)………………………………………………………………….18
2.3 Административно-командная система. ………………………..19
2.4. Современная рыночная экономика………………………….…22
2.5. Смешанная экономика………………………………………….24
Глава 3. Модели экономических систем. Современный рынок экономики………………………………………………………………………26
3.1 Американская модель………………………………………..………26
3.2. Шведская модель……………………………………………………26
3.3 Модель социального хозяйства ФРГ………………………………..27
3.4 Японская модель…………………………………………………......27
3.5 Южно-корейская модель……………………………………………28
Заключение…………………………………………….………………..29
Список использованной литературы…………………………...……30
2.2. Рыночная экономика свободной конкуренции
(чистый капитализм).
Хотя
эта система сложилась в XVIII в. И прекратила
свое существование в конце XIX - первых
десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному),
значительная часть ее элементов вошла
в современную рыночную систему.
Отличительными
чертами этой экономической системы являлись
частная собственность на экономические
ресурсы; рыночный механизм регулирования
макроэкономической деятельности, основанный
на свободной конкуренции; наличие множества
самостоятельно действующих покупателей
и продавцов каждого товара.
Одной из главных предпосылок чистого
капитализма выступает личная свобода
каждого из участников экономической
деятельности, то есть не только капиталиста-предпринимателя,
но и наемного работника. Решающим условием
экономического прогресса стала свобода
предпринимательской деятельности тех,
кто имел капитал, и свобода наемного работника
продавать свою рабочую силу.
Каков
механизм решения ключевых экономических
задач в рассматриваемой экономической
системе? Они решаются опосредованно,
прежде всего через цены, складывающиеся
на рынке под воздействием спроса и предложения.
Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую
прежде всего уровнем и динамикой цен,
товаропроизводители сами решают проблему
распределения всех ресурсов, производя
те товары, которые пользуются спросом
на рынке. Таким образом, рынок, прежде
всего через цены, координирует деятельность
миллионов людей.
Предприниматели
стремятся получить все больший доход
(прибыль), предельно экономно использовать
природные, трудовые ресурсы, капитал,
знания и максимально широко реализовать
такой ресурс, как свои творческие и организационные
(так называемые предпринимательские)
способности в избранной ими сфере деятельности.
Это служит мощным стимулом развития и
совершенствования производства, раскрывает
созидательные возможности частной собственности.
2.3 Административно-командная система.
Эта
система господствовала ранее в СССР,
странах Восточной Европы и ряде азиатских
государств
Характерными
чертами административно-командной системы
являются общественная (а в реальности
государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, сильная
монополизация и бюрократизация экономики,
централизованное, директивное, экономическое
планирование как основа хозяйственного
механизма.
Хозяйственный
механизм административно-командной системы
имеет ряд особенностей. Он предполагает,
во-первых, непосредственное управление
всеми предприятиями из единого центра
- высших эшелонов государственной власти,
что сводит на нет самостоятельность хозяйственных
субъектов. Во-вторых, государства полностью
контролирует производство и распределение
продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными предприятиями. В-третьих,
государственный аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью преимущественно
административно-командных (директивных)
методов, что подрывает материальную заинтересованность
в результатах труда.
При
чрезмерной централизации исполнительной
власти развивается бюрократизация хозяйственного
механизма и экономических связей. По
своей природе бюрократический централизм
не способен обеспечить рост эффективности
хозяйственной деятельности. Дело здесь
прежде всего в том, что полное огосударствление
хозяйства вызывает невиданную по своим
масштабам монополизацию производства
и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся
во всех областях народного хозяйства
и поддерживаемые министерствами и ведомствами,
при отсутствии конкуренции не заботятся
о внедрении новинок техники и технологии.
Для порождаемой монополизмом дефицитной
экономики характерно отсутствие нормальных
материальных и людских резервов на случай
нарушения сбалансированности народного
хозяйства.
В
странах с административно-командной
системой решение ключевых экономических
задач имело свои специфические особенности.
В соответствии с господствовавшими идеологическими
установками задача определения объема
и структуры продукции считалась слишком
серьезной и ответственной, чтобы передать
ее решение непосредственным производителям
- промышленным предприятиям, колхозам
и совхозам. Поэтому структура общественных
потребностей определялась центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах
принципиально невозможно, эти органы
руководствовались преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей
Централизованное распределение материальных
благ, трудовых и финансовых ресурсов
осуществлялось без участия непосредственных
производителей и потребителей. Оно происходило
в соответствии с заранее выбранными «общественными»
целями и критериями, на основе централизованного
планирования. Значительная часть ресурсов
в соответствии с господствовавшими идеологическими
установками направлялась на развитие
военно-промышленного комплекса.
Распределение
созданной продукции между участниками
производства жестко регламентировалось
центральными органами посредством повсеместно
применяемой тарифной системы, а также
централизованно утверждаемых средств
фонда заработной платы. Это вело к преобладанию
уравнительного подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и неспособность обеспечить
переход к интенсивному типу экономического
развития сделали неизбежными коренные
социально-экономические преобразования
почти во всех социалистических (коммунистических)
странах. Стратегия экономических реформ
в этих странах определяется законами
развития мировой цивилизации, в результате
чего с большей или меньшей скоростью
там строится современная рыночная экономика.
2.4. Современная рыночная
экономика.
По сравнению со всеми предшествовавшими
рыночная система оказалась наиболее
гибкой: она способна перестраиваться,
приспосабливаться к
1. многообразие форм
2. развертывание научно-
3. более активное воздействие государства
на развитие национальной экономики и
социальной сферы.
В развитой рыночной экономике существенные
изменения претерпевает хозяйственный
механизм. Плановые методы хозяйствования
получают дальнейшее развитие в рамках
отдельных фирм в виде маркетинговой системы
управления. В то же время на макроуровне
развитие плановых методов связано с государственным
регулированием экономики, вплоть до осуществления
общенациональных программ и планов.
Планомерность выступает как средство
активного приспособления к требованиям
рынка. В результате и ключевые задачи
экономического развития получают новое
решение. Так, вопрос об объеме и структуре
производимой продукции решается на основе
маркетинговых исследований в рамках
фирм, а также прогноза развития потребностей.
Прогноз рынка позволяет заблаговременно
снижать выпуск устаревающих товаров
и переходить к качественно новым моделям
и видам продукции. Маркетинговая система
управления производством дает возможность
еще до начала производства приводить
индивидуальные затраты компаний, выпускающих
основную массу товаром данного вида,
в соответствие сложившимся на рынке ценам.
Задача использования ресурсов решается
в рамках крупных компаний на основе стратегического
планирования. В то же время перераспределение
ресурсов на развитие новейших отраслей
происходит во многом за счет бюджетных
ассигнований, на основе государственных
общенациональных и межгосударственных
программ, государственного стимулирования
приоритетных направлений развития научно-технического
прогресса.
Наконец, задача распределения созданного
валового внутреннего продукта не только
решается на основе традиционно сложившихся
форм, но и дополняется выделением все
больших ресурсов как крупными компаниями,
так и государством для вложений в развитие
«человеческого фактора»; финансирования
систем образования, в том числе переподготовка
работников различной квалификации, совершенствования
медицинского обслуживания населения,
на социальные нужды.
2.5. Смешанная экономика.
Смешанная
экономика - это рыночная экономика, в
которой активную роль играет государство.
Смешанная экономика носит многосекторный,
многоукладный характер. Частная собственность,
составляющая каркас рыночного хозяйства,
сосуществует и взаимодействует в ней
с государственной собственностью, собственностью
неприбыльных организаций, коллективными
и кооперативными формами собственности.
На базе разнообразных форм собственности
функционируют различные типы хозяйства
и предпринимательства, образуются различные
сектора и уклады национальной экономики.
Основными секторами в развитых странах
являются частный сектор, включающий уклады
среднего, крупного и мелкого предпринимательства,
монопольно-олигархический уклад; государственный,
муниципальный кооперативный и семейный
сектора, сектор неприбыльных организаций:
Каждый сектор занимает свою нишу в экономике
в зависимости от того, насколько эффективно
он удовлетворяет ту или иную потребность
общества.
Для смешанной экономики характерна интеграция
частных и общественных начал, которая
пронизывает развитие всех форм собственности,
секторов и укладов, механизмов регулирования
и определяет как тенденции ее развития,
так и ее противоречия. Это проявляется
во все большем превращении частной собственности
из индивидуальной в частно-коллективные
формы собственности, в развитии различных
форм акционерной собственности, в т. ч.
трудовой, собственности различных институтов
и фондов, осовременивании индивидуально-частной
и мелкогрупповой собственности, усилении
роли собственности неприбыльных организаций.
Усложняется и механизм экономического
регулирования, который образуется противоречивым
взаимодействием рыночного и государственного
экономического и социального регулирования.
Современные смешанные общественно-экономические
системы это социально ориентированные
системы. Об их социальной направленности
свидетельствуют высокие жизненные стандарты
различных социальных слоев. Сужается
шкала дифференциации доходов и уменьшается
социальное расслоение. Средние (по доходам)
слои и группы составляют ядро социальной
структуры общества и основу его социальной
стабильности.
Рост
благосостояния, сглаживание социальной
дифференциации, активная социальная
политика государства, включающая развитие
системы социальной защиты и социальных
гарантий, ведут к смягчению социальных
конфликтов, открывают возможности для
постепенного движения развитых стран
к социальному консенсусу. Тем не менее
время от времени и в условиях сотрудничества
различных социальных групп и слоев вспыхивают
социальные конфликты различного масштаба.
За пределами консенсуса остаются некоторые
наиболее уязвимые и эксплуатируемое
группы наемных работников: иммигранты,
временные работники, нелегально проживающие
иностранные рабочие.
Глава 3. Модели экономических систем. Современный рынок экономики.
3.1 Американская модель
Основные черты (характеристики):
3.2. Шведская модель.
Для Шведской модели характерны:
Модель получила название "функциональной социализации". Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
3.3 Модель социального хозяйства ФРГ
Основные черты:
3.4 Японская модель.
Главная черта, характеризующая
эту модель, заключается в значительном
отставании роста заработной платы
от роста производительности труда,
что позволяет резко снизить
себестоимость товаров и
3.5 Южно-корейская модель.
Эта модель имеет много общего с Японской, в то же время ей присущи и свои специфические особенности:
Заключение:
Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.
Рыночная система система
Командная система. Такая экономическая
система предполагает ликвидацию частной
собственности на факторы производства
и ее замену на государственную собственность.
Основные экономические вопросы
решаются государственными органами управления
и реализуются с помощью
Информация о работе Экономическая система-понятие, сущность. Типы экономических систем