Экономическая сущность понятия полезности блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом.
Экономическая модель потребительского поведения объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами благ определяют их функции спроса на эти блага. В основе теории поведения потребителя лежит гипотеза о рациональности потребителя.

Содержание работы

Теоретическая часть................................................................................................3
1. Экономическая сущность понятия полезности блага......................................3
2. Действие за¬кона убывающей предельной полезности....................................7
Практическая часть...............................................................................................11
Список используемой литературы......................................................................12

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 28.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть................................................................................................3

1. Экономическая сущность понятия  полезности блага......................................3

2. Действие закона убывающей предельной полезности....................................7

Практическая часть...............................................................................................11

Список используемой литературы......................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность понятия полезности блага

 

     Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

     Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом.

     Экономическая модель потребительского поведения объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами благ определяют их функции спроса на эти блага. В основе теории поведения потребителя лежит гипотеза о рациональности потребителя.

     Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе. То есть при заданных ценах и данном доходе покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами. Для того, чтобы максимизировать полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

     В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.  Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

     Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

     Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г.Госсена, впервые сформулировавшего его в 1854г.

     Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк,  Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

     Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

     Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

     Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности  блага (MU) с ростом его количества (Q):

     Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

     Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

     В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4) потребители  стремятся максимизировать совокупную  полезность.

     Теория потребительского  выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3.Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность.

     Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

     Условие равновесия потребителя:

где MUi – предельная полезность i-того блага;

Pi  - цена i-того блага.

     Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:

MU1 : MU2  : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn

     Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi = Pi λ.

     Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Действие закона убывающей предельной полезности

 

     Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, “голосуя” своими деньгами “за” или “против” выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. В данном разделе мы более подробно остановимся на экономических принципах, определяющих закономерности потребительского спроса, лежащего в основе формирования цены покупателя.

     Чтобы глубже раскрыть сущность рыночного спроса, разберемся в теории потребительского поведения. Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

     Полезность – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

     Материальные блага важны не сами по себе, а потому, что люди с их помощью удовлетворяют свои потребности, например, утоление голода, защита от непогоды, домашний комфорт. Каждый индивид по-своему оценивает то или иное благо. Одним словом, полезность – это суждение человека о благе.

     Понятие “полезность” было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно  для одного человека, может не нравиться  или быть совершенно бесполезно для  другого.

     Обычно экономисты рассматривают не полезность блага вообще, а полезность определенного количества блага. Это означает, что потребитель оценивает для себя не полезность, например, хлеба и воды, а полезность определенного количества этих продуктов. Когда человек голоден, его субъективная оценка первого съеденного им бутерброда и выпитого стакана чая высокая, но по мере насыщения потребностей субъективная оценка полезности новых потребленных единиц блага будет уменьшаться.

Мы уже  отмечали, что полезность – понятие  субъективное, поэтому точному количественному  измерению она не поддается. Однако экономисты установили, что полезность обладаетсвойством порядковой измеримости, с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя при увеличении количества потребляемых благ, хотя саму эту степень удовлетворения точно определить нельзя.

     Для удобства оценки степени удовлетворения полезности введена условная единица измерения, которую назвали “ютиль” (от англ. utility– полезность). Она позволяет установить зависимость между количеством потребляемых единиц блага и добавочной (дополнительной) полезностью, извлекаемой из каждой последующей потребляемой единицы. Это, в свою очередь, определяет ценность продукта в глазах покупателя, а значит, максимальную цену, по которой он готов его купить.

     Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезность представляет собой общую полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Совокупная полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

     Предельная полезность – добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага. Один из видных представителей маржиналистского (от англ. marginal – предельный) направления экономической теории – американский экономист Уильям Джевонс (1835–1882) писал: “Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущие. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества” 1 .

     Итак, функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U = f (Qi),

где U – полезность блага;

Qi – последовательные количества блага.

     Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.

     Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в распоряжении потребителя. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении его цены.

     Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Рассмотрим  два товара, которые продаются  в супермаркете: карандаши и ручки. По цене 20 руб. карандашей было продано 200 шт. в неделю, и ручек по цене 40 руб. было продано 120 шт. в неделю. После повышения цены на карандаши до 25 руб. объем продаж карандашей сократился до 150 шт. в неделю, и объем продаж ручек увеличился до 150 шт. в неделю. Определить коэффициент эластичности по цене на карандаши и определить, как эластичность по цене отразится на изменении дохода супермаркета.

Определим эластичность по спросу на карандаши

=-28.6%

 

 

Экономический смысл полученного коэффициента заключается в том, что изменение  цены относительно первоначальной цены 20 рублей приведет к изменению величины спроса в противоположном направлении  на 1.3%. Спрос в этом случае эластичен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

Арутюнова Г.И. Экономическая теория: Учебник. М.: Международные отношения, 2003.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. СПб: Экономическая школа, 1996.

Соколинский В.М., Корольков В.Е. и  др. Экономическая теория. Учебное  пособие. М.: КНОРУС, 2006.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.

Маршалл А. Принципы политической экономики. - М.: Прогресс, 1993.

Информация о работе Экономическая сущность понятия полезности блага