Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1. Экономическая сущность государственного бюджета…………………….4
1.1.Бюджетная система…………………………………………………………..10
2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета………………………………………………………12
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Государственный буджет.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности  сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью  налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем  стимулирования экономики и повышения  эффективности производства.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

                                        1.1.Бюджетная система

 

Бюджетная система - это установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, федеральный фонд занятости населения, фонд социального страхования).
  2. Бюджеты субъектов РФ.
  3. Бюджеты муниципальных образований. На местном уровне внебюджетные фонды не создаются вообще.

Принципы  бюджетной системы РФ, ст.29-38 БК РФ:

  1. Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета - вся совокупность расходов бюджета должна покрываться всей совокупностью его доходов. Т.е. определенные доходы не могут быть связаны с конкретными расходами, чтобы не ставить расходы в зависимость от конкретных доходов. Исключения из этого принципа: а) образование целевых бюджетных фондов, где доходы увязываются с расходами; б) централизация отдельных видов доходов на осуществление, финансирование централизованных мероприятий.
  2. Принцип адресности целевого характера бюджетных средств - т.е. бюджетные средства должны выделяться конкретным получателям бюджетных средств, с обозначением направления и цели их использования.
  3. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники  формирования и направления расходования  средств государственного бюджета.

 

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездное, безвозвратное распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Состав доходов  бюджетной системы:

1. В зависимости от источников поступления доходов, способа получения доходов:

  1. налоговые доходы - это доходы от налогов и сборов, установленных законодательством РФ, а также от штрафов и пеней, от совершения налоговых правонарушений.
  2. неналоговые доходы:
  • доходы от использования государственного и муниципального имущества;
  • доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями;
  • средства, полученные от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • финансовая помощь от бюджетов других уровней, предоставляемая в формах дотаций (для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности), субвенций (помощь на финансирование целевых расходов), субсидии (помощь на финансирование целевых расходов, при условии долевого участия в этом финансировании получателя помощи).
  1. финансовая помощь - это безвозмездные отчисления от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государств.
  1. перечисления по взаимным расчетам - используются для финансового обеспечения государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, а также в результате решений вышестоящих органов власти.

2. В зависимости от срока действия:

  1. собственные доходы бюджета - это доходы, закрепленные за бюджетом на постоянной основе;
  2. регулирующие - это доходы, закрепленные за бюджетом на временной основе, 1 год или 3 года, и более (т.е. долговременные).

Доходы федерального бюджета.

Здесь есть только собственные доходы:

  1. Налоговые доходы федерального бюджета - это доходы от федеральных налогов, которые вводятся в действие федеральными органами государственной власти и действуют на всей территории РФ. Виды налогов и сборов РФ, их система определены ст.12-21 закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 1991-го года, эти статьи действуют до момента введения в действие в полном объеме НК РФ (система и виды налоговых сборов определены ст.12-15).
  2. Доходы от использования федерального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными учреждениями, прибыль ЦентрБанка, доходы от внешнеэкономической деятельности, от применения мер ответственности (административной, уголовной, гражданской).

Доходы бюджетов РФ:

1. Собственные  налоговые доходы:

  1. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие органами власти субъектов РФ, и действующие на территории соответствующих субъектов федерации (ст.20 закона "Об основах налоговой системы"). Основные налоги: налог с продаж, единый налог на вмененный доход, налог на имущество юридических лиц.
  2. отчисления или доли от федеральных налогов и сборов, закрепленные за бюджетами субъектов РФ на постоянной основе, напр., часть налога на прибыль организаций, выплачиваемая по ставке 14.5%; 60% от налога на покупку иностранных денежных знаков и др.

2. Регулирующие  налоговые доходы бюджетов субъектов  федерации - устанавливаются законом  "О федеральном бюджете" на соответствующий финансовый год: 99% налога на доходы физических лиц, акцизы, часть из них на этиловый спирт и алкогольную продукцию в размере 50%, акцизы на иные виды товаров, за исключением акцизов на нефть, газ, автотранспортные средства и т.д.

3. Неналоговые  доходы бюджетов субъектов РФ - от использования имущества,  находящегося в собственности  субъектов федерации, оплаты услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями  субъектов федерации и т.д.

Доходы местного бюджета:

1. Собственные  налоговые доходы, подразделяются на две группы:

  1. местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, вводимые в действие представительными органами местного самоуправления, действующие на территории соответствующих муниципальных образований (ст.21 закона "Об основах налоговой системы"). Напр., налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д.
  2. отчисления (доли) от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Напр., часть налога на прибыль организаций, уплачиваемая по ставке 2%; 60% от регионального налога с продаж.

2. Регулирующие  налоговые доходы - это отчисления  от федеральных и региональных  налогов и сборов, закрепляемые  за местными бюджетами на временной  основе. Как правило, они определяются  законами субъектов РФ на очередной финансовый год.

Формально сегодня  действует ст.7 закона "О финансовых основах местного самоуправления РФ", которая устанавливает гарантированный  минимальный уровень отчислений от некоторых федеральных налогов  в местные бюджеты, не менее 10% от НДС, акцизы на спирт и водку - 10%.

3. Неналоговые  доходы - это доходы от использования  муниципальной собственности, от  платных услуг бюджетных учреждений, финансовой помощи из бюджетов  других уровней и т.д.

Формы расходов бюджетов исчерпывающе определены в ст.69 БК. Расходами являются расходы на содержание бюджетных учреждений, на закупки товаров для обеспечения бюджетных учреждений, трансферты населению (различные социальные выплаты: пенсии, пособия и т.д.).

Распределение расходов между уровнями бюджетной системы, осуществляется исходя из содержания предметов ведения и полномочий, закрепленных за каждым уровнем власти в РФ. Напр., за федерацией закреплены расходы на оборону, вот из федерального бюджета и идут выплаты.

Порядок распределения  расходов между бюджетами закреплен в ст.84-87 БК РФ. Существует четыре вида расходов:

  1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета.
  2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов федерации.
  3. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
  4. Расходы, совместно финансируемые федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами.

Конкретное разграничение  эти расходов конкретизируется федеральными законами и законами субъектов РФ.

Расходы, отнесённые к исключительному финансированию бюджета соответствующего уровня, не могут финансироваться из бюджетов других уровней. Передача расходов из одного уровня на другой, должна сопровождаться обязательной и одновременной передачей доходов.

 

Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основные принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная  классификация включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. рис.2.1).

Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

 


 


 




 

 

 

Рис.2.1 Структура доходов бюджета.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

  1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины;

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета